Использование qr кода
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование qr кода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роспотребнадзора и порядок ее проведения
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав решение о проведении внеплановой выездной проверки... судебная коллегия пришла к выводу, что на решении имеется QR-код, при использовании которого можно перейти на ЕГПУ, где размещена информация о выездной документарной проверке.
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав решение о проведении внеплановой выездной проверки... судебная коллегия пришла к выводу, что на решении имеется QR-код, при использовании которого можно перейти на ЕГПУ, где размещена информация о выездной документарной проверке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты использования QR-кодов для платежей
(Мякотина Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)"Хозяйство и право", 2025, N 5
(Мякотина Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)"Хозяйство и право", 2025, N 5
Информация: Правительство определило случаи, в которых можно использовать Госуслуги наравне с паспортом
("Официальный сайт Минцифры России", 2025)Использование QR-кода - исключительно добровольное. Бумажные документы можно по-прежнему предъявлять без всяких ограничений.
("Официальный сайт Минцифры России", 2025)Использование QR-кода - исключительно добровольное. Бумажные документы можно по-прежнему предъявлять без всяких ограничений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)3.1. В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
(ред. от 24.06.2025)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)3.1. В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Статья: Цифровая валюта, цифровые права и цифровой рубль: перспективы использования в российской юрисдикции
(Зайнутдинова Е.В.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)В настоящем году уже проводятся тестовые операции с цифровым рублем с привлечением определенного круга клиентов указанных тринадцати банков, в том числе по оплате товаров и услуг физическими лицами в пользу юридических лиц с использованием QR-кода <19>. В дальнейшем цифровой рубль призван стать повсеместно используемым средством платежа, вытесняющим наличные и безналичные денежные средства.
(Зайнутдинова Е.В.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)В настоящем году уже проводятся тестовые операции с цифровым рублем с привлечением определенного круга клиентов указанных тринадцати банков, в том числе по оплате товаров и услуг физическими лицами в пользу юридических лиц с использованием QR-кода <19>. В дальнейшем цифровой рубль призван стать повсеместно используемым средством платежа, вытесняющим наличные и безналичные денежные средства.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Очевидно, требуется комплексное законодательное регулирование нового режима особого положения, с указанием не только содержания, но и сроков такого режима. Полномасштабные ограничения прав личности, использование "куаркодов" не могут быть бессрочными.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Очевидно, требуется комплексное законодательное регулирование нового режима особого положения, с указанием не только содержания, но и сроков такого режима. Полномасштабные ограничения прав личности, использование "куаркодов" не могут быть бессрочными.
Ситуация: Как оформить ДТП без вызова ГИБДД (по европротоколу)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Убедитесь, что полис второго участника ДТП является действующим. Это можно сделать, например, с помощью мобильного приложения "Госуслуги Авто". Провести проверку можно, в том числе используя QR-код, содержащийся в полисе (п. 2.2 Положения N 837-П; разд. I Методических рекомендаций; Письмо Минцифры России N МШ-П9-070-53479).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Убедитесь, что полис второго участника ДТП является действующим. Это можно сделать, например, с помощью мобильного приложения "Госуслуги Авто". Провести проверку можно, в том числе используя QR-код, содержащийся в полисе (п. 2.2 Положения N 837-П; разд. I Методических рекомендаций; Письмо Минцифры России N МШ-П9-070-53479).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что первый уровень не следует относить к цифровой экономике, поскольку в традиционных существующих механизмах функционирования рынков и отраслей экономики имеет место внедрение и использование цифровых технологий, т.е. реформирование традиционной экономики, и, соответственно, вся инфраструктура, в том числе система расчетов, остается прежней, хотя претерпевает отдельные изменения за счет внедрения цифровых технологий, например кредитные организации и операторы платежных систем внедряют автоматизированных помощников (ботов), осуществляют расчеты с использованием QR-кодов. При этом формирование фондов денежных средств, уплата налогов осуществляется прежними способами, за исключением внедрения автоматизированных систем, использование которых позволяет анализировать и сопоставлять большие объемы данных по учету поступления денежных средств, исчисления налогов, получения налоговых вычетов, но кардинального изменения нет. При осуществлении публичного финансового контроля происходит аккумулирование информации в цифровом формате, в бюджетной сфере вся информация собирается в единую систему "Электронный бюджет", обмен оцифрованной информацией между органами публичного финансового контроля, внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме собирать, анализировать и сопоставлять данные в отношении деятельности и совершения финансовых операций объектами контроля, мониторить финансовое положение объектов контроля, выявлять риски совершения нарушений финансового законодательства и принимать меры по их предотвращению. В таких условиях имеет место осуществление публичного финансового контроля с использованием отдельных цифровых технологий, но выделять на данной стадии формирование цифрового публичного финансового контроля представляется нецелесообразным.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что первый уровень не следует относить к цифровой экономике, поскольку в традиционных существующих механизмах функционирования рынков и отраслей экономики имеет место внедрение и использование цифровых технологий, т.е. реформирование традиционной экономики, и, соответственно, вся инфраструктура, в том числе система расчетов, остается прежней, хотя претерпевает отдельные изменения за счет внедрения цифровых технологий, например кредитные организации и операторы платежных систем внедряют автоматизированных помощников (ботов), осуществляют расчеты с использованием QR-кодов. При этом формирование фондов денежных средств, уплата налогов осуществляется прежними способами, за исключением внедрения автоматизированных систем, использование которых позволяет анализировать и сопоставлять большие объемы данных по учету поступления денежных средств, исчисления налогов, получения налоговых вычетов, но кардинального изменения нет. При осуществлении публичного финансового контроля происходит аккумулирование информации в цифровом формате, в бюджетной сфере вся информация собирается в единую систему "Электронный бюджет", обмен оцифрованной информацией между органами публичного финансового контроля, внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме собирать, анализировать и сопоставлять данные в отношении деятельности и совершения финансовых операций объектами контроля, мониторить финансовое положение объектов контроля, выявлять риски совершения нарушений финансового законодательства и принимать меры по их предотвращению. В таких условиях имеет место осуществление публичного финансового контроля с использованием отдельных цифровых технологий, но выделять на данной стадии формирование цифрового публичного финансового контроля представляется нецелесообразным.
Статья: Особенности нотариального удостоверения брачного договора в период пандемии коронавируса
(Ярошенко Т.В., Чучак А.И.)
("Нотариус", 2022, N 4)Устранение указанной проблемы может быть осуществлено за счет внесения поправок в соответствующее законодательство, которое постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствует принятие в конце 2020 г. поправок к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате <18>, в соответствии с которыми каждый нотариально заверенный документ подлежит обязательной цифровой маркировке с использованием QR-кода, расширяется перечень нотариальных действий, для совершения которых не требуется личного присутствия лица, и т.д. По нашему мнению, в главе IX об основных правилах совершения нотариальных действий следует предусмотреть возможность обеспечения приема у нотариуса в онлайн-режиме с использованием телекоммуникационных средств связи (например, платформы Zoom), что фактически подменяет собой личное общение и предоставляет нотариусу возможность выполнить свои обязанности должным образом. Следовательно, удостоверение брачного договора в условиях пандемии коронавируса будет проходить без ущерба для прав и законных интересов сторон.
(Ярошенко Т.В., Чучак А.И.)
("Нотариус", 2022, N 4)Устранение указанной проблемы может быть осуществлено за счет внесения поправок в соответствующее законодательство, которое постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствует принятие в конце 2020 г. поправок к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате <18>, в соответствии с которыми каждый нотариально заверенный документ подлежит обязательной цифровой маркировке с использованием QR-кода, расширяется перечень нотариальных действий, для совершения которых не требуется личного присутствия лица, и т.д. По нашему мнению, в главе IX об основных правилах совершения нотариальных действий следует предусмотреть возможность обеспечения приема у нотариуса в онлайн-режиме с использованием телекоммуникационных средств связи (например, платформы Zoom), что фактически подменяет собой личное общение и предоставляет нотариусу возможность выполнить свои обязанности должным образом. Следовательно, удостоверение брачного договора в условиях пандемии коронавируса будет проходить без ущерба для прав и законных интересов сторон.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка применения ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)один QR-код используется по двум контрольным билетам при расчетах за услуги по перевозке пассажиров.
(КонсультантПлюс, 2025)один QR-код используется по двум контрольным билетам при расчетах за услуги по перевозке пассажиров.
Ситуация: Какая ответственность установлена за использование недействительного или поддельного полиса ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также проверку полиса можно произвести, используя QR-код, содержащийся в полисе (п. 2.2 Положения Банка России N 837-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также проверку полиса можно произвести, используя QR-код, содержащийся в полисе (п. 2.2 Положения Банка России N 837-П).
Статья: Правовое регулирование межуниверситетской квантовой сети связи
(Евсиков К.С.)
("Юрист", 2024, N 8)За рубежом данный правовой механизм показал свои преимущества <13>, например, Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) Великобритании с 2016 г. реализует пять объединенных проектов, направленных на тестирование самых разных инноваций, включая платформу электронных денег, основанную на технологии распределенного реестра для безопасного перевода средств через мобильные приложения, приложения, позволяющие каталогизировать и инвестировать финансы, оценивать риски вложений <14>. В Межбанковском проекте Таиланда, Камбоджи, Японии и Сингапура было разработано решение для проведения трансграничных платежей с использованием QR-кодов. Зарубежные исследователи отмечают, что использование правового механизма экспериментального правового режима несет в себе определенные риски, поскольку он предполагает реализацию того или иного проекта, по сути, вне правового поля (имеющиеся правовые предписания не распространяются на соответствующие отношения, поскольку усложняют, мешают реализации проекта, новых предписаний пока нет, они-то и формируются в ходе самого проекта) <15>. В этой связи особую важность представляет предварительный анализ положительных и отрицательных эффектов от специального правового режима. Подобный анализ в рамках настоящего исследования проведен, и, как показывают его результаты, создание экспериментального правового режима для МУКС не несет в себе рисков, которые могли стать причиной для отказа от использования данного правового механизма.
(Евсиков К.С.)
("Юрист", 2024, N 8)За рубежом данный правовой механизм показал свои преимущества <13>, например, Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) Великобритании с 2016 г. реализует пять объединенных проектов, направленных на тестирование самых разных инноваций, включая платформу электронных денег, основанную на технологии распределенного реестра для безопасного перевода средств через мобильные приложения, приложения, позволяющие каталогизировать и инвестировать финансы, оценивать риски вложений <14>. В Межбанковском проекте Таиланда, Камбоджи, Японии и Сингапура было разработано решение для проведения трансграничных платежей с использованием QR-кодов. Зарубежные исследователи отмечают, что использование правового механизма экспериментального правового режима несет в себе определенные риски, поскольку он предполагает реализацию того или иного проекта, по сути, вне правового поля (имеющиеся правовые предписания не распространяются на соответствующие отношения, поскольку усложняют, мешают реализации проекта, новых предписаний пока нет, они-то и формируются в ходе самого проекта) <15>. В этой связи особую важность представляет предварительный анализ положительных и отрицательных эффектов от специального правового режима. Подобный анализ в рамках настоящего исследования проведен, и, как показывают его результаты, создание экспериментального правового режима для МУКС не несет в себе рисков, которые могли стать причиной для отказа от использования данного правового механизма.