Источники доходов бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники доходов бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения" Федерального закона "О национальной платежной системе""Учитывая положения части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе и принятые в соответствии с ним Положение N 383-П, Положение N 762-П, Правила N 107н, суд первой инстанции верно указал, что в силу приведенных нормативных актов уникальный идентификатор платежа присваивается получателем средств. В случае его присвоения он доводится получателем средств до плательщика. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России."
Позиция ВАС РФ: Недофинансирование из бюджета не освобождает должника, который получает доход от коммерческой деятельности, от ответственности за нарушение обязательства
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.01.1999 N 7297/98 по делу N А40-15045/98-63-206 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 50, ст. 123.22, п. 1 ст. 401 ГК РФЕсли учреждение по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, невыделение средств из бюджета может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения в просрочке оплаты оказанных ему услуг.
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.01.1999 N 7297/98 по делу N А40-15045/98-63-206 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 50, ст. 123.22, п. 1 ст. 401 ГК РФЕсли учреждение по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, невыделение средств из бюджета может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения в просрочке оплаты оказанных ему услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ,
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ,
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 26.2. Имущественный налоговый вычет, предоставляемый в соответствии с абзацем двадцать третьим пункта 3 статьи 214.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
(ред. от 27.11.2017)
"О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"Статья 26.2. Имущественный налоговый вычет, предоставляемый в соответствии с абзацем двадцать третьим пункта 3 статьи 214.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований <1>.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.
Статья: Зачет единого налогового платежа в счет будущих платежей
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В заявлении о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) отражается принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приводятся срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.
(Сенин Н.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В заявлении о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) отражается принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приводятся срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей;
Статья: Зачет фиксированных страховых взносов, уплаченных ИП на УСН
(Снегирев А.Г.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)К сведению. Форма заявления о зачете утверждена Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@ (приложение 3). В нем указываются принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы РФ, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности. В случае представления налогоплательщиком заявления о зачете налоговый орган не позднее следующего дня произведет зачет положительного сальдо ЕНС в бюджет субъекта РФ, указанный в заявлении. В Письме ФНС России от 12.04.2023 N КЧ-4-8/4516@ приведена памятка по заполнению заявления.
(Снегирев А.Г.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)К сведению. Форма заявления о зачете утверждена Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@ (приложение 3). В нем указываются принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы РФ, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности. В случае представления налогоплательщиком заявления о зачете налоговый орган не позднее следующего дня произведет зачет положительного сальдо ЕНС в бюджет субъекта РФ, указанный в заявлении. В Письме ФНС России от 12.04.2023 N КЧ-4-8/4516@ приведена памятка по заполнению заявления.
Готовое решение: Как заполнить и сдать налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и удержанных налогов по измененной форме КНД 1151056 с 1 января 2026 г.
(КонсультантПлюс, 2025)В разд. 1 расчета отразите суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет с доходов от источников в РФ, которые вы выплатили иностранным организациям (п. 30 Порядка заполнения расчета):
(КонсультантПлюс, 2025)В разд. 1 расчета отразите суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет с доходов от источников в РФ, которые вы выплатили иностранным организациям (п. 30 Порядка заполнения расчета):
Статья: Зачет суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в другой суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К первому (общему) уровню правового регулирования зачета госпошлины как вида налогового сбора относятся нормы гл. 12 НК РФ. По общим правилам ст. 78 НК РФ устанавливаются сама возможность зачета, порядок зачета, сроки. Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 4 и п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета, в том числе в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса). В заявлении о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) указываются принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы РФ, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности. Зачет суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган заявления о распоряжении путем зачета.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К первому (общему) уровню правового регулирования зачета госпошлины как вида налогового сбора относятся нормы гл. 12 НК РФ. По общим правилам ст. 78 НК РФ устанавливаются сама возможность зачета, порядок зачета, сроки. Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2 п. 4 и п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета, в том числе в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса). В заявлении о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) указываются принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы РФ, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности. Зачет суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган заявления о распоряжении путем зачета.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 27.03.2023 N 03-02-07/26504 <Когда налог считается уплаченным>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)В течение нынешнего года уведомления могут представляться в ИФНС в виде распоряжений на перевод средств в бюджет. То есть обычных платежек, оформленных, как и прежде. Из них фискалам должна быть ясна принадлежность денег к источнику доходов бюджетов. В эти платежки включают все данные, необходимые для определения конкретной обязанности. Таковы предписания части 12 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ. Однако указанным положением срок представления уведомлений не изменялся, обратили внимание минфиновцы.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)В течение нынешнего года уведомления могут представляться в ИФНС в виде распоряжений на перевод средств в бюджет. То есть обычных платежек, оформленных, как и прежде. Из них фискалам должна быть ясна принадлежность денег к источнику доходов бюджетов. В эти платежки включают все данные, необходимые для определения конкретной обязанности. Таковы предписания части 12 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ. Однако указанным положением срок представления уведомлений не изменялся, обратили внимание минфиновцы.
Статья: Правовое регулирование межбюджетных субсидий как доходов бюджета
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В настоящее время одной из основных проблем межбюджетных отношений является регулирование межбюджетных трансфертов. Одним из распространенных видов финансовой помощи публично-правовому образованию является межбюджетная субсидия, которую можно рассмотреть в качестве источника дохода бюджета. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: анализа и синтеза, системный, логический, сравнительно-правовой и формально-юридический.
(Тимерханова А.А., Цареградская Ю.К.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В настоящее время одной из основных проблем межбюджетных отношений является регулирование межбюджетных трансфертов. Одним из распространенных видов финансовой помощи публично-правовому образованию является межбюджетная субсидия, которую можно рассмотреть в качестве источника дохода бюджета. В ходе исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: анализа и синтеза, системный, логический, сравнительно-правовой и формально-юридический.