Использование гост при описании объекта закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование гост при описании объекта закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.07.2025 по делу N А74-10410/2024
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о признании заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Управление исходило из того, что при описании объекта закупки фонд не использовал показатели (качественные и количественные характеристики (по позиции 8 - тип адгезива, встроенный фильтр, крепления для пояса; по позиции 9 - тип адгезива), подробно предусмотренные государственным стандартом, при этом в описании объекта закупки не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о признании заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Управление исходило из того, что при описании объекта закупки фонд не использовал показатели (качественные и количественные характеристики (по позиции 8 - тип адгезива, встроенный фильтр, крепления для пояса; по позиции 9 - тип адгезива), подробно предусмотренные государственным стандартом, при этом в описании объекта закупки не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2025 по делу N А74-10128/2024
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа о признании заявителя нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы апелляционной жалобы о том, что закупка проводилась для обеспечения граждан льготной категории (инвалидов) техническими средствами реабилитации, что, в свою очередь, и является обоснованием необходимости использования иных показателей, требований и условных обозначений, чем предусмотрены в ГОСТе, апелляционным судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют о том, что описание объекта закупки было оформлено в соответствии с индивидуальным планом реабилитации инвалида. Сама по себе специфика спорного товара не позволяет считать обоснованием отступления от ГОСТов указание на проведение закупки для обеспечения граждан техническими средствами реабилитации. В описании объекта закупки отсутствует обоснование использования иных показателей со ссылкой на индивидуальный план реабилитации инвалида (далее также - ИПРА), отсутствует указание специфики осуществляемой закупки товара и обстоятельств приобретения товара. Представленный в суд первой инстанции ИПРА инвалида невозможно соотнести с рассматриваемой закупкой.
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа о признании заявителя нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы апелляционной жалобы о том, что закупка проводилась для обеспечения граждан льготной категории (инвалидов) техническими средствами реабилитации, что, в свою очередь, и является обоснованием необходимости использования иных показателей, требований и условных обозначений, чем предусмотрены в ГОСТе, апелляционным судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют о том, что описание объекта закупки было оформлено в соответствии с индивидуальным планом реабилитации инвалида. Сама по себе специфика спорного товара не позволяет считать обоснованием отступления от ГОСТов указание на проведение закупки для обеспечения граждан техническими средствами реабилитации. В описании объекта закупки отсутствует обоснование использования иных показателей со ссылкой на индивидуальный план реабилитации инвалида (далее также - ИПРА), отсутствует указание специфики осуществляемой закупки товара и обстоятельств приобретения товара. Представленный в суд первой инстанции ИПРА инвалида невозможно соотнести с рассматриваемой закупкой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке офисных товаров по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу заказчик обязан использовать показатели, характеристики, условные обозначения, терминологию, которые предусмотрены соответствующими документами, принятыми в национальной системе стандартизации (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Однако требований указывать при описании объекта закупки конкретные государственные стандарты или иные подобные документы Законом N 44-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, если не указан конкретный ГОСТ, в описании объекта закупки должно быть обоснование использования иных показателей (Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 N Д28и-1732).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу заказчик обязан использовать показатели, характеристики, условные обозначения, терминологию, которые предусмотрены соответствующими документами, принятыми в национальной системе стандартизации (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Однако требований указывать при описании объекта закупки конкретные государственные стандарты или иные подобные документы Законом N 44-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития России, если не указан конкретный ГОСТ, в описании объекта закупки должно быть обоснование использования иных показателей (Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 N Д28и-1732).
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление в документах по закупке требования о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам и другим нормативно-техническим документамПри описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся характеристик товара (работы, услуги), предусмотренные техническими регламентами и иными документами национальной системы стандартизации. Если заказчик не применяет такие документы, он должен обосновать их неприменение (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-02-06/96869). В упомянутых документах установлены все необходимые требования к товарам, работам, услугам и их качественные и технические характеристики. Однако заказчики не всегда указывают в документации конкретные технические характеристики и показатели качества товаров, работ, услуг. Они ограничиваются лишь ссылками на государственные стандарты, строительные нормы, правила и др. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в документации должны быть установлены показатели (их максимальные и (или) минимальные значения, а также значения, которые не могут изменяться), позволяющие определить соответствие закупаемого товара (работ, услуг) требованиям.
Нормативные акты
<Письмо> ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19
"О рассмотрении обращения"1. По вопросу, подлежит ли отклонению заявка участника в случае неуказания товарного знака в первой части заявки при установлении заказчиком требований к маркировке товара в соответствии с ГОСТ, ФАС России сообщает следующее.
"О рассмотрении обращения"1. По вопросу, подлежит ли отклонению заявка участника в случае неуказания товарного знака в первой части заявки при установлении заказчиком требований к маркировке товара в соответствии с ГОСТ, ФАС России сообщает следующее.
Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2021 N 1582-р
(ред. от 10.07.2025)
<Об утверждении Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года и комплексного плана основных мероприятий по ее реализации>
(вместе с "Комплексным планом основных мероприятий по реализации до 2030 года Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года")В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
(ред. от 10.07.2025)
<Об утверждении Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года и комплексного плана основных мероприятий по ее реализации>
(вместе с "Комплексным планом основных мероприятий по реализации до 2030 года Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года")В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Статья: Подготовка обоснований при описании объекта закупки
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Пример. В описание объекта закупки были включены не предусмотренные позицией КТРУ и ГОСТами дополнительные характеристики. В качестве обоснования приводилась фраза "Отсутствие данного параметра в описании не позволяет определить потребность заказчика".
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Пример. В описание объекта закупки были включены не предусмотренные позицией КТРУ и ГОСТами дополнительные характеристики. В качестве обоснования приводилась фраза "Отсутствие данного параметра в описании не позволяет определить потребность заказчика".
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Следует отметить, что с 1 июня 2016 г. при осуществлении закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов (см. п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Соответственно, приобретаемые государственными заказчиками оборудование, программное обеспечение, работы и услуги, связанные с защитой персональных данных, должны соответствовать показателям, требованиям, условным обозначениям и терминологии, указанным в соответствующих стандартах, в противном случае в закупочной документации должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Следует отметить, что с 1 июня 2016 г. при осуществлении закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов (см. п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Соответственно, приобретаемые государственными заказчиками оборудование, программное обеспечение, работы и услуги, связанные с защитой персональных данных, должны соответствовать показателям, требованиям, условным обозначениям и терминологии, указанным в соответствующих стандартах, в противном случае в закупочной документации должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Статья: Запрет на включение в описание объекта закупки дополнительной информации при закупке некоторых видов товаров с применением "защитных мер"
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Комиссия ФАС России посчитала правомерным описание объекта закупки, составленное заказчиком с опорой исключительно на требования ГОСТов и свои потребности. Контрольный орган согласился, что в связи с отсутствием в КТРУ характеристик товара по вышеуказанным позициям у заказчика отсутствует необходимость указания обоснования использования таких характеристик <14>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Комиссия ФАС России посчитала правомерным описание объекта закупки, составленное заказчиком с опорой исключительно на требования ГОСТов и свои потребности. Контрольный орган согласился, что в связи с отсутствием в КТРУ характеристик товара по вышеуказанным позициям у заказчика отсутствует необходимость указания обоснования использования таких характеристик <14>.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупках по Закону N 44-ФЗ требовать соответствия товара стандартам, не конкретизируя его характеристики
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ГОСТам необходимые заказчику материалы подразделяются на виды, классы, марки, классификации. Таким образом, сведения о соответствии ГОСТам не могли использоваться в качестве технических характеристик товаров без приведения их конкретных показателей. В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ такое описание объекта закупки не позволяет определить, соответствуют ли закупаемые материалы требованиям заказчика.
Можно ли при закупках по Закону N 44-ФЗ требовать соответствия товара стандартам, не конкретизируя его характеристики
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ГОСТам необходимые заказчику материалы подразделяются на виды, классы, марки, классификации. Таким образом, сведения о соответствии ГОСТам не могли использоваться в качестве технических характеристик товаров без приведения их конкретных показателей. В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ такое описание объекта закупки не позволяет определить, соответствуют ли закупаемые материалы требованиям заказчика.
Вопрос: Вправе ли заказчик установить в техническом задании требование о совместимости приобретаемых товаров с оборудованием определенной торговой марки, имеющимся у заказчика? Если нет, то как приобрести оборудование, которое будет совместимо с имеющимся?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)При подготовке описания объекта закупки заказчик пришел к выводу о невозможности применения позиций КТРУ, т.к. содержащиеся в них характеристики не соответствуют имеющимся у него потребностям. Сославшись на п. 7 Правил использования КТРУ, заказчик подготовил техническое задание с учетом требований ст. 33 Закона N 44-ФЗ и ГОСТ Р 55771-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок".
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 7)При подготовке описания объекта закупки заказчик пришел к выводу о невозможности применения позиций КТРУ, т.к. содержащиеся в них характеристики не соответствуют имеющимся у него потребностям. Сославшись на п. 7 Правил использования КТРУ, заказчик подготовил техническое задание с учетом требований ст. 33 Закона N 44-ФЗ и ГОСТ Р 55771-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок".
Статья: Цифровая трансформация закупок
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)При указании характеристик необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся характеристик товара, работы, услуги, которые предусмотрены техническими регламентами и ГОСТами. При использовании иных показателей необходимо включить в описание объекта закупки письменное обоснование использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии <30>.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)При указании характеристик необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся характеристик товара, работы, услуги, которые предусмотрены техническими регламентами и ГОСТами. При использовании иных показателей необходимо включить в описание объекта закупки письменное обоснование использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии <30>.
Статья: Перспективы правового регулирования зеленых закупок в Российской Федерации
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Экологические критерии можно вводить на разных этапах закупок: при планировании закупки и определении объекта закупки, при описании объекта закупки с использованием особых технических или эксплуатационных характеристик, также можно прописать в критериях для оценки представленных заявок экологическую значимость, предусмотренную условиями контракта. Федеральный закон N 44-ФЗ позволяет включать требования о необходимости маркировки (экомаркировка I, II или III типа), этикеток, соответствия производственных процессов национальным техническим регламентам и требованиям ГОСТа Р ИСО (государственный стандарт сертификации), например экологического менеджмента или бережливого производства, а также СанПин (санитарные правила и нормативы). Следует отметить, что широкого применения экологические критерии при проведении госзакупок еще не нашли.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Экологические критерии можно вводить на разных этапах закупок: при планировании закупки и определении объекта закупки, при описании объекта закупки с использованием особых технических или эксплуатационных характеристик, также можно прописать в критериях для оценки представленных заявок экологическую значимость, предусмотренную условиями контракта. Федеральный закон N 44-ФЗ позволяет включать требования о необходимости маркировки (экомаркировка I, II или III типа), этикеток, соответствия производственных процессов национальным техническим регламентам и требованиям ГОСТа Р ИСО (государственный стандарт сертификации), например экологического менеджмента или бережливого производства, а также СанПин (санитарные правила и нормативы). Следует отметить, что широкого применения экологические критерии при проведении госзакупок еще не нашли.
Готовое решение: Как составить документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В описании указывайте функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики и свойства объекта закупки, требования к безопасности, размерам, к упаковке, к отгрузке, к результатам работы. При этом используйте требования, которые предусмотрены техрегламентами, ГОСТами и иными документами в области стандартизации. Если такие требования неприменимы, обоснуйте в свободной форме необходимость использования иных требований (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В описании указывайте функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики и свойства объекта закупки, требования к безопасности, размерам, к упаковке, к отгрузке, к результатам работы. При этом используйте требования, которые предусмотрены техрегламентами, ГОСТами и иными документами в области стандартизации. Если такие требования неприменимы, обоснуйте в свободной форме необходимость использования иных требований (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).