Источники финансирования дефицита местного бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники финансирования дефицита местного бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Органы местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ"Данный вывод полностью соответствует норме, предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 86 БК РФ, согласно которой в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)В другом случае Арбитражным судом Мурманской области принято решение о взыскании с сельского поселения Тулома 629 тыс. руб. расходов по содержанию животных без владельцев в приюте для животных, отловленных на территории поселения. Как указал суд, администрация обязана направлять заявки на предоставление соответствующих субвенций. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 14.1 Закона 131-ФЗ, ст. 6 Закона Мурманской области <5> "Об ответственном обращении с животными" финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения государственных полномочий, осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (решение от 24 января 2023 г. по делу N А42-9657/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10383/2023 по делу N А42-9657/2022, Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2023 г. N 307-ЭС23-24294).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)В другом случае Арбитражным судом Мурманской области принято решение о взыскании с сельского поселения Тулома 629 тыс. руб. расходов по содержанию животных без владельцев в приюте для животных, отловленных на территории поселения. Как указал суд, администрация обязана направлять заявки на предоставление соответствующих субвенций. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 14.1 Закона 131-ФЗ, ст. 6 Закона Мурманской области <5> "Об ответственном обращении с животными" финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения государственных полномочий, осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (решение от 24 января 2023 г. по делу N А42-9657/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10383/2023 по делу N А42-9657/2022, Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2023 г. N 307-ЭС23-24294).
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"2) в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"2) в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)1) получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Основные и дополнительные источники финансирования дефицита федерального, региональных и местных бюджетов подразделяются на источники внутреннего и внешнего финансирования в зависимости от того, в какой валюте они размещены: в российской или иностранной (ст. 94 - 96 БК РФ). Согласно ст. 219.2 БК РФ исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. Источники финансирования дефицита бюджета служат для сокращения уровня долга и погашения заимствований, т.е. сами источники финансирования дефицита являются инструментом обеспечения бюджетной безопасности. В то же время сокращение источников финансирования бюджетного дефицита увеличивает вероятность наступления угроз бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Источники финансирования дефицита бюджета обеспечивают сбалансированность доходов и расходов бюджета. Кроме того, бюджетная безопасность Российской Федерации во многом зависит от уровня цен на сырье, что постоянно подвергает бюджетную систему угрозе дефицита. Следовательно, необходимо снижение зависимости бюджета от одного основного источника, а также в целом диверсификация экономики, что позволит накоплять и использовать источники финансирования дефицита бюджета лишь в чрезвычайных ситуациях. С целью обеспечения безопасности источников финансирования дефицита бюджета следует рационально подходить к использованию государственных резервов.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Основные и дополнительные источники финансирования дефицита федерального, региональных и местных бюджетов подразделяются на источники внутреннего и внешнего финансирования в зависимости от того, в какой валюте они размещены: в российской или иностранной (ст. 94 - 96 БК РФ). Согласно ст. 219.2 БК РФ исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. Источники финансирования дефицита бюджета служат для сокращения уровня долга и погашения заимствований, т.е. сами источники финансирования дефицита являются инструментом обеспечения бюджетной безопасности. В то же время сокращение источников финансирования бюджетного дефицита увеличивает вероятность наступления угроз бюджетной системы в долгосрочной перспективе. Источники финансирования дефицита бюджета обеспечивают сбалансированность доходов и расходов бюджета. Кроме того, бюджетная безопасность Российской Федерации во многом зависит от уровня цен на сырье, что постоянно подвергает бюджетную систему угрозе дефицита. Следовательно, необходимо снижение зависимости бюджета от одного основного источника, а также в целом диверсификация экономики, что позволит накоплять и использовать источники финансирования дефицита бюджета лишь в чрезвычайных ситуациях. С целью обеспечения безопасности источников финансирования дефицита бюджета следует рационально подходить к использованию государственных резервов.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные выше, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные выше, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Статья: Финансово-правовые особенности расчетных отношений
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 9)<6> Косвенными участниками системы казначейских платежей являются: 1) получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации; 2) бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения); 3) юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.