Использование товарного знака в информационных целях
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака в информационных целях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товара" Закона РФ "О защите прав потребителей""Обязанность, предусмотренная ст. 495 ГК РФ и ст. ст. 10, 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, не предоставляется продавцу право размещать товарный знак правообладателя для реализации товаров. С целью информирования продавец вправе указать информацию с точки зрения применимости товара, а не использовать товарные знаки правообладателя для своей предпринимательской деятельности."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Исключительный лицензиат) хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак при его использовании в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)Организация использовала слово не как товарный знак (для наименования категории товара, как название литературного произведения, в информационных целях)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация использовала слово не как товарный знак (для наименования категории товара, как название литературного произведения, в информационных целях)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свободное использование товарного знака
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)Во-первых, товарный знак может использоваться без согласия правообладателя для указания на самого правообладателя, его товары или услуги, индивидуализируемые товарным знаком (можно назвать это информационной целью). Например, не должны признаваться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в СМИ, размещение товарного знака другими лицами в разделах "Партнеры" или "Клиенты" и иные подобные случаи.
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)Во-первых, товарный знак может использоваться без согласия правообладателя для указания на самого правообладателя, его товары или услуги, индивидуализируемые товарным знаком (можно назвать это информационной целью). Например, не должны признаваться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в СМИ, размещение товарного знака другими лицами в разделах "Партнеры" или "Клиенты" и иные подобные случаи.
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Товарный знак считается использованным, если он используется в качестве средства индивидуализации товаров, работ и услуг. А нарушения исключительного права на товарный знак рассматриваются как нарушения его функционального назначения. Так, в качестве нарушения исключительного права суды зарубежных правопорядков рассматривают не только использование тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком обозначения в отношении однородных товаров, но и размывание товарного знака, то есть действия, которые ведут к утрате различительной способности товарного знака или причинению ущерба репутации товарного знака <19>. То, что далеко не любое действие в отношении товарного знака может быть квалифицировано как его использование, обращалось в исследование ВОИС <20>. В доктринальной литературе и судебной практике можно найти примеры действий, которые при соблюдении определенных условий не могут быть квалифицированы как использование товарного знака, в частности при использовании товарного знака в информационных целях, номинативное его использование.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Товарный знак считается использованным, если он используется в качестве средства индивидуализации товаров, работ и услуг. А нарушения исключительного права на товарный знак рассматриваются как нарушения его функционального назначения. Так, в качестве нарушения исключительного права суды зарубежных правопорядков рассматривают не только использование тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком обозначения в отношении однородных товаров, но и размывание товарного знака, то есть действия, которые ведут к утрате различительной способности товарного знака или причинению ущерба репутации товарного знака <19>. То, что далеко не любое действие в отношении товарного знака может быть квалифицировано как его использование, обращалось в исследование ВОИС <20>. В доктринальной литературе и судебной практике можно найти примеры действий, которые при соблюдении определенных условий не могут быть квалифицированы как использование товарного знака, в частности при использовании товарного знака в информационных целях, номинативное его использование.
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Вместе с тем на практике встречаются случаи довольно сложного разграничения правомерного и неправомерного использования средств индивидуализации - чаще товарного знака в составе аудиовизуального произведения. Например, в отношении словесного упоминания товарного знака, что по смыслу п. 2 ст. 1484 ГК РФ использованием товарного знака не является <3>. Такая же позиция усматривается и в случае включения обозначения, совпадающего с чужим товарным знаком, в контекстную рекламу, поскольку "такое упоминание является техническим параметром показа рекламы в поисковой системе" <4>. Неоднозначны подходы к решению вопроса о размещении чужого товарного знака в информационных целях, например, для указания на назначение товара или при интегрированной в аудиовизуальное произведение демонстрации товара с товарным знаком - представляется, что такое использование без согласия правообладателя на товарный знак не является нарушением в соответствии с положениями ст. 1477 ГК РФ и п. 9 ст. 2 Закона о рекламе.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях подтверждения использования товарного знака правообладатель должен доказать не наличие условий для производства товаров, а введение товаров, маркируемых спорным обозначением, в гражданский оборот.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях подтверждения использования товарного знака правообладатель должен доказать не наличие условий для производства товаров, а введение товаров, маркируемых спорным обозначением, в гражданский оборот.
Статья: Темпоральные аспекты авторских и смежных прав
(Бузова Н.В.)
("Цивилист", 2025, N 2)Современные технологии открывают новые возможности для популяризации творческих объектов, созданных авторами и исполнителями. Онлайн-сервисы, музыкальные сайты, специализированные цифровые платформы, иные информационные ресурсы, интернет-приложения позволяют дистанционно ознакомиться с творческими результатами. Творческие объекты также используются в товарных знаках (знаках обслуживания) для повышения привлекательности и узнаваемости товаров и деятельности правообладателя данного средства индивидуализации. Разнообразие возможностей для зрителя, слушателя или иного потребителя порождает и новые вызовы для правообладателей по мониторингу информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях в целях анализа правомерности использования результатов интеллектуальной деятельности и по защите интеллектуальных прав на них в случае их нарушения.
(Бузова Н.В.)
("Цивилист", 2025, N 2)Современные технологии открывают новые возможности для популяризации творческих объектов, созданных авторами и исполнителями. Онлайн-сервисы, музыкальные сайты, специализированные цифровые платформы, иные информационные ресурсы, интернет-приложения позволяют дистанционно ознакомиться с творческими результатами. Творческие объекты также используются в товарных знаках (знаках обслуживания) для повышения привлекательности и узнаваемости товаров и деятельности правообладателя данного средства индивидуализации. Разнообразие возможностей для зрителя, слушателя или иного потребителя порождает и новые вызовы для правообладателей по мониторингу информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях в целях анализа правомерности использования результатов интеллектуальной деятельности и по защите интеллектуальных прав на них в случае их нарушения.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Термин "коммерческая концессия", по существу, является синонимом вошедшего в международную практику термина "франчайзинг", под которым понимается добровольное сотрудничество двух или нескольких партнеров-предпринимателей в целях совместного использования средств индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания), принадлежащих одному из них. При этом сторона, предоставившая право использовать их, одновременно представляет пользователю охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса (наиболее известный пример - открытие по всему миру сети ресторанов "Макдоналдс").
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Термин "коммерческая концессия", по существу, является синонимом вошедшего в международную практику термина "франчайзинг", под которым понимается добровольное сотрудничество двух или нескольких партнеров-предпринимателей в целях совместного использования средств индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания), принадлежащих одному из них. При этом сторона, предоставившая право использовать их, одновременно представляет пользователю охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса (наиболее известный пример - открытие по всему миру сети ресторанов "Макдоналдс").
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)4) обладатель фирменного наименования имеет право запретить применение доменного имени, имеющего сходство до степени смешения с таким наименованием, при условии, что на сайте размещается коммерческая информация, однородная деятельности владельца товарного знака;
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)4) обладатель фирменного наименования имеет право запретить применение доменного имени, имеющего сходство до степени смешения с таким наименованием, при условии, что на сайте размещается коммерческая информация, однородная деятельности владельца товарного знака;
Статья: Доменный спор. Проблематика исполнения решения суда
(Афанасьева Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 2)В настоящее время под доменным именем понимают обозначение символами, которое предназначено для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет <1> (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). В Гражданском кодексе Российской Федерации в действующей редакции доменное имя упоминается неоднократно, в том числе в контексте способов осуществления исключительного права на товарный знак для индивидуализации товаров, работ или услуг - размещение товарного знака в доменном имени признается осуществлением исключительного права на указанное средство индивидуализации (ст. 1484 ГК РФ) <2>. Однако Гражданский кодекс РФ и нормы международного права не определяют доменное имя как объект интеллектуальной собственности. Данная особенность характеризует размытый правовой статус доменного имени и сложность разрешения доменных споров.
(Афанасьева Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 2)В настоящее время под доменным именем понимают обозначение символами, которое предназначено для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет <1> (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). В Гражданском кодексе Российской Федерации в действующей редакции доменное имя упоминается неоднократно, в том числе в контексте способов осуществления исключительного права на товарный знак для индивидуализации товаров, работ или услуг - размещение товарного знака в доменном имени признается осуществлением исключительного права на указанное средство индивидуализации (ст. 1484 ГК РФ) <2>. Однако Гражданский кодекс РФ и нормы международного права не определяют доменное имя как объект интеллектуальной собственности. Данная особенность характеризует размытый правовой статус доменного имени и сложность разрешения доменных споров.
Статья: Практика рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в сети Интернет (за 9 месяцев 2022 года)
(Власов В.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 1)Изделия "Платье женское", артикул 8272305, изготовленные на основе разработанного истцом эскиза, выпущены в обращение и предложены к продаже на электронной торговой площадке Wildberries в сети Интернет с июля 2019 года под товарным знаком ZAVI.
(Власов В.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 1)Изделия "Платье женское", артикул 8272305, изготовленные на основе разработанного истцом эскиза, выпущены в обращение и предложены к продаже на электронной торговой площадке Wildberries в сети Интернет с июля 2019 года под товарным знаком ZAVI.
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
В каком виде видеозапись может быть представлена в суд
(КонсультантПлюс, 2025)В настоящем случае представленные в материалы дела доказательства, подтверждают, что ответчик реализовывал свои услуги в виде курса под наименованием товарного знака истца "Школа сна", размещая информацию о нем и рекламируя с целью реализации на своем сайте http://baby-sleep.ru/ (8 ссылок), в социальной сети Instagram (3 поста), на видеохостинге YouTube (1 видео), в социальной сети TikTok (2 видео).
В каком виде видеозапись может быть представлена в суд
(КонсультантПлюс, 2025)В настоящем случае представленные в материалы дела доказательства, подтверждают, что ответчик реализовывал свои услуги в виде курса под наименованием товарного знака истца "Школа сна", размещая информацию о нем и рекламируя с целью реализации на своем сайте http://baby-sleep.ru/ (8 ссылок), в социальной сети Instagram (3 поста), на видеохостинге YouTube (1 видео), в социальной сети TikTok (2 видео).
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Так, истец указывает, что ответчик знал и не мог не знать об использовании истцом до даты приоритета спорного товарного обозначения "Нефронекс" при совершении действий, направленных на регистрацию лекарственного препарата. По мнению истца, ответчик, воспользовавшись информацией о предполагаемом наименовании лекарственного препарата истца, подал заявку на регистрацию спорного товарного знака с единственной целью - причинить убытки истцу и не допустить вывод его лекарственного препарата на фармацевтический рынок.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Так, истец указывает, что ответчик знал и не мог не знать об использовании истцом до даты приоритета спорного товарного обозначения "Нефронекс" при совершении действий, направленных на регистрацию лекарственного препарата. По мнению истца, ответчик, воспользовавшись информацией о предполагаемом наименовании лекарственного препарата истца, подал заявку на регистрацию спорного товарного знака с единственной целью - причинить убытки истцу и не допустить вывод его лекарственного препарата на фармацевтический рынок.
Статья: Проблема разграничения рекламной и информационной конструкций
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Так, Арбитражный суд Тюменской области отмечает, что размещение изображения товарного знака с надписью "ПИВНОЙ РЕСТОРАН СИБИРСКАЯ КОРОНА" и "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" на крыше здания, в котором ресторан "Сибирская корона" занимает лишь второй этаж, т.е. часть здания, позволяет квалифицировать указанную конструкцию в качестве рекламной, поскольку из способа доведения информации до потребителя можно сделать вывод, что целью размещения таких сведений является не информирование потенциальных клиентов о месте входа в ресторан, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ресторану и реализуемому товару "Сибирская корона". Следовательно, указанная конструкция - реклама как пива "Сибирская корона", так и продавца алкогольной продукции (ресторана "Сибирская корона") <17>.
(Торосян К.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Так, Арбитражный суд Тюменской области отмечает, что размещение изображения товарного знака с надписью "ПИВНОЙ РЕСТОРАН СИБИРСКАЯ КОРОНА" и "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" на крыше здания, в котором ресторан "Сибирская корона" занимает лишь второй этаж, т.е. часть здания, позволяет квалифицировать указанную конструкцию в качестве рекламной, поскольку из способа доведения информации до потребителя можно сделать вывод, что целью размещения таких сведений является не информирование потенциальных клиентов о месте входа в ресторан, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ресторану и реализуемому товару "Сибирская корона". Следовательно, указанная конструкция - реклама как пива "Сибирская корона", так и продавца алкогольной продукции (ресторана "Сибирская корона") <17>.