Использование товарного знака при продаже товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование товарного знака при продаже товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, деятельность по розничной торговле с использованием товарного знака на основании договора франчайзинга осуществляет налогоплательщик, подписавший с подконтрольными лицами договоры поставки с идентичными условиями. Оплата по договорам производилась фиксированными суммами, обезличенно, без привязки к моменту передачи товара (в нарушение условий о сроке оплаты). Налогоплательщик осуществлял регулирование средней численности работников спорных контрагентов для соблюдения критериев в целях применения спецрежима.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, деятельность по розничной торговле с использованием товарного знака на основании договора франчайзинга осуществляет налогоплательщик, подписавший с подконтрольными лицами договоры поставки с идентичными условиями. Оплата по договорам производилась фиксированными суммами, обезличенно, без привязки к моменту передачи товара (в нарушение условий о сроке оплаты). Налогоплательщик осуществлял регулирование средней численности работников спорных контрагентов для соблюдения критериев в целях применения спецрежима.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за незаконное использование товарного знака
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом того, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ, образует незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой же статьи, а также что общество... не оспаривает выводы о том, что на реализованных товарах были незаконно размещены сходные с чужими товарными знаками обозначения, суды... пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества... состава административного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом того, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.10 КоАП РФ, образует незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой же статьи, а также что общество... не оспаривает выводы о том, что на реализованных товарах были незаконно размещены сходные с чужими товарными знаками обозначения, суды... пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества... состава административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая предусмотрена ответственность за реализацию контрафактной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)реализацию товара с незаконно размещенным чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. На юрлиц, в частности, могут наложить административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, но не менее 100 тыс. руб., а также конфисковать контрафакты и орудия правонарушения. Если случай подходит под недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав, применяются нормы о ней (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Обратите внимание: покупатель товара с чужим товарным знаком тоже отвечает за незаконную реализацию, если перепродает товар (абз. 5 п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(КонсультантПлюс, 2025)реализацию товара с незаконно размещенным чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. На юрлиц, в частности, могут наложить административный штраф в размере пятикратного размера стоимости товара, но не менее 100 тыс. руб., а также конфисковать контрафакты и орудия правонарушения. Если случай подходит под недобросовестную конкуренцию с использованием исключительных прав, применяются нормы о ней (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ). Обратите внимание: покупатель товара с чужим товарным знаком тоже отвечает за незаконную реализацию, если перепродает товар (абз. 5 п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Статья: Патентный троллинг в области товарных знаков как вызов законодательству по интеллектуальной собственности
(Шлапунов А.Ю., Мачнева В.Ю.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)В этой связи примечательным видится зарубежный опыт Соединенных Штатов Америки, а именно императивное требование о предоставлении лицами материалов и доказательств об использовании или реальном намерении использовать товарный знак в торговле. Такое требование распространяется как на стадии экспертизы заявленного обозначения (15 U.S.C.S, § 1051 (3-c) <10>), так и после регистрации обозначения через подтверждение фактического и непрерывного использования по истечении пяти лет после регистрации (15 U.S.C.S, § 1065 (3) <11>).
(Шлапунов А.Ю., Мачнева В.Ю.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)В этой связи примечательным видится зарубежный опыт Соединенных Штатов Америки, а именно императивное требование о предоставлении лицами материалов и доказательств об использовании или реальном намерении использовать товарный знак в торговле. Такое требование распространяется как на стадии экспертизы заявленного обозначения (15 U.S.C.S, § 1051 (3-c) <10>), так и после регистрации обозначения через подтверждение фактического и непрерывного использования по истечении пяти лет после регистрации (15 U.S.C.S, § 1065 (3) <11>).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)34. Незаконное использование товарного знака посредством реализации товара, имитирующего товарный знак, является нарушением исключительных прав на такой товарный знак.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)34. Незаконное использование товарного знака посредством реализации товара, имитирующего товарный знак, является нарушением исключительных прав на такой товарный знак.
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)10. Действия по размещению хозяйствующим субъектом в сети "Интернет" информации о товарах с неправомерным использованием товарного знака, свидетельствующие о продаже данного товара, являются актом недобросовестной конкуренции и образуют нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, если они отвечают совокупности условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 названного закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)10. Действия по размещению хозяйствующим субъектом в сети "Интернет" информации о товарах с неправомерным использованием товарного знака, свидетельствующие о продаже данного товара, являются актом недобросовестной конкуренции и образуют нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, если они отвечают совокупности условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 названного закона.
Статья: Что грозит предпринимателю, который не зарегистрировал бизнес
(Пациора Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 31)Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность может сопровождаться наказаниями за сопутствующие правонарушения: торговля контрафактом, незаконное использование чужих товарных знаков, обман покупателя и пр.
(Пациора Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 31)Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность может сопровождаться наказаниями за сопутствующие правонарушения: торговля контрафактом, незаконное использование чужих товарных знаков, обман покупателя и пр.
Готовое решение: Может ли продавец ограничить права покупателя на перепродажу товара
(КонсультантПлюс, 2025)Если продавец является обладателем исключительного права на товарный знак, полагаем, он также не может на этом основании запретить покупателю последующую продажу товара. Объясняется это тем, что использование товарного знака в отношении товаров, которые введены в оборот на территории РФ самим правообладателем или с его согласия, не нарушает исключительное право на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если продавец является обладателем исключительного права на товарный знак, полагаем, он также не может на этом основании запретить покупателю последующую продажу товара. Объясняется это тем, что использование товарного знака в отношении товаров, которые введены в оборот на территории РФ самим правообладателем или с его согласия, не нарушает исключительное право на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, между налогоплательщиком (пользователем) и третьим лицом (правообладателем) был заключен договор коммерческой концессии. Обязанностью налогоплательщика являлось обязательное использование полученных товарных знаков в своей торговой деятельности и предоставление права их пользования другим лицам. Во исполнение данной обязанности налогоплательщиком были заключены договоры коммерческой концессии с взаимозависимыми ИП (пользователями).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, между налогоплательщиком (пользователем) и третьим лицом (правообладателем) был заключен договор коммерческой концессии. Обязанностью налогоплательщика являлось обязательное использование полученных товарных знаков в своей торговой деятельности и предоставление права их пользования другим лицам. Во исполнение данной обязанности налогоплательщиком были заключены договоры коммерческой концессии с взаимозависимыми ИП (пользователями).
Статья: Использование чужого товарного знака в рекламе: мнение ФАС и судебная практика
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2022 N С01-2068/2022 по делу N А56-71344/2020 истец обратился в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, о признании действий ответчиков по размещению контекстной рекламы с использованием товарного знака актом недобросовестной конкуренции и запрете ответчикам использовать товарный знак при продаже товара, в том числе в сети Интернет.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2022 N С01-2068/2022 по делу N А56-71344/2020 истец обратился в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, о признании действий ответчиков по размещению контекстной рекламы с использованием товарного знака актом недобросовестной конкуренции и запрете ответчикам использовать товарный знак при продаже товара, в том числе в сети Интернет.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Суды первой и апелляционной инстанций установили, что доказательств использования ответчиком товарных знаков при продаже товаров материалы дела не содержат. У потребителя товарные знаки истца и обозначение, используемое ответчиком, не могут вызывать ассоциации об их принадлежности одному источнику и восприниматься потребителем как названия, индивидуализирующие услуги, оказываемые одним и тем же лицом. В связи с этим суды признали требования необоснованными и в удовлетворении иска отказали.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Суды первой и апелляционной инстанций установили, что доказательств использования ответчиком товарных знаков при продаже товаров материалы дела не содержат. У потребителя товарные знаки истца и обозначение, используемое ответчиком, не могут вызывать ассоциации об их принадлежности одному источнику и восприниматься потребителем как названия, индивидуализирующие услуги, оказываемые одним и тем же лицом. В связи с этим суды признали требования необоснованными и в удовлетворении иска отказали.
Статья: Исчерпание прав на товарный знак: возможности использования в предложении к продаже
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)В статье С.В. Зыкова рассматриваются допустимые пределы использования товарного знака, принадлежащего иному лицу, при предложении к продаже его товара. Вопрос особенно актуален в настоящее время, поскольку в рамках торговли с использованием цифровых технологий возникает необходимость, например, разместить изображение предлагаемого потребителю товара, а оно может включать в себя товарный знак. И хотя такие действия формально не регулируются правилами об исчерпании прав на товарный знак (оно предполагает только свободу оборота материальных носителей), суды нередко признают их законными. Автор предлагает расширить возможности использования товарного знака (знака обслуживания) лицами, не являющимися правообладателями или его правопреемниками, разумеется, с существенными ограничениями. В данный же момент следует ориентироваться на сложившуюся судебную практику.
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)В статье С.В. Зыкова рассматриваются допустимые пределы использования товарного знака, принадлежащего иному лицу, при предложении к продаже его товара. Вопрос особенно актуален в настоящее время, поскольку в рамках торговли с использованием цифровых технологий возникает необходимость, например, разместить изображение предлагаемого потребителю товара, а оно может включать в себя товарный знак. И хотя такие действия формально не регулируются правилами об исчерпании прав на товарный знак (оно предполагает только свободу оборота материальных носителей), суды нередко признают их законными. Автор предлагает расширить возможности использования товарного знака (знака обслуживания) лицами, не являющимися правообладателями или его правопреемниками, разумеется, с существенными ограничениями. В данный же момент следует ориентироваться на сложившуюся судебную практику.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В соответствии с условиями лицензионного договора истец (лицензиар) предоставил ответчику (лицензиату) неисключительную лицензию на использование товарного знака "Актипол" для маркировки реализуемых им товаров и выполняемых услуг в отношении всех указанных в свидетельстве товаров, а также использования их в рекламе, сопроводительной и деловой документации в отношении всех товаров, которые указаны в свидетельстве.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)В соответствии с условиями лицензионного договора истец (лицензиар) предоставил ответчику (лицензиату) неисключительную лицензию на использование товарного знака "Актипол" для маркировки реализуемых им товаров и выполняемых услуг в отношении всех указанных в свидетельстве товаров, а также использования их в рекламе, сопроводительной и деловой документации в отношении всех товаров, которые указаны в свидетельстве.