Источник финансирования существенное условие
Подборка наиболее важных документов по запросу Источник финансирования существенное условие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение несущественных условий контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Закон не рассматривает условие об источнике финансирования как существенное условие контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Закон не рассматривает условие об источнике финансирования как существенное условие контракта
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение порядка оплаты по контракту
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно размещенной... конкурсной документации порядок финансирования и оплаты работ предусматривал... "Источник финансирования настоящего контракта: субсидии федерального бюджета и средства от приносящей доход деятельности".
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно размещенной... конкурсной документации порядок финансирования и оплаты работ предусматривал... "Источник финансирования настоящего контракта: субсидии федерального бюджета и средства от приносящей доход деятельности".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Является ли условие об источнике финансирования обязательным условием контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Является ли условие об источнике финансирования обязательным условием контракта
Статья: Что такое существенные условия контракта?
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)В настоящей статье автор рассмотрит тему существенных условий в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ. Дело в том, что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на внесение сторонами изменений в заключенный контракт, если такими изменениями затрагиваются его существенные условия. Исключения из названного запрета также приведены в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. На практике возникают споры и различные толкования того, какие из условий контракта являются существенными, а какие нет. Например, является ли источник финансирования контракта его существенным условием и могут ли стороны дополнительным соглашением к контракту его изменить?
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 3)В настоящей статье автор рассмотрит тему существенных условий в контракте, заключенном в рамках Закона N 44-ФЗ. Дело в том, что ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на внесение сторонами изменений в заключенный контракт, если такими изменениями затрагиваются его существенные условия. Исключения из названного запрета также приведены в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. На практике возникают споры и различные толкования того, какие из условий контракта являются существенными, а какие нет. Например, является ли источник финансирования контракта его существенным условием и могут ли стороны дополнительным соглашением к контракту его изменить?
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 702
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")22. Обязательным условием согласования проекта сведений Министерством финансов Российской Федерации является наличие расчета объема ежегодных расходов на содержание (эксплуатацию) объекта после его ввода в эксплуатацию, приобретения, документов и материалов, обосновывающих указанный расчет, и источников финансового обеспечения указанных расходов, а обязательным условием согласования указанным Министерством проекта сведений, подготовленного в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, является наличие подписанного руководителем (уполномоченным им лицом) обязательства организации железнодорожного транспорта обеспечить за счет средств внебюджетных источников содержание (эксплуатацию) объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта после ввода его в эксплуатацию.
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")22. Обязательным условием согласования проекта сведений Министерством финансов Российской Федерации является наличие расчета объема ежегодных расходов на содержание (эксплуатацию) объекта после его ввода в эксплуатацию, приобретения, документов и материалов, обосновывающих указанный расчет, и источников финансового обеспечения указанных расходов, а обязательным условием согласования указанным Министерством проекта сведений, подготовленного в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, является наличие подписанного руководителем (уполномоченным им лицом) обязательства организации железнодорожного транспорта обеспечить за счет средств внебюджетных источников содержание (эксплуатацию) объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта после ввода его в эксплуатацию.
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Ключевая ставка. На среднесрочном горизонте проинфляционные риски остаются существенными. Для устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий и закрепления инфляции на целевом уровне необходимо поддержание ключевой ставки на повышенном уровне в течение достаточно длительного времени. Средняя ключевая ставка в 2024 году составит 17,5% годовых, в 2025 году сложится в диапазоне 17,0 - 20,0% годовых. К концу прогнозного горизонта ключевая ставка вернется в нейтральную область. По результатам комплексного анализа экономики и изменений, произошедших в ней за последние 5 лет, оценка уровня реальной долгосрочной нейтральной ставки в российской экономике была повышена на 1,5 п.п. по сравнению с предыдущими оценками и составляет 3,5 - 4,5% годовых. При целевом значении инфляции вблизи 4% это соответствует номинальной нейтральной ставке 7,5 - 8,5% годовых. К повышению оценки нейтральной ставки привели следующие факторы. Во-первых, рост потребности в расширении внутреннего производства и наращивании капитала в условиях происходящей перестройки экономики. Это требует более высокой ставки для увеличения внутренних сбережений, являющихся сейчас ключевым источником финансирования инвестиций. Во-вторых, более высокая премия за риск из-за существенных изменений внешних условий для России в 2022 году и последующего ужесточения санкций. В-третьих, смягчение по сравнению с 2021 годом текущих параметров бюджетного правила. В-четвертых, более высокая оценка внешней нейтральной ставки, чем до пандемии коронавируса, учитывая наблюдаемую устойчивость инфляции к повышению процентных ставок в развитых экономиках <2>.
(утв. Банком России)Ключевая ставка. На среднесрочном горизонте проинфляционные риски остаются существенными. Для устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий и закрепления инфляции на целевом уровне необходимо поддержание ключевой ставки на повышенном уровне в течение достаточно длительного времени. Средняя ключевая ставка в 2024 году составит 17,5% годовых, в 2025 году сложится в диапазоне 17,0 - 20,0% годовых. К концу прогнозного горизонта ключевая ставка вернется в нейтральную область. По результатам комплексного анализа экономики и изменений, произошедших в ней за последние 5 лет, оценка уровня реальной долгосрочной нейтральной ставки в российской экономике была повышена на 1,5 п.п. по сравнению с предыдущими оценками и составляет 3,5 - 4,5% годовых. При целевом значении инфляции вблизи 4% это соответствует номинальной нейтральной ставке 7,5 - 8,5% годовых. К повышению оценки нейтральной ставки привели следующие факторы. Во-первых, рост потребности в расширении внутреннего производства и наращивании капитала в условиях происходящей перестройки экономики. Это требует более высокой ставки для увеличения внутренних сбережений, являющихся сейчас ключевым источником финансирования инвестиций. Во-вторых, более высокая премия за риск из-за существенных изменений внешних условий для России в 2022 году и последующего ужесточения санкций. В-третьих, смягчение по сравнению с 2021 годом текущих параметров бюджетного правила. В-четвертых, более высокая оценка внешней нейтральной ставки, чем до пандемии коронавируса, учитывая наблюдаемую устойчивость инфляции к повышению процентных ставок в развитых экономиках <2>.
Статья: Правовые и лингвистические риски при оформлении информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Подписание информированного добровольного согласия пациентом является обязательным условием оказания медицинской помощи как в рамках средств обязательного медицинского страхования, так и за счет иных источников финансирования (добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги). Исключение составляют строго оговоренные в законодательстве случаи (например, ч. 9 ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ).
(Свередюк М.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Подписание информированного добровольного согласия пациентом является обязательным условием оказания медицинской помощи как в рамках средств обязательного медицинского страхования, так и за счет иных источников финансирования (добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги). Исключение составляют строго оговоренные в законодательстве случаи (например, ч. 9 ст. 20 Федерального закона N 323-ФЗ).
Статья: Правовая природа договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации
(Пивкин М.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Предметом договора выступает осуществление ГО определенных действий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем. Исходя из этого предмет договора о финансировании схож с предметом инвестиционного договора по технологическому присоединению. Однако необходимо добавить, что помимо непосредственно самих действий в предмет договора также входит осуществление финансирования, то есть систематическая передача денежных средств оператором газификации ГО при обязательном условии: "...в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам за транспортировку газа газораспределительной организацией и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов на мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации" <7>. В соответствии с п. 4 договора о финансировании осуществление финансирования выполняется под отлагательным условием, а именно: 1) в случае недостаточности финансовых средств у ГО; 2) если ГО отправляет заявку о необходимости финансирования действий по технологическому присоединению ОГ <8>.
(Пивкин М.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Предметом договора выступает осуществление ГО определенных действий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем. Исходя из этого предмет договора о финансировании схож с предметом инвестиционного договора по технологическому присоединению. Однако необходимо добавить, что помимо непосредственно самих действий в предмет договора также входит осуществление финансирования, то есть систематическая передача денежных средств оператором газификации ГО при обязательном условии: "...в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам за транспортировку газа газораспределительной организацией и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов на мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации" <7>. В соответствии с п. 4 договора о финансировании осуществление финансирования выполняется под отлагательным условием, а именно: 1) в случае недостаточности финансовых средств у ГО; 2) если ГО отправляет заявку о необходимости финансирования действий по технологическому присоединению ОГ <8>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Возведение искусственного земельного участка осуществляется на основании договора о создании участка, порядок заключения и существенные условия которого предусматриваются ст. 7 Закона N 246-ФЗ. При возведении участка за счет бюджетных средств заключается государственный или муниципальный контракт, при этом Закон N 246-ФЗ не регулирует требования к содержанию такого контракта, с чем нельзя согласиться. На наш взгляд, положения ст. 7 Закона N 246-ФЗ, определяющие существенные условия договора о создании искусственного земельного участка, должны распространяться и на государственный или муниципальный контракт, поскольку характер работ по возведению участка не зависит от источника их финансирования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Возведение искусственного земельного участка осуществляется на основании договора о создании участка, порядок заключения и существенные условия которого предусматриваются ст. 7 Закона N 246-ФЗ. При возведении участка за счет бюджетных средств заключается государственный или муниципальный контракт, при этом Закон N 246-ФЗ не регулирует требования к содержанию такого контракта, с чем нельзя согласиться. На наш взгляд, положения ст. 7 Закона N 246-ФЗ, определяющие существенные условия договора о создании искусственного земельного участка, должны распространяться и на государственный или муниципальный контракт, поскольку характер работ по возведению участка не зависит от источника их финансирования.
Статья: Зеленая экономика и право
(Бабаян (Палозян) О.А., Жмурко И.М.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Обращаясь к историческим аспектам теории бюджетной политики, следует отметить, что ее развитие соотносилось с финансово-правовой политикой органов государственной власти, в основу которой входили общественные интересы и наиболее значимые цели, реализуемые в рамках государственного финансирования, целевых программ и иных мероприятий государственного значения, финансируемых из определенных источников и федерального бюджета. И одним из таких источников финансирования государственного бюджета являются заимствования (в форме выпуска облигаций), направленные на формирование его сбалансированности, покрытие его дефицита и долговых обязательств, возникающих в процессе реализации и исполнения. В свою очередь зеленые финансы, зеленые облигации, выпускаемые в рамках таких проектов, приобретают существенное значение в условиях экономического кризиса в сфере экологии с целью разрешения глобальных проблем и борьбы с последствиями изменения климата.
(Бабаян (Палозян) О.А., Жмурко И.М.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Обращаясь к историческим аспектам теории бюджетной политики, следует отметить, что ее развитие соотносилось с финансово-правовой политикой органов государственной власти, в основу которой входили общественные интересы и наиболее значимые цели, реализуемые в рамках государственного финансирования, целевых программ и иных мероприятий государственного значения, финансируемых из определенных источников и федерального бюджета. И одним из таких источников финансирования государственного бюджета являются заимствования (в форме выпуска облигаций), направленные на формирование его сбалансированности, покрытие его дефицита и долговых обязательств, возникающих в процессе реализации и исполнения. В свою очередь зеленые финансы, зеленые облигации, выпускаемые в рамках таких проектов, приобретают существенное значение в условиях экономического кризиса в сфере экологии с целью разрешения глобальных проблем и борьбы с последствиями изменения климата.
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом учтите, что таким образом в договор нельзя добавить источник финансирования, расходы по которому должны осуществляться в рамках Закона N 44-ФЗ. Так, например, бюджетному учреждению, заключившему договор в рамках Закона N 223-ФЗ за счет средств от приносящей доход деятельности, нельзя изменить источник финансирования на бюджетные средства, поскольку за счет таких средств учреждение должно проводить закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Это же правило касается и смешанного финансирования: если часть финансирования по договору осуществляется за счет бюджетных средств, закупку надо проводить по правилам Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N ОГ-Д28-10808).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом учтите, что таким образом в договор нельзя добавить источник финансирования, расходы по которому должны осуществляться в рамках Закона N 44-ФЗ. Так, например, бюджетному учреждению, заключившему договор в рамках Закона N 223-ФЗ за счет средств от приносящей доход деятельности, нельзя изменить источник финансирования на бюджетные средства, поскольку за счет таких средств учреждение должно проводить закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Это же правило касается и смешанного финансирования: если часть финансирования по договору осуществляется за счет бюджетных средств, закупку надо проводить по правилам Закона N 44-ФЗ (см. Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N ОГ-Д28-10808).