Истечение срока полномочий мирового судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Истечение срока полномочий мирового судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2024 N 88а-19185/2024 (УИД 21MS0019-01-2024-001751-15)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Решение: Определение оставлено без изменения.Поскольку подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, о бесспорности требования не свидетельствует, а вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит, указанное обстоятельство являлось препятствием для выдачи судебного приказа.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Решение: Определение оставлено без изменения.Поскольку подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, о бесспорности требования не свидетельствует, а вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит, указанное обстоятельство являлось препятствием для выдачи судебного приказа.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2024 N 88а-27279/2024 (УИД 39MS0027-01-2024-002952-97)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Решение: Определение оставлено без изменения.Так как подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по истечении срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ, не свидетельствует о бесспорности заявленных требований, а вопрос восстановления пропущенного срока не входит в компетенцию мирового судьи в рамках приказного производства, указанное обстоятельство, безусловно, является препятствием для вынесения судебного приказа.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Решение: Определение оставлено без изменения.Так как подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по истечении срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ, не свидетельствует о бесспорности заявленных требований, а вопрос восстановления пропущенного срока не входит в компетенцию мирового судьи в рамках приказного производства, указанное обстоятельство, безусловно, является препятствием для вынесения судебного приказа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отставка судьи: основания, порядок и последствия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу в настоящее время полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Исключения предусмотрены для мировых судей, которые в первый раз назначаются (избираются) на должность сроком на три года (ст. 7 Закона о мировых судьях). Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 8 Закона о мировых судьях днем прекращения полномочий мирового судьи является последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи, или последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу в настоящее время полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Исключения предусмотрены для мировых судей, которые в первый раз назначаются (избираются) на должность сроком на три года (ст. 7 Закона о мировых судьях). Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 8 Закона о мировых судьях днем прекращения полномочий мирового судьи является последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи, или последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи.
Статья: Превратности разбирательств в отношении судей, обвиняемых в превышении своих должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ)
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 25 марта 2010 г. N 58 Л. (А.) была назначена на должность мирового судьи 2-го судебного участка г. Оби Новосибирской области. Приказом и.о. начальника Управления Судебного департамента в Новосибирской области от 26 июля 2013 г. N 654 л/с ее отчислили из штата мировых судей в связи с истечением срока полномочий на основании подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
(Колоколов Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 25 марта 2010 г. N 58 Л. (А.) была назначена на должность мирового судьи 2-го судебного участка г. Оби Новосибирской области. Приказом и.о. начальника Управления Судебного департамента в Новосибирской области от 26 июля 2013 г. N 654 л/с ее отчислили из штата мировых судей в связи с истечением срока полномочий на основании подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года.
Статья: Процедурные вопросы взыскания налога с физического лица
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Поскольку подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, о бесспорности требования не свидетельствует, а вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит, указанное обстоятельство являлось препятствием для выдачи судебного приказа (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. N 88а-3552/2022).
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Поскольку подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, о бесспорности требования не свидетельствует, а вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит, указанное обстоятельство являлось препятствием для выдачи судебного приказа (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. N 88а-3552/2022).
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Несоблюдение сроков, установленных для суда, не препятствует совершению судом процессуальных действий. При нарушении процессуальных сроков, установленных для суда (например, срока подготовки и рассмотрения дела), суд должен совершить процессуальные действия. Никакие санкции за нарушение сроков судами или судебными приставами-исполнителями законодательством не предусмотрены, за исключением присуждения компенсации за нарушение разумных сроков. В то же время Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на нарушение сроков и предпринимал соответствующие меры. При выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Несоблюдение сроков, установленных для суда, не препятствует совершению судом процессуальных действий. При нарушении процессуальных сроков, установленных для суда (например, срока подготовки и рассмотрения дела), суд должен совершить процессуальные действия. Никакие санкции за нарушение сроков судами или судебными приставами-исполнителями законодательством не предусмотрены, за исключением присуждения компенсации за нарушение разумных сроков. В то же время Верховный Суд РФ неоднократно обращал внимание на нарушение сроков и предпринимал соответствующие меры. При выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий.
Статья: Архивы судов в условиях цифровой трансформации
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 3)Однако при анализе технологических новаций Росархива в первую очередь необходимо учитывать потребность в нивелировании пробелов в ведомственном нормативно-правовом регулировании об обеспечении судопроизводства. До настоящего времени сохраняется острейшая ситуация отсутствия правовой определенности (формальной определенности) <7> в организации архивного дела в процессе функционирования судебной системы Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <8>). Не регламентированы: принципы ведения архивного дела в судах Российской Федерации <9>; понятийный аппарат <10>; особенности реализации полномочий Росархива (уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивного дела; формы взаимодействия государственных (муниципальных) архивов с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающими деятельность мировых судей в соответствующих субъектах, включая организацию передачи документов постоянного срока хранения по истечении временного, 15-летнего срока хранения в судах <11>; содержание договоров о сотрудничестве и партнерских отношениях судов (мировых судей) с государственными (муниципальными) архивами; использование документов, относящихся к фондам судов, в государственных (муниципальных) архивах, в том числе с применением онлайновых технологий; организация деятельности объединенных архивов судов <12> и т.д. При разработке проекта предлагаемого к разработке закона необходимо учитывать результаты состоявшихся дискуссий и новых концепций в архивоведении. В частности, в судебной деятельности представляется актуальным установление периода жизненного цикла документа в условиях электронного документооборота (СЭД) в архивах, применения усиленной квалифицированной электронной подписи <13> (УКЭП) и системах хранения электронных документов (СХЭД) на базе ГАС "Правосудие". Ведомственное обсуждение необходимо также для введения новых терминов (таких, как "документообразование" <14>, включающее в себя известное "документирование" <15>), фиксации перехода от "дела" как основной единицы учета, хранения, классификации, систематизации к "документу" и т.д. <16>. Разработка данного акта на уровне закона позволит кардинально улучшить состояние архивного дела, снять многочисленные противоречия, имеющиеся в судах в субъектах Российской Федерации при взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти и государственными архивами в ходе текущего консультирования и передачи установленных документов судов на постоянное хранение. При этом закрепление механизмов передачи документов на постоянное государственное хранение будет иметь вполне очевидные особенности исходя из компетенции судов. Например, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, как следует из содержания Инструкций по делопроизводству в данных судах <17>, являются источниками комплектования для Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Или организация деятельности мировых судей в сфере хранения документов прошлых периодов, в силу требований ст. 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <18>, находится в сфере ведения органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок взаимоотношений государственных архивов субъектов РФ с судебными участками мировых судей (консультирование, организация периодических проверок, согласование текстов номенклатуры дел один раз в пять лет, ежегодное предоставление паспорта архива и т.п.) не унифицирован.
Статья: Об отдельных аспектах защиты прав должника в процедуре отмены судебного приказа в гражданском процессе
(Габов А.В., Борисова Л.В., Савина Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Тем не менее рассматриваемое процессуальное действие суда по вынесению определения о возвращении возражений должника относительно исполнения судебного приказа не имеет каких-либо особенностей, которые были бы исключительными и приемлемыми только для гражданского или арбитражного судопроизводства. Напротив, отметим, что в рамках процессуальной деятельности судов (мировых судей) в случаях представления должником возражений за пределами установленного ст. 128 ГПК РФ срока практика вынесения названного определения по аналогии с ч. 5 ст. 229.5 АПК РФ де-факто сложилась <13>. На это обстоятельство справедливо обращается внимание в научной литературе <14>. Фактически до внесения изменений в ст. 129 ГПК РФ суды, действуя по аналогии и исходя из разъяснений п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. N 62, выносили определение о возвращении должнику его возражений относительно исполнения судебного приказа, поданных за пределами установленного срока для его отмены, в случаях, когда должник не заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не указал на наличие уважительных причин, повлекших его пропуск, либо когда такие причины признаны судом неуважительными <15>. Исключение составляют отдельные встречающиеся на практике примеры вынесения в перечисленных случаях мировыми судьями определений об отказе в отмене судебного приказа <16>. Однако, как обоснованно отмечено в отдельных судебных актах, вынесение таких определений по возражениям должника, поступившим в суд по истечении установленного законом срока, не соответствует требованиям ГПК РФ, поскольку при решении вопроса об отмене судебного приказа мировому судье предоставлены полномочия либо отменить судебный приказ, либо возвратить возражения относительно его исполнения <17>.
(Габов А.В., Борисова Л.В., Савина Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Тем не менее рассматриваемое процессуальное действие суда по вынесению определения о возвращении возражений должника относительно исполнения судебного приказа не имеет каких-либо особенностей, которые были бы исключительными и приемлемыми только для гражданского или арбитражного судопроизводства. Напротив, отметим, что в рамках процессуальной деятельности судов (мировых судей) в случаях представления должником возражений за пределами установленного ст. 128 ГПК РФ срока практика вынесения названного определения по аналогии с ч. 5 ст. 229.5 АПК РФ де-факто сложилась <13>. На это обстоятельство справедливо обращается внимание в научной литературе <14>. Фактически до внесения изменений в ст. 129 ГПК РФ суды, действуя по аналогии и исходя из разъяснений п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2016 г. N 62, выносили определение о возвращении должнику его возражений относительно исполнения судебного приказа, поданных за пределами установленного срока для его отмены, в случаях, когда должник не заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не указал на наличие уважительных причин, повлекших его пропуск, либо когда такие причины признаны судом неуважительными <15>. Исключение составляют отдельные встречающиеся на практике примеры вынесения в перечисленных случаях мировыми судьями определений об отказе в отмене судебного приказа <16>. Однако, как обоснованно отмечено в отдельных судебных актах, вынесение таких определений по возражениям должника, поступившим в суд по истечении установленного законом срока, не соответствует требованиям ГПК РФ, поскольку при решении вопроса об отмене судебного приказа мировому судье предоставлены полномочия либо отменить судебный приказ, либо возвратить возражения относительно его исполнения <17>.
Статья: Назначение мирового судьи и проблемы, возникающие при его замещении на период временного отсутствия
(Демидова Л.С.)
("Мировой судья", 2025, N 1)В качестве примера можно привести следующее. В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет. С учетом определенного опыта работы автора в судебной системе Курганской области в качестве примера будет использоваться сложившаяся в данной сфере практика Курганской области.
(Демидова Л.С.)
("Мировой судья", 2025, N 1)В качестве примера можно привести следующее. В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет. С учетом определенного опыта работы автора в судебной системе Курганской области в качестве примера будет использоваться сложившаяся в данной сфере практика Курганской области.
Статья: Организация работы мировых судей в Российской Федерации и пути ее совершенствования
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Если же проанализировать конкретные полномочия мировых судей, указанные в перечисленных Законах, убрать очевидное ("мировой судья председательствует в судебных заседаниях, замещает отсутствующего мирового судью") и недействующее ("мировой судья распределяет обязанности между работниками"), то получатся следующие функциональные обязанности мирового судьи:
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Если же проанализировать конкретные полномочия мировых судей, указанные в перечисленных Законах, убрать очевидное ("мировой судья председательствует в судебных заседаниях, замещает отсутствующего мирового судью") и недействующее ("мировой судья распределяет обязанности между работниками"), то получатся следующие функциональные обязанности мирового судьи:
Статья: Мировые судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 7 Закона о мировых судьях мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на 3 года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 7 Закона о мировых судьях мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на 3 года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Необходимо обратить внимание на показатель отказов в удовлетворении исковых требований (более 50%), основаниями отказов в удовлетворении исковых требований являются пропуск срока обращения в суд за взысканием задолженности или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обращения за взысканием задолженности, предусмотренного ч. 3 - 5 ст. 48 НК РФ. Введение механизма беззаявительного перехода (возобновления производства) в исковой порядок после отмены приказа (прекращение приказного порядка) соответствует публичным интересам, позволит сократить сроки взыскания задолженности в бюджет с физических лиц и не прерывать процесс правоприменения, создавая риски утраты возможности взыскания обязательных платежей и санкций. Отнесение к компетенции мировых судей всех дел о взыскании обязательных платежей и санкций, разрешаемых в порядке КАС РФ, независимо от порядка их рассмотрения, не повлияет на нагрузку федеральных и мировых судей, позволит сократить трудозатраты и бюджетные средства, поскольку один судья будет рассматривать иски по обстоятельствам, которые им исследовались в порядке приказного производства.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Необходимо обратить внимание на показатель отказов в удовлетворении исковых требований (более 50%), основаниями отказов в удовлетворении исковых требований являются пропуск срока обращения в суд за взысканием задолженности или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обращения за взысканием задолженности, предусмотренного ч. 3 - 5 ст. 48 НК РФ. Введение механизма беззаявительного перехода (возобновления производства) в исковой порядок после отмены приказа (прекращение приказного порядка) соответствует публичным интересам, позволит сократить сроки взыскания задолженности в бюджет с физических лиц и не прерывать процесс правоприменения, создавая риски утраты возможности взыскания обязательных платежей и санкций. Отнесение к компетенции мировых судей всех дел о взыскании обязательных платежей и санкций, разрешаемых в порядке КАС РФ, независимо от порядка их рассмотрения, не повлияет на нагрузку федеральных и мировых судей, позволит сократить трудозатраты и бюджетные средства, поскольку один судья будет рассматривать иски по обстоятельствам, которые им исследовались в порядке приказного производства.
Статья: Исковое производство (общая характеристика)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК РФ, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).