Источники загрязнения атмосферного воздуха
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники загрязнения атмосферного воздуха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)1. Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
(КонсультантПлюс, 2025)1. Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как заполнить разд. 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" декларации о плате за НВОС
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как заполнить разд. 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" декларации о плате за НВОС
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Образец расчета суммы платы по источнику негативного воздействия. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух факельными установками при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Образец расчета суммы платы по источнику негативного воздействия. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух факельными установками при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа
Статья: Актуальные вопросы обеспечения охраны атмосферного воздуха и глобальной климатической безопасности
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2023, N 5)С учетом ранее взятых на себя международных обязательств создана национальная система оценки антропогенных выбросов и поглощения парниковых газов <16>. Следует отметить, что значительная роль <17> в деле поглощения парниковых газов отводится естественной функции лесов <18>, что обусловливает критически важное обеспечение их сохранения и воспроизводства. Однако по итогам контрольных проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации в отношении организации мониторинга, учета лесных ресурсов, охраны лесов от пожаров и др., были установлены факты, которые не вполне согласуются с глобальным экологическим значением лесов <19> и их конституционно-правовым режимом публичного достояния многонационального народа России <20>. Так, установлены факты неприменения результатов государственного мониторинга воспроизводства лесов, лесопатологического мониторинга, недостатки в части организации и проведения мониторинга пожарной опасности в лесах. В 2021 г., в сравнении с 2017 г., расходы на охрану лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации за счет всех источников увеличились в 2,1 раза и составили 24,3 млрд руб., но площадь лесных пожаров при этом возросла в 2,2 раза, а оперативность тушения лесных пожаров в первые сутки составила по итогам 2021 г. 76,3%, что на 1,8% меньше, чем в 2020 г. <21>. Также по итогам проверки Счетной палаты Российской Федерации установлены такие негативные тенденции, как увеличение площади лесов, которые требуют восстановления; в частности, на 1 января 2022 г. насчитывается 10,8 млн га погибших и поврежденных лесных насаждений, из них по причине лесных пожаров - 53,7%; указано неудовлетворительное санитарное и лесопатологическое состояние лесных насаждений; отмечается сокращение с 2010 по 2020 гг. "чистого" поглощения лесами парниковых газов на 20% <22>, и др. Таким образом, выявлена негативная тенденция, что вместо эксплуатации естественной ассимилирующей углерод функции лесов последние стали вследствие масштабных лесных пожаров частично "эмитентом" парниковых газов, а по этой причине и источником загрязнения атмосферного воздуха продуктами горения.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2023, N 5)С учетом ранее взятых на себя международных обязательств создана национальная система оценки антропогенных выбросов и поглощения парниковых газов <16>. Следует отметить, что значительная роль <17> в деле поглощения парниковых газов отводится естественной функции лесов <18>, что обусловливает критически важное обеспечение их сохранения и воспроизводства. Однако по итогам контрольных проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации в отношении организации мониторинга, учета лесных ресурсов, охраны лесов от пожаров и др., были установлены факты, которые не вполне согласуются с глобальным экологическим значением лесов <19> и их конституционно-правовым режимом публичного достояния многонационального народа России <20>. Так, установлены факты неприменения результатов государственного мониторинга воспроизводства лесов, лесопатологического мониторинга, недостатки в части организации и проведения мониторинга пожарной опасности в лесах. В 2021 г., в сравнении с 2017 г., расходы на охрану лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации за счет всех источников увеличились в 2,1 раза и составили 24,3 млрд руб., но площадь лесных пожаров при этом возросла в 2,2 раза, а оперативность тушения лесных пожаров в первые сутки составила по итогам 2021 г. 76,3%, что на 1,8% меньше, чем в 2020 г. <21>. Также по итогам проверки Счетной палаты Российской Федерации установлены такие негативные тенденции, как увеличение площади лесов, которые требуют восстановления; в частности, на 1 января 2022 г. насчитывается 10,8 млн га погибших и поврежденных лесных насаждений, из них по причине лесных пожаров - 53,7%; указано неудовлетворительное санитарное и лесопатологическое состояние лесных насаждений; отмечается сокращение с 2010 по 2020 гг. "чистого" поглощения лесами парниковых газов на 20% <22>, и др. Таким образом, выявлена негативная тенденция, что вместо эксплуатации естественной ассимилирующей углерод функции лесов последние стали вследствие масштабных лесных пожаров частично "эмитентом" парниковых газов, а по этой причине и источником загрязнения атмосферного воздуха продуктами горения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Статья: Инженерные изыскания для строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сбор, анализ и обобщение материалов инженерно-экологических изысканий прошлых лет, опубликованных и фондовых материалов и данных о состоянии компонентов природной среды, наличии территорий с особыми режимами использования, объектах культурного наследия, возможных источниках загрязнения атмосферного воздуха, почв (или грунтов), поверхностных и подземных вод, донных отложений в поверхностных водных объектах, социально-экономических условиях;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сбор, анализ и обобщение материалов инженерно-экологических изысканий прошлых лет, опубликованных и фондовых материалов и данных о состоянии компонентов природной среды, наличии территорий с особыми режимами использования, объектах культурного наследия, возможных источниках загрязнения атмосферного воздуха, почв (или грунтов), поверхностных и подземных вод, донных отложений в поверхностных водных объектах, социально-экономических условиях;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) размещение источников электромагнитного и (или) иного излучения, создающего помехи для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) размещение источников электромагнитного и (или) иного излучения, создающего помехи для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Для определения показателей выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха расчетным методом используются методики, включенные в перечень методик, который формируется и ведется Минприроды России.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Для определения показателей выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха расчетным методом используются методики, включенные в перечень методик, который формируется и ведется Минприроды России.
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как заполнить разд. 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как заполнить разд. 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Статья: Борьба с преступным загрязнением атмосферы: от ее имитации к реальным действиям
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Специалисты Росприроднадзора, исходя из наименования загрязняющих веществ и их концентрации, адресов забора проб, метеорологических параметров, определили предприятие, в производственной деятельности которого возможен выброс выявленных веществ в названных концентрациях. Соблюдая процедуру, установленную Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <29>, Росприроднадзор обратился в прокуратуру Омской области для согласования внеплановой проверки. Разрешение прокуратуры Омской области было получено, и проверка начата только 14 января 2020 г. В ходе внеплановой проверки превышения установленных предельно допустимых выбросов зафиксировано не было. В своих объяснениях заместитель руководителя Росприроднадзора пояснил, что существующий порядок проведения контрольно-надзорного мероприятия (внеплановые проверки) не позволяет установить источник загрязнения атмосферного воздуха <30>.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Специалисты Росприроднадзора, исходя из наименования загрязняющих веществ и их концентрации, адресов забора проб, метеорологических параметров, определили предприятие, в производственной деятельности которого возможен выброс выявленных веществ в названных концентрациях. Соблюдая процедуру, установленную Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <29>, Росприроднадзор обратился в прокуратуру Омской области для согласования внеплановой проверки. Разрешение прокуратуры Омской области было получено, и проверка начата только 14 января 2020 г. В ходе внеплановой проверки превышения установленных предельно допустимых выбросов зафиксировано не было. В своих объяснениях заместитель руководителя Росприроднадзора пояснил, что существующий порядок проведения контрольно-надзорного мероприятия (внеплановые проверки) не позволяет установить источник загрязнения атмосферного воздуха <30>.
Готовое решение: Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их географических координатах и об уровне (объеме, массе) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по ним;
(КонсультантПлюс, 2025)о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их географических координатах и об уровне (объеме, массе) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по ним;
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха в случае, если на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более трех единиц в день.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха в случае, если на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более трех единиц в день.
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды России N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), которые постоянно или временно функционируют на объекте негативного воздействия на окружающую среду. Для определения показателей выбросов ИЗАВ используются инструментальные и расчетные методы. Полученная информация и результаты проведенных в ходе инвентаризации расчетов и замеров оформляются в виде отчета, который утверждается хозяйствующим субъектом и хранится на предприятии. Этот документ служит основой для разработки другой обязательной экологической документации, такой как проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) или проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Кроме того, инвентаризация выбросов является важным инструментом для планирования и принятия мер по снижению выбросов в атмосферный воздух.
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды России N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), которые постоянно или временно функционируют на объекте негативного воздействия на окружающую среду. Для определения показателей выбросов ИЗАВ используются инструментальные и расчетные методы. Полученная информация и результаты проведенных в ходе инвентаризации расчетов и замеров оформляются в виде отчета, который утверждается хозяйствующим субъектом и хранится на предприятии. Этот документ служит основой для разработки другой обязательной экологической документации, такой как проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) или проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Кроме того, инвентаризация выбросов является важным инструментом для планирования и принятия мер по снижению выбросов в атмосферный воздух.