Использование средств резервного фонда правительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование средств резервного фонда правительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Обоснования бюджетных ассигнований в части резервных средств (Форма по ОКУД 0512102)
(Приказ Минфина России от 24.06.2025 N 79н)3.2. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок расходования (выделения, использования) средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации которых осуществляется за счет иных резервных средств (условие распределения (выделения) резервных средств)
(Приказ Минфина России от 24.06.2025 N 79н)3.2. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок расходования (выделения, использования) средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации которых осуществляется за счет иных резервных средств (условие распределения (выделения) резервных средств)
Форма: Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей в части резервных средств (Форма по ОКУД 0505605)
(Методические рекомендации Минфина России от 25.06.2025)2.3. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах (проектах актов) Российской Федерации, устанавливающих порядок расходования (выделения) средств резервных фондов Президента Российской Федерации и резервных фондов Правительства Российской Федерации, а также о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации которых осуществляется за счет иных резервных средств (условие распределения (выделения) резервных средств)
(Методические рекомендации Минфина России от 25.06.2025)2.3. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах (проектах актов) Российской Федерации, устанавливающих порядок расходования (выделения) средств резервных фондов Президента Российской Федерации и резервных фондов Правительства Российской Федерации, а также о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, финансовое обеспечение реализации которых осуществляется за счет иных резервных средств (условие распределения (выделения) резервных средств)
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2023 по делу N 88-22944/2023 (УИД 31RS0016-01-2022-009027-09)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании материальной помощи.
Обстоятельства: Истцы не имеют права на получение спорной региональной выплаты.
Решение: Отказано.При этом, суды обоснованно учли, что конституционный принцип равенства прав и обязанностей граждан Российской Федерации не исключает возможности установления тех или иных мер поддержки и критериев нуждаемости в них на уровне субъектов Российской Федерации в рамках полномочий региональных органов власти. В данном случае выплата является материальной помощью, предусматривает использование средств резервного фонда Правительства Белгородской области и распространяется только на жителей Белгородской области.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О взыскании материальной помощи.
Обстоятельства: Истцы не имеют права на получение спорной региональной выплаты.
Решение: Отказано.При этом, суды обоснованно учли, что конституционный принцип равенства прав и обязанностей граждан Российской Федерации не исключает возможности установления тех или иных мер поддержки и критериев нуждаемости в них на уровне субъектов Российской Федерации в рамках полномочий региональных органов власти. В данном случае выплата является материальной помощью, предусматривает использование средств резервного фонда Правительства Белгородской области и распространяется только на жителей Белгородской области.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уставный фонд унитарного предприятия. Руководитель МУП
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом изложенного правильным является вывод апелляционного суда о том, что у совета муниципального района и администрации муниципального района не имелось полномочий в отношении освоения денежных средств, выделенных из бюджета Республики... за счет резервного фонда Правительства Республики... путем направления их на увеличение уставного фонда МУП, а последнее не вправе было распоряжаться полученными им денежными средствами, предоставляя сельхозтоваропроизводителям района от своего имени и на возвратной основе, поскольку это нарушает принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств..."
(КонсультантПлюс, 2025)...С учетом изложенного правильным является вывод апелляционного суда о том, что у совета муниципального района и администрации муниципального района не имелось полномочий в отношении освоения денежных средств, выделенных из бюджета Республики... за счет резервного фонда Правительства Республики... путем направления их на увеличение уставного фонда МУП, а последнее не вправе было распоряжаться полученными им денежными средствами, предоставляя сельхозтоваропроизводителям района от своего имени и на возвратной основе, поскольку это нарушает принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об использовании заказчиком экономии средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Вопрос: Об использовании заказчиком экономии средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Вопрос: Об использовании заказчиком экономии средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства РФ.
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Выводы суда о том, что доказательства, представленные стороной обвинения, как каждое в отдельности, так и в своей совокупности, не подтверждают виновность Соснина В.О. в неисполнении и ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, недобросовестном и небрежном отношении к службе, повлекших в период с 14.12.2020 по 26.01.2021 на территории мкр. Забайкальский г. Улан-Удэ неоднократные нападения животных без владельцев (собак) на потерпевших с причинением им телесных повреждений различной степени тяжести, физической боли и нравственных страданий, а также введение на территории г. Улан-Удэ ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству животных, на выполнение которых в 2020 - 2021 годах использованы финансовые средства резервного фонда Правительства Республики Бурятия и финансовые средства резервного фонда администрации г. Улан-Удэ, с причинением ущерба в особо крупном размере, являются правильными и мотивированными.
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Выводы суда о том, что доказательства, представленные стороной обвинения, как каждое в отдельности, так и в своей совокупности, не подтверждают виновность Соснина В.О. в неисполнении и ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, недобросовестном и небрежном отношении к службе, повлекших в период с 14.12.2020 по 26.01.2021 на территории мкр. Забайкальский г. Улан-Удэ неоднократные нападения животных без владельцев (собак) на потерпевших с причинением им телесных повреждений различной степени тяжести, физической боли и нравственных страданий, а также введение на территории г. Улан-Удэ ограничительных мероприятий (карантина) по бешенству животных, на выполнение которых в 2020 - 2021 годах использованы финансовые средства резервного фонда Правительства Республики Бурятия и финансовые средства резервного фонда администрации г. Улан-Удэ, с причинением ущерба в особо крупном размере, являются правильными и мотивированными.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288
(ред. от 06.11.2025)
"Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
(вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации")абзацем пятым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части использования (перераспределения) средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
(ред. от 06.11.2025)
"Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
(вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации")абзацем пятым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части использования (перераспределения) средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 N 2050
(ред. от 02.08.2025)
"Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества"абзаца пятого (в части использования (перераспределения) средств резервного фонда Правительства Российской Федерации) пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
(ред. от 02.08.2025)
"Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества"абзаца пятого (в части использования (перераспределения) средств резервного фонда Правительства Российской Федерации) пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Статья: Экологические требования к выводу из эксплуатации объектов хозяйственной деятельности
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<25> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2023 г. N 642 "Об утверждении Правил размещения на счетах эскроу и использования денежных средств резервного фонда, создаваемого в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2023. N 18. Ст. 3309.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<25> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2023 г. N 642 "Об утверждении Правил размещения на счетах эскроу и использования денежных средств резервного фонда, создаваемого в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2023. N 18. Ст. 3309.
Статья: Порядок создания и использования резервного фонда материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)Порядок создания и использования таких резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления <1>, организациями.
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)Порядок создания и использования таких резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления <1>, организациями.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Если говорить о предварительном контроле за формированием резервных фондов, то он осуществляется обычно в ходе проверки проекта нормативного акта о бюджете на очередной год и плановый период соответствующего публично-правового образования. В этом случае можно оценить соответствие проекта закона (муниципального правового акта) закрепленным в нормативной базе требованиям (к формированию фонда, соблюдению ограничений его объема и т.д.). Анализ таких проектов в совокупности за несколько лет позволяет контрольно-счетным органам прийти к некоторым выводам о тенденциях использования средств резервных фондов. Например, Контрольно-счетная палата Республики Саха (Якутия) при выдаче заключения на проект республиканского бюджета на 2025 - 2027 гг. указала, что исполнение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики каждый год (2021 - 2024 гг.) значительно превышает объемы, утвержденные законом о бюджете <6>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Если говорить о предварительном контроле за формированием резервных фондов, то он осуществляется обычно в ходе проверки проекта нормативного акта о бюджете на очередной год и плановый период соответствующего публично-правового образования. В этом случае можно оценить соответствие проекта закона (муниципального правового акта) закрепленным в нормативной базе требованиям (к формированию фонда, соблюдению ограничений его объема и т.д.). Анализ таких проектов в совокупности за несколько лет позволяет контрольно-счетным органам прийти к некоторым выводам о тенденциях использования средств резервных фондов. Например, Контрольно-счетная палата Республики Саха (Якутия) при выдаче заключения на проект республиканского бюджета на 2025 - 2027 гг. указала, что исполнение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики каждый год (2021 - 2024 гг.) значительно превышает объемы, утвержденные законом о бюджете <6>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) образуются в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким резервным фондам, в частности, относятся резервный фонд Правительства Российской Федерации, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервные фонды местных администраций. Средства указанных резервных фондов расходуются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов: на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и т.п.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций) образуются в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким резервным фондам, в частности, относятся резервный фонд Правительства Российской Федерации, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервные фонды местных администраций. Средства указанных резервных фондов расходуются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов: на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и т.п.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В частности, проект Правительства РФ указывал лишь на возможность подтверждения финансового обеспечения осуществления "мероприятий, предусмотренных планом по ликвидации последствий эксплуатации объекта", документом, подтверждающим создание юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или несколькими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) резервного фонда, денежные средства которого подлежали размещению на счетах эскроу. При этом порядок размещения и использования указанных средств поручалось разработать Правительству РФ.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В частности, проект Правительства РФ указывал лишь на возможность подтверждения финансового обеспечения осуществления "мероприятий, предусмотренных планом по ликвидации последствий эксплуатации объекта", документом, подтверждающим создание юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или несколькими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) резервного фонда, денежные средства которого подлежали размещению на счетах эскроу. При этом порядок размещения и использования указанных средств поручалось разработать Правительству РФ.