Источники покрытия дефицита бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники покрытия дефицита бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Однако ранее в нашей стране складывалась ситуация, когда секвестировать бюджет приходилось непосредственно в процессе его исполнения, притом такая возможность была предусмотрена самим законом о бюджете. Так, в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1997 год" (ст. 76) <7> предусматривалось, что "секвестр расходов производится Правительством Российской Федерации по итогам квартала при снижении объемов поступлений доходов федерального бюджета или источников покрытия дефицита федерального бюджета по сравнению с утвержденными настоящим Федеральным законом от 5 до 10 процентов". При этом дополнительно оговаривалось, что в случае снижения объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита по сравнению с утвержденными более чем на 10% Правительство РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло фактическое снижение объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита федерального бюджета, вносит в Госдуму проект федерального закона о секвестре.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Однако ранее в нашей стране складывалась ситуация, когда секвестировать бюджет приходилось непосредственно в процессе его исполнения, притом такая возможность была предусмотрена самим законом о бюджете. Так, в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1997 год" (ст. 76) <7> предусматривалось, что "секвестр расходов производится Правительством Российской Федерации по итогам квартала при снижении объемов поступлений доходов федерального бюджета или источников покрытия дефицита федерального бюджета по сравнению с утвержденными настоящим Федеральным законом от 5 до 10 процентов". При этом дополнительно оговаривалось, что в случае снижения объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита по сравнению с утвержденными более чем на 10% Правительство РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло фактическое снижение объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита федерального бюджета, вносит в Госдуму проект федерального закона о секвестре.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)До момента введения института единого налогового счета переплата по каждому виду доходных источников зачислялась в соответствующий бюджет. Зачет переплат в счет задолженности по налогам, подлежащим зачислению в другие бюджеты, допускался только в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных и (или) взысканных сумм. Действующее правовое регулирование устанавливает правило, согласно которому при наличии положительного сальдо единого налогового счета в отношении конкретного налогоплательщика налоговыми органами готовятся распоряжения на списание соответствующих сумм переплаты с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета с отражением по коду бюджетной классификации источника покрытия дефицита федерального бюджета. В результате на счетах бюджетов, прежде всего на счетах бюджетов поселений, образуется временный кассовый разрыв.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)До момента введения института единого налогового счета переплата по каждому виду доходных источников зачислялась в соответствующий бюджет. Зачет переплат в счет задолженности по налогам, подлежащим зачислению в другие бюджеты, допускался только в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат излишне уплаченных и (или) взысканных сумм. Действующее правовое регулирование устанавливает правило, согласно которому при наличии положительного сальдо единого налогового счета в отношении конкретного налогоплательщика налоговыми органами готовятся распоряжения на списание соответствующих сумм переплаты с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета с отражением по коду бюджетной классификации источника покрытия дефицита федерального бюджета. В результате на счетах бюджетов, прежде всего на счетах бюджетов поселений, образуется временный кассовый разрыв.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Приоритетным источником покрытия структурного дефицита бюджета в ближайшие годы останутся внутренние заимствования посредством ОФЗ. Следование ранее анонсированной стратегии бюджетной нормализации и нулевого структурного первичного дефицита будет способствовать снижению инфляционных ожиданий, долгосрочных доходностей на рынке государственного долга и повысит успешность размещений ОФЗ. Использования средств ФНБ вне бюджетного правила после 2024 года не ожидается. Дополнительным фактором стимулирующего эффекта бюджетной политики будет инвестирование средств ФНБ в экономику России - суммарно более 1,5 трлн рублей в 2024 - 2027 годах. Вместе с тем масштабы размещения средств ФНБ в 2025 - 2027 годах ожидаются ниже, чем в 2022 - 2024 годах (около 0,9 - 1,0 трлн рублей ежегодно).
(утв. Банком России)Приоритетным источником покрытия структурного дефицита бюджета в ближайшие годы останутся внутренние заимствования посредством ОФЗ. Следование ранее анонсированной стратегии бюджетной нормализации и нулевого структурного первичного дефицита будет способствовать снижению инфляционных ожиданий, долгосрочных доходностей на рынке государственного долга и повысит успешность размещений ОФЗ. Использования средств ФНБ вне бюджетного правила после 2024 года не ожидается. Дополнительным фактором стимулирующего эффекта бюджетной политики будет инвестирование средств ФНБ в экономику России - суммарно более 1,5 трлн рублей в 2024 - 2027 годах. Вместе с тем масштабы размещения средств ФНБ в 2025 - 2027 годах ожидаются ниже, чем в 2022 - 2024 годах (около 0,9 - 1,0 трлн рублей ежегодно).
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Ключевые слова: принципы бюджетной системы Российской Федерации, принцип общего (совокупного) покрытия расходов, доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, публичный платеж, расходы бюджета, общие налоги, целевой налог, целевой фонд, дорожный фонд, курортный сбор, утилизационный сбор, экологические платежи, доверие к закону, доверие к действиям государства.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Ключевые слова: принципы бюджетной системы Российской Федерации, принцип общего (совокупного) покрытия расходов, доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, публичный платеж, расходы бюджета, общие налоги, целевой налог, целевой фонд, дорожный фонд, курортный сбор, утилизационный сбор, экологические платежи, доверие к закону, доверие к действиям государства.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета и соответствия объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита (принцип сбалансированности бюджета, ст. 33 БК РФ). При этом расходы бюджета по общему правилу не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета (принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, ст. 35 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета и соответствия объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита (принцип сбалансированности бюджета, ст. 33 БК РФ). При этом расходы бюджета по общему правилу не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета (принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, ст. 35 БК РФ).
Статья: Правовое регулирование деятельности банка развития по гарантийной поддержке общественно значимых проектов
(Кузнецов С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 12)Государственная гарантия представляет собой инструмент финансирования дефицита соответствующего бюджета (ст. 95 БК РФ) для финансирования социально значимых направлений <19> и является формой прямого участия государства в экономических отношениях <20> в связи с тем, что риск потери средств, предусмотренных обязательством по гарантии, лежит на публично-правовом образовании. Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета, так как увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита <21>.
(Кузнецов С.В.)
("Право и экономика", 2021, N 12)Государственная гарантия представляет собой инструмент финансирования дефицита соответствующего бюджета (ст. 95 БК РФ) для финансирования социально значимых направлений <19> и является формой прямого участия государства в экономических отношениях <20> в связи с тем, что риск потери средств, предусмотренных обязательством по гарантии, лежит на публично-правовом образовании. Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета, так как увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита <21>.