Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Историко-правовой обзор мер противодействия коррупции
(Патов Н.А.)
("Мировой судья", 2018, N 4)ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
(Патов Н.А.)
("Мировой судья", 2018, N 4)ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Муравьева А.М. Устранение юридических ошибок в деятельности органов местного самоуправления // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. 2022. N 21. С. 90 - 99.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Муравьева А.М. Устранение юридических ошибок в деятельности органов местного самоуправления // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. 2022. N 21. С. 90 - 99.
Статья: О совершенствовании правового и организационного обеспечения профилактики правонарушений в системе государственной службы
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2015, N 6)С целью реализации запланированных мероприятий государственными органами уже приняты соответствующие документы, в частности, можно отметить: Методические рекомендации Минтруда России по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции; Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо согласие принять взятку или просьба о даче взятки <10>. В качестве примера можно также назвать: Приказы Минюста России от 27.06.2014 "О плане мероприятий Министерства юстиции Российской Федерации по противодействию коррупции на 2014 - 2015 годы"; "Об организации в Министерстве юстиции Российской Федерации работы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 10" <11>; Памятку государственному гражданскому служащему Минюста России о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе <12>; Приказ МВД России от 7 ноября 2013 г. N 892 "Об утверждении Перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" <13>.
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2015, N 6)С целью реализации запланированных мероприятий государственными органами уже приняты соответствующие документы, в частности, можно отметить: Методические рекомендации Минтруда России по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции; Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо согласие принять взятку или просьба о даче взятки <10>. В качестве примера можно также назвать: Приказы Минюста России от 27.06.2014 "О плане мероприятий Министерства юстиции Российской Федерации по противодействию коррупции на 2014 - 2015 годы"; "Об организации в Министерстве юстиции Российской Федерации работы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 10" <11>; Памятку государственному гражданскому служащему Минюста России о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной службе <12>; Приказ МВД России от 7 ноября 2013 г. N 892 "Об утверждении Перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" <13>.
Статья: Принципы и пределы осуществления гражданских прав
(Макеева И.В., Зейналова Л.М.)
("Право и экономика", 2022, N 8)Основные труды: Проблемы ограничения и обременения права собственности граждан на жилое помещение в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. N 1 (205). С. 294 - 296; Особенности реализации права собственности на жилое помещение в РФ // Право и государство: теория и практика. 2021. N 6 (198). С. 232 - 235; Историко-правовой анализ антикоррупционной деятельности по российскому законодательству // Современный юрист. 2019. N 1 (26). С. 114 - 123.
(Макеева И.В., Зейналова Л.М.)
("Право и экономика", 2022, N 8)Основные труды: Проблемы ограничения и обременения права собственности граждан на жилое помещение в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. N 1 (205). С. 294 - 296; Особенности реализации права собственности на жилое помещение в РФ // Право и государство: теория и практика. 2021. N 6 (198). С. 232 - 235; Историко-правовой анализ антикоррупционной деятельности по российскому законодательству // Современный юрист. 2019. N 1 (26). С. 114 - 123.
Статья: Роль независимой экспертизы в противодействии коррупции
(Левакин И.В., Шишова Ж.А.)
("Российская юстиция", 2010, N 8)Обзор складывающейся системы антикоррупционных мер, осуществляемых органами государственной власти, подтверждает точку зрения авторов статьи о необходимости включения независимых экспертов в комиссии по размещению заказов, а также в "рабочие группы" государственных органов, занимающихся выработкой антикоррупционных превентивных мер, направленных на предотвращение коррупционных проявлений и действий со стороны государственных служащих.
(Левакин И.В., Шишова Ж.А.)
("Российская юстиция", 2010, N 8)Обзор складывающейся системы антикоррупционных мер, осуществляемых органами государственной власти, подтверждает точку зрения авторов статьи о необходимости включения независимых экспертов в комиссии по размещению заказов, а также в "рабочие группы" государственных органов, занимающихся выработкой антикоррупционных превентивных мер, направленных на предотвращение коррупционных проявлений и действий со стороны государственных служащих.
Статья: Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления: проблема нормативного правового определения понятия
(Ноздрачев А.Ф.)
("Законодательство и экономика", 2016, N 3)Отметим, что в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. (подп. "н" п. 1) предусмотрена подготовка нового обзора урегулирования типовых случаев конфликта интересов лиц, замещающих должности, замещение которых влечет обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Законодательство и экономика", 2016, N 3)Отметим, что в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. (подп. "н" п. 1) предусмотрена подготовка нового обзора урегулирования типовых случаев конфликта интересов лиц, замещающих должности, замещение которых влечет обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов.
Статья: Трудно ли элитам применить закон к себе?
(Кененова И.П.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2017, N 1)Для оценки перспектив предлагаемой исследователями тактики противодействия коррупции имеет смысл обратить внимание на положения Указа Президента РФ от 1 апреля 2016 года N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы" <31>. В первую очередь в положениях Указа и названного Плана стоит отметить предписания, посвященные гарантиям прозрачности и ответственности в деятельности судей, а также рекомендации российскому Верховному Суду о подготовке и утверждении обзоров судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении антикоррупционного законодательства. Как известно, обеспечение независимости и высокого профессионального уровня судейского корпуса - едва ли не основное звено в борьбе с коррупцией. Кроме того, план намечает меры по усилению внутреннего (административного) контроля за деятельностью структур исполнительной власти, а также по обеспечению прозрачности функционирования компаний с государственным участием <32> (в том числе меры, давно предлагавшиеся правоведами в отношении руководства их дочерних формирований) <33>. Вместе с тем в названных документах не обойден вниманием и вопрос антикоррупционной пропаганды. К сожалению, такие "пропагандистские и просветительские" меры (комиссии, рабочие группы, а также семинары, круглые столы, конференции и т.п.), которые уже прочно заняли свое место на федеральном и региональном уровнях власти в качестве "антикоррупционных мероприятий" <34>, "задвигают" на второй план решение куда более важной задачи обеспечения неотвратимости наказания лиц, замещающих государственные должности, и гражданских служащих за коррупционные правонарушения, а также восстановления разрушенных коррупцией звеньев государственного механизма.
(Кененова И.П.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2017, N 1)Для оценки перспектив предлагаемой исследователями тактики противодействия коррупции имеет смысл обратить внимание на положения Указа Президента РФ от 1 апреля 2016 года N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы" <31>. В первую очередь в положениях Указа и названного Плана стоит отметить предписания, посвященные гарантиям прозрачности и ответственности в деятельности судей, а также рекомендации российскому Верховному Суду о подготовке и утверждении обзоров судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении антикоррупционного законодательства. Как известно, обеспечение независимости и высокого профессионального уровня судейского корпуса - едва ли не основное звено в борьбе с коррупцией. Кроме того, план намечает меры по усилению внутреннего (административного) контроля за деятельностью структур исполнительной власти, а также по обеспечению прозрачности функционирования компаний с государственным участием <32> (в том числе меры, давно предлагавшиеся правоведами в отношении руководства их дочерних формирований) <33>. Вместе с тем в названных документах не обойден вниманием и вопрос антикоррупционной пропаганды. К сожалению, такие "пропагандистские и просветительские" меры (комиссии, рабочие группы, а также семинары, круглые столы, конференции и т.п.), которые уже прочно заняли свое место на федеральном и региональном уровнях власти в качестве "антикоррупционных мероприятий" <34>, "задвигают" на второй план решение куда более важной задачи обеспечения неотвратимости наказания лиц, замещающих государственные должности, и гражданских служащих за коррупционные правонарушения, а также восстановления разрушенных коррупцией звеньев государственного механизма.
Статья: Правовые и организационные основы борьбы с коррупцией в Китае
(Чернов С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)В Китае постоянно проходит реформа органов государственного контроля, которая стимулирует усиление эффективности борьбы государства с коррупцией. Объединение органов административного контроля, подразделений прокуратуры, государственных контрольных органов, которые формируются собраниями народных представителей, - это единая централизованная система, контролирующая всех государственных служащих в Китае. Эти реформы позволили восстановить традиционно высокий статус контрольных органов Китая и сформировать новую подсистему государственных политических органов власти. Закон "О борьбе с недобросовестной конкуренцией" направлен на поддержание честной рыночной конкуренции в Китае и охватывает преступления, связанные со взяточничеством. Закон запрещает предпринимателям давать взятки в целях поиска возможностей для совершения сделок или получения конкурентного преимущества. Бюро национальной безопасности расследует и обеспечивает соблюдение Закона "О борьбе с недобросовестной конкуренцией". Некоторым особенностям исполнения этого Закона посвящена статья А.С. Даурбекова <13>. Государственный совет и Коммунистическая партия Китая сформулировали и утвердили в партийных структурах внутренние антикоррупционные правила и положения, регулирующие взаимоотношения и поведение государственных служащих. В 2022 г. в Китае активизировалось внимание к борьбе с коррупцией. Большую роль в развитии антикоррупционной деятельности оказала Центральная комиссия Китая по реферативным дисциплинам. Общее количество уголовных дел за взяточничество в 2022 г. в Китае оставалось на высоком уровне. По данным Верховной народной прокуратуры, к ответственности за получение взяток было привлечено 8 380 человек, а за выдачу взяток - 2 563 человека <14>. В течение 2022 г. Китай продолжал применять уголовные и административные меры против взяточничества после совместного издания в сентябре 2021 г. обновления Центральной комиссии по референтной дисциплине Верховного народного суда и других государственных органов, что требует принятия закона. Правоохранительные органы расследуют деятельность как взяткодателей, так и взяткополучателей. В 2022 г. Национальный надзорный комитет опубликовал пять дел, наглядно показывающих, как были пресечены взятки в крупных компаниях, государственных органах, применяющих новые средства борьбы с коррупцией. Так, появились яркие тенденции применения активных мер административного воздействия против заключенных в сфере коммерческого подкупа сделок. Примерно в этот период Государственное управление регулированием рынка начнет действия против недобросовестной конкуренции. Еще одно новшество, связанное с уголовным правом: в конце 2022 г. Китай снизил стандарты подачи документов по ряду преступлений, совершаемых чиновниками. За последние годы в Китае был принят ряд важных законов и положений о защите данных, которые создают новые проблемы для расследования по вопросам соблюдения нормативных требований в Китае. Отчет Национального надзорного комитета за январь 2023 г. и принятый в Китае в 2022 г. Закон о правоприменении и развитии антикоррупционной политики обеспечивают предварительный обзор постоянных антикоррупционных мер, которые были приняты Китаем в 2023 г. для дальнейшего улучшения внутреннего контроля <15>. Аналогичным образом компаниям важно быть в курсе важных новых технологий, которые изменили правовую среду в сфере информирования о нарушениях и конфиденциальности данных в Китае, что также сказывается на борьбе с коррупцией <16>. В соответствии со статистикой в Китае более 1,5 млн человек привлечены к уголовной ответственности только за первые 11 месяцев 2023 г. За отчетный период органами прокуратуры были приняты к производству дела 20 тыс. лиц, обвиняемых в совершении должностных преступлений. К уголовной ответственности за коррупцию привлечены 16 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем в 2023 г., за дачу взятки были возбуждены уголовные дела в отношении 2 306 человек, на 18,1% больше, чем за 2022 г. Смертный приговор выносится в крайне тяжелых случаях, когда преступление оказывает на повседневную жизнь страны очень негативное воздействие. Если есть смягчающие обстоятельства или когда обвиняемый активно сотрудничает со следствием, смертный приговор выносится с отсрочкой исполнения на два года или может быть заменен на пожизненное заключение без права досрочного освобождения или смягчения наказания. Текущее постановление, в частности, устанавливает минимальные значения для различных типов взяток. Так, взятка в значительном размере теперь определяется минимальной суммой от 30 тыс. юаней (1 юань - 8,52 руб., 30 000 юаней - 256 тыс. руб.), взятка в крупном размере - от 200 тыс. юаней. Есть категория дел, в которых фигурирует взятка в особо крупном размере - от 3 млн юаней. К уголовной ответственности могут быть привлечены и лица, получившие взятки на сумму менее 30 тыс. юаней <17>, если данные преступления наносят существенный вред или затрагивают интересы многих лиц. Кроме этого, правовой документ разъясняет свою позицию в отношении некоторых конкретных вопросов. Так, в случае, если чиновник узнал о получении взятки подозреваемым, членом его семьи или близким помощником, но не сообщил об этом, данное должностное лицо будет считаться соучастником преступления <18>. За десять лет действия (с 2012 по 2022 г.) было осуждено 249 высокопоставленных чиновников. В 2023 г. закон продолжал с известной эффективностью действовать. Только за десять месяцев 2023 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) Коммунистической партии Китая сообщила о проведении ею расследований в отношении более 114 000 человек, из которых почти 81 000 подверглись дисциплинарным мерам.
(Чернов С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)В Китае постоянно проходит реформа органов государственного контроля, которая стимулирует усиление эффективности борьбы государства с коррупцией. Объединение органов административного контроля, подразделений прокуратуры, государственных контрольных органов, которые формируются собраниями народных представителей, - это единая централизованная система, контролирующая всех государственных служащих в Китае. Эти реформы позволили восстановить традиционно высокий статус контрольных органов Китая и сформировать новую подсистему государственных политических органов власти. Закон "О борьбе с недобросовестной конкуренцией" направлен на поддержание честной рыночной конкуренции в Китае и охватывает преступления, связанные со взяточничеством. Закон запрещает предпринимателям давать взятки в целях поиска возможностей для совершения сделок или получения конкурентного преимущества. Бюро национальной безопасности расследует и обеспечивает соблюдение Закона "О борьбе с недобросовестной конкуренцией". Некоторым особенностям исполнения этого Закона посвящена статья А.С. Даурбекова <13>. Государственный совет и Коммунистическая партия Китая сформулировали и утвердили в партийных структурах внутренние антикоррупционные правила и положения, регулирующие взаимоотношения и поведение государственных служащих. В 2022 г. в Китае активизировалось внимание к борьбе с коррупцией. Большую роль в развитии антикоррупционной деятельности оказала Центральная комиссия Китая по реферативным дисциплинам. Общее количество уголовных дел за взяточничество в 2022 г. в Китае оставалось на высоком уровне. По данным Верховной народной прокуратуры, к ответственности за получение взяток было привлечено 8 380 человек, а за выдачу взяток - 2 563 человека <14>. В течение 2022 г. Китай продолжал применять уголовные и административные меры против взяточничества после совместного издания в сентябре 2021 г. обновления Центральной комиссии по референтной дисциплине Верховного народного суда и других государственных органов, что требует принятия закона. Правоохранительные органы расследуют деятельность как взяткодателей, так и взяткополучателей. В 2022 г. Национальный надзорный комитет опубликовал пять дел, наглядно показывающих, как были пресечены взятки в крупных компаниях, государственных органах, применяющих новые средства борьбы с коррупцией. Так, появились яркие тенденции применения активных мер административного воздействия против заключенных в сфере коммерческого подкупа сделок. Примерно в этот период Государственное управление регулированием рынка начнет действия против недобросовестной конкуренции. Еще одно новшество, связанное с уголовным правом: в конце 2022 г. Китай снизил стандарты подачи документов по ряду преступлений, совершаемых чиновниками. За последние годы в Китае был принят ряд важных законов и положений о защите данных, которые создают новые проблемы для расследования по вопросам соблюдения нормативных требований в Китае. Отчет Национального надзорного комитета за январь 2023 г. и принятый в Китае в 2022 г. Закон о правоприменении и развитии антикоррупционной политики обеспечивают предварительный обзор постоянных антикоррупционных мер, которые были приняты Китаем в 2023 г. для дальнейшего улучшения внутреннего контроля <15>. Аналогичным образом компаниям важно быть в курсе важных новых технологий, которые изменили правовую среду в сфере информирования о нарушениях и конфиденциальности данных в Китае, что также сказывается на борьбе с коррупцией <16>. В соответствии со статистикой в Китае более 1,5 млн человек привлечены к уголовной ответственности только за первые 11 месяцев 2023 г. За отчетный период органами прокуратуры были приняты к производству дела 20 тыс. лиц, обвиняемых в совершении должностных преступлений. К уголовной ответственности за коррупцию привлечены 16 тыс. человек, что на 9,7% больше, чем в 2023 г., за дачу взятки были возбуждены уголовные дела в отношении 2 306 человек, на 18,1% больше, чем за 2022 г. Смертный приговор выносится в крайне тяжелых случаях, когда преступление оказывает на повседневную жизнь страны очень негативное воздействие. Если есть смягчающие обстоятельства или когда обвиняемый активно сотрудничает со следствием, смертный приговор выносится с отсрочкой исполнения на два года или может быть заменен на пожизненное заключение без права досрочного освобождения или смягчения наказания. Текущее постановление, в частности, устанавливает минимальные значения для различных типов взяток. Так, взятка в значительном размере теперь определяется минимальной суммой от 30 тыс. юаней (1 юань - 8,52 руб., 30 000 юаней - 256 тыс. руб.), взятка в крупном размере - от 200 тыс. юаней. Есть категория дел, в которых фигурирует взятка в особо крупном размере - от 3 млн юаней. К уголовной ответственности могут быть привлечены и лица, получившие взятки на сумму менее 30 тыс. юаней <17>, если данные преступления наносят существенный вред или затрагивают интересы многих лиц. Кроме этого, правовой документ разъясняет свою позицию в отношении некоторых конкретных вопросов. Так, в случае, если чиновник узнал о получении взятки подозреваемым, членом его семьи или близким помощником, но не сообщил об этом, данное должностное лицо будет считаться соучастником преступления <18>. За десять лет действия (с 2012 по 2022 г.) было осуждено 249 высокопоставленных чиновников. В 2023 г. закон продолжал с известной эффективностью действовать. Только за десять месяцев 2023 г. Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) Коммунистической партии Китая сообщила о проведении ею расследований в отношении более 114 000 человек, из которых почти 81 000 подверглись дисциплинарным мерам.
Статья: Социально-правовая характеристика коррупции в системе государственной службы
(Куракин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 11)<13> См.: Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000; Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX вв. (криминологическое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI - XIX вв. (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Александров С.Г. Правовой механизм борьбы полиции с коррупцией (сравнительно-правовое исследование на примере Российской Федерации и ведущих зарубежных государств): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Хамазина О.И. Правовые средства против воздействия коррупции: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008; и др.
(Куракин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 11)<13> См.: Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000; Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI - XX вв. (криминологическое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI - XIX вв. (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Александров С.Г. Правовой механизм борьбы полиции с коррупцией (сравнительно-правовое исследование на примере Российской Федерации и ведущих зарубежных государств): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Хамазина О.И. Правовые средства против воздействия коррупции: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008; и др.
Статья: Конфликт интересов в военных организациях: новации, некоторые проблемы квалификации, предупреждения, урегулирования
(Бараненкова И.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2018, N 6)В Обзоре судебной практики применения судами в 2014 - 2016 годах антикоррупционного законодательства приводится пример рассмотрения иска о признании незаконным увольнения в связи с непринятием мер по урегулированию конфликта интересов из практики Ивановского областного суда. Истец полагал, что конфликт интересов не возникал, поскольку исполнение им обязанностей члена комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором принимала участие его супруга, не могло повлиять на результаты аукциона. По результатам аукциона победителем был признан другой участник, не его супруга. Суд указал, что то обстоятельство, что супруга истца не была признана победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, которая не только влияет, но и может повлиять на исполнение обязанностей <15>.
(Бараненкова И.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2018, N 6)В Обзоре судебной практики применения судами в 2014 - 2016 годах антикоррупционного законодательства приводится пример рассмотрения иска о признании незаконным увольнения в связи с непринятием мер по урегулированию конфликта интересов из практики Ивановского областного суда. Истец полагал, что конфликт интересов не возникал, поскольку исполнение им обязанностей члена комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором принимала участие его супруга, не могло повлиять на результаты аукциона. По результатам аукциона победителем был признан другой участник, не его супруга. Суд указал, что то обстоятельство, что супруга истца не была признана победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, которая не только влияет, но и может повлиять на исполнение обязанностей <15>.
Статья: Корпоративный антикоррупционный комплаенс: проблемы и ресурсы практического обеспечения
(Астанин В.В.)
("Российская юстиция", 2017, N 10)Первое, с чем сталкивается эксперт, практик или ученый, внимание которого привлечено к отмечаемой дефицитной теме антикоррупции, это проблема понятийного аппарата. В условиях фактической унификации системы антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, которые имеют редкие отличия для публичных должностных лиц организаций государственного и корпоративного сектора, название деятельности по обеспечению их соблюдения разнится в понятиях. Для государственного сектора принятым является определение этой деятельности в содержании "противодействие", "профилактика", "предупреждение". В корпоративном секторе оперируют термином "комплаенс", нередко вкладывая в него разные по объему и содержанию предлагаемые к реализации меры.
(Астанин В.В.)
("Российская юстиция", 2017, N 10)Первое, с чем сталкивается эксперт, практик или ученый, внимание которого привлечено к отмечаемой дефицитной теме антикоррупции, это проблема понятийного аппарата. В условиях фактической унификации системы антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей, которые имеют редкие отличия для публичных должностных лиц организаций государственного и корпоративного сектора, название деятельности по обеспечению их соблюдения разнится в понятиях. Для государственного сектора принятым является определение этой деятельности в содержании "противодействие", "профилактика", "предупреждение". В корпоративном секторе оперируют термином "комплаенс", нередко вкладывая в него разные по объему и содержанию предлагаемые к реализации меры.