Использование беспилотных летательных аппаратов
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование беспилотных летательных аппаратов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квадрокоптеры (БПЛА, БВС): регистрация и использование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила использования квадрокоптера (БПЛА, БВС)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила использования квадрокоптера (БПЛА, БВС)
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
(ред. от 31.07.2025)
"Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Осмотр места происшествия по делам о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта является первоначальным следственным действием, общие положения которого довольно детально описаны в специальной литературе <1>. Несмотря на то что данному следственному действию посвящено достаточно много работ, утверждать, что все проблемные вопросы разрешены, было бы неверным, поскольку меняются способы совершения преступления, механизм следообразования, что требует разработки новых тактических приемов производства осмотра места происшествия <2>. Так, И.И. Колесников и А.А. Бульбачева пишут о том, что "в настоящее время одним из перспективных подходов к осмотру места происшествия является использование различных устройств получения изображений, в том числе установленных на беспилотных летательных аппаратах" <3>. Однако неправильное или несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов в современных условиях может создавать угрозу безопасности воздушного транспорта, о чем пишет С.М. Колотушкин <4>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Осмотр места происшествия по делам о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта является первоначальным следственным действием, общие положения которого довольно детально описаны в специальной литературе <1>. Несмотря на то что данному следственному действию посвящено достаточно много работ, утверждать, что все проблемные вопросы разрешены, было бы неверным, поскольку меняются способы совершения преступления, механизм следообразования, что требует разработки новых тактических приемов производства осмотра места происшествия <2>. Так, И.И. Колесников и А.А. Бульбачева пишут о том, что "в настоящее время одним из перспективных подходов к осмотру места происшествия является использование различных устройств получения изображений, в том числе установленных на беспилотных летательных аппаратах" <3>. Однако неправильное или несанкционированное использование беспилотных летательных аппаратов в современных условиях может создавать угрозу безопасности воздушного транспорта, о чем пишет С.М. Колотушкин <4>.
Статья: Вопросы правового регулирования эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
(Ланцева В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)<5> Соколов Д.В. Обеспечение общественной безопасности в процессе использования беспилотных воздушных судов // Транспортное право. 2024. N 2. С. 10 - 13.
(Ланцева В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)<5> Соколов Д.В. Обеспечение общественной безопасности в процессе использования беспилотных воздушных судов // Транспортное право. 2024. N 2. С. 10 - 13.
Статья: Некоторые правоприменительные аспекты воздушной перевозки грузов: современное состояние и "цифровые" перспективы
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Несмотря на первые законодательные шаги, направленные на цифровизацию авиатранспортной системы и интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство, остались без законодательного и отчасти научного внимания вопросы, связанные с гражданско-правовым регулированием перевозки грузов с использованием БВС. Методологической основой настоящего исследования выступили диалектический материализм, сравнение, метод системного анализа, догматико-юридический метод. В статье произведен анализ некоторых правоприменительных аспектов воздушной перевозки грузов, осуществляемой пилотируемыми воздушными суднами с целью прогнозирования ожидаемых в будущем споров, связанных с воздушной перевозкой грузов с использованием БВС. Анализ судебно-арбитражной практики, складывающейся по поводу договора воздушной перевозки грузов пилотируемым воздушным судном, наглядно продемонстрировал ряд проблем в этой предметной области. В их числе: нарушение требований, обеспечивающих сохранность груза в процессе аэродоставки; повреждение и утрата груза, в том числе требующего особых условий перевозки; взимание платы за дополнительные услуги, обеспечивающие воздушную перевозку грузов и т.п. Констатируется, что эти и некоторые иные затруднения, попадающие в поле зрения правоприменителя, необходимо учесть относительно беспилотной аэродоставки грузов с использованием беспилотных воздушных судов. Сделан общий вывод о том, что интеграция беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство потребует внесения изменений в действующее гражданское законодательство в части позитивации новой договорной конструкции - договора беспилотной аэродоставки груза, являющегося видом договора фрахтования воздушного судна.
(Пискунова Н.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Несмотря на первые законодательные шаги, направленные на цифровизацию авиатранспортной системы и интеграцию беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство, остались без законодательного и отчасти научного внимания вопросы, связанные с гражданско-правовым регулированием перевозки грузов с использованием БВС. Методологической основой настоящего исследования выступили диалектический материализм, сравнение, метод системного анализа, догматико-юридический метод. В статье произведен анализ некоторых правоприменительных аспектов воздушной перевозки грузов, осуществляемой пилотируемыми воздушными суднами с целью прогнозирования ожидаемых в будущем споров, связанных с воздушной перевозкой грузов с использованием БВС. Анализ судебно-арбитражной практики, складывающейся по поводу договора воздушной перевозки грузов пилотируемым воздушным судном, наглядно продемонстрировал ряд проблем в этой предметной области. В их числе: нарушение требований, обеспечивающих сохранность груза в процессе аэродоставки; повреждение и утрата груза, в том числе требующего особых условий перевозки; взимание платы за дополнительные услуги, обеспечивающие воздушную перевозку грузов и т.п. Констатируется, что эти и некоторые иные затруднения, попадающие в поле зрения правоприменителя, необходимо учесть относительно беспилотной аэродоставки грузов с использованием беспилотных воздушных судов. Сделан общий вывод о том, что интеграция беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство потребует внесения изменений в действующее гражданское законодательство в части позитивации новой договорной конструкции - договора беспилотной аэродоставки груза, являющегося видом договора фрахтования воздушного судна.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Увеличившееся число киберугроз позволяет говорить о невозможности обеспечения информационной безопасности на основе разрозненных мероприятий. Эффективное регулирование отношений, возникающих в связи с использованием киберфизических систем, высокоавтоматизированных (беспилотных) автомобилей, беспилотных летательных аппаратов, роботов-курьеров, технологий автоматизации, роботизации и применения ИИ, а также имплантатов и других новаций в медицине, предполагает установление минимальных обязательных требований к ним, к используемым при этом средствам измерений, а также к процедурам оценки соответствия.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Увеличившееся число киберугроз позволяет говорить о невозможности обеспечения информационной безопасности на основе разрозненных мероприятий. Эффективное регулирование отношений, возникающих в связи с использованием киберфизических систем, высокоавтоматизированных (беспилотных) автомобилей, беспилотных летательных аппаратов, роботов-курьеров, технологий автоматизации, роботизации и применения ИИ, а также имплантатов и других новаций в медицине, предполагает установление минимальных обязательных требований к ним, к используемым при этом средствам измерений, а также к процедурам оценки соответствия.
Статья: Доктринальные подходы к регулированию отношений в сфере правового обеспечения транспортной безопасности в защиту интересов Российской Федерации и Республики Беларусь
(Хотько О.А.)
("Транспортное право", 2025, N 1)Но в Российской Федерации правовое регулирование в данной области общественных отношений превосходит уровень законодательного обеспечения, который установлен в Республике Беларусь. 25 марта 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Однако в связи с вызовами геополитической повестки, ростом рынка беспилотных авиационных систем и интенсивным использованием беспилотных летательных аппаратов требуется обеспечение информационной и инфраструктурной безопасности воздушного транспорта и, соответственно, модернизация и применение мер охраны наземного транспорта. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р утверждены Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. (далее - Стратегия), а также план мероприятий по ее реализации. Тем самым создана правовая основа для функционирования беспилотной авиации. Данный акт включает множество аспектов, в том числе ставит вопросы о развитии современной инфраструктуры, серийном производстве таких авиационных систем и развитии перспективных исследований. На сферы применения указывает Н.А. Бутакова, отмечая множество сложных задач, которые способны выполнять беспилотные летательные аппараты как в военных, так и гражданских целях, включая наземные беспилотные транспортные средства, что осложняется рядом внешних факторов <17>. Однако вызовом развития такого рынка высокотехнологичных воздушных судов является несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей их применение, включая риски их неправомерного использования и результатов, которые могут быть получены с их помощью. Дискуссионные вопросы правового регулирования использования беспилотных воздушных судов рассматривались задолго до разработки вышеуказанной Стратегии учеными различных отраслевых юридических наук. Ученые А.П. Анисимов и Ж.Б. Иванова предложили признать их разновидностью источников повышенной опасности <18>. Более того, с учетом ключевых направлений Стратегии утвержден План мероприятий по подготовке кадров для сферы беспилотной авиации, включая специальность оператора беспилотных авиационных систем, равно как и перечень фундаментальных научных исследований в данной сфере.
(Хотько О.А.)
("Транспортное право", 2025, N 1)Но в Российской Федерации правовое регулирование в данной области общественных отношений превосходит уровень законодательного обеспечения, который установлен в Республике Беларусь. 25 марта 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Однако в связи с вызовами геополитической повестки, ростом рынка беспилотных авиационных систем и интенсивным использованием беспилотных летательных аппаратов требуется обеспечение информационной и инфраструктурной безопасности воздушного транспорта и, соответственно, модернизация и применение мер охраны наземного транспорта. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р утверждены Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. (далее - Стратегия), а также план мероприятий по ее реализации. Тем самым создана правовая основа для функционирования беспилотной авиации. Данный акт включает множество аспектов, в том числе ставит вопросы о развитии современной инфраструктуры, серийном производстве таких авиационных систем и развитии перспективных исследований. На сферы применения указывает Н.А. Бутакова, отмечая множество сложных задач, которые способны выполнять беспилотные летательные аппараты как в военных, так и гражданских целях, включая наземные беспилотные транспортные средства, что осложняется рядом внешних факторов <17>. Однако вызовом развития такого рынка высокотехнологичных воздушных судов является несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей их применение, включая риски их неправомерного использования и результатов, которые могут быть получены с их помощью. Дискуссионные вопросы правового регулирования использования беспилотных воздушных судов рассматривались задолго до разработки вышеуказанной Стратегии учеными различных отраслевых юридических наук. Ученые А.П. Анисимов и Ж.Б. Иванова предложили признать их разновидностью источников повышенной опасности <18>. Более того, с учетом ключевых направлений Стратегии утвержден План мероприятий по подготовке кадров для сферы беспилотной авиации, включая специальность оператора беспилотных авиационных систем, равно как и перечень фундаментальных научных исследований в данной сфере.
Статья: Беспилотные летательные аппараты как предмет преступления
(Шумихин В.Г.)
("Ex jure", 2025, N 2)<1> См.: Александрова Е.Г. Предупреждение преступлений, совершаемых с использованием беспилотных летательных аппаратов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. N 1. С. 165 - 169; Кравцов Д.А., Иванов А.Л. Беспилотные летательные аппараты как орудие преступления // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2023. N 4. С. 59 - 64; Кравченко М.Е. Беспилотный летательный аппарат как средство совершения преступления // Вопросы российской юстиции. 2019. Вып. 4. С. 335 - 338; Рудик М.В., Торопов С.А. Беспилотные средства доставки взрывчатых веществ как орудие преступления // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юрид. науки. 2019. Т. 5. N 3. С. 175 - 180.
(Шумихин В.Г.)
("Ex jure", 2025, N 2)<1> См.: Александрова Е.Г. Предупреждение преступлений, совершаемых с использованием беспилотных летательных аппаратов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. N 1. С. 165 - 169; Кравцов Д.А., Иванов А.Л. Беспилотные летательные аппараты как орудие преступления // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2023. N 4. С. 59 - 64; Кравченко М.Е. Беспилотный летательный аппарат как средство совершения преступления // Вопросы российской юстиции. 2019. Вып. 4. С. 335 - 338; Рудик М.В., Торопов С.А. Беспилотные средства доставки взрывчатых веществ как орудие преступления // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юрид. науки. 2019. Т. 5. N 3. С. 175 - 180.
Статья: Модернизация правового регулирования обеспечения правового порядка сотрудниками уголовно-исполнительной системы
(Хритин Р.Д.)
("Современное право", 2025, N 5)Но наряду с негативными существуют и положительные моменты, когда беспилотные летательные средства могли бы стать эффективным средством обеспечения общественной безопасности УИС. Рассматриваемые технические средства можно было бы применять как ситуационно, так и на постоянной основе. К ситуационному применению можно отнести использования БПЛА в специальных операциях: по ликвидации массовых беспорядков и групповых неповиновений на объектах УИС; по розыску и поиску лиц, совершивших побег из учреждений УИС; по освобождению насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; по отражению группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы.
(Хритин Р.Д.)
("Современное право", 2025, N 5)Но наряду с негативными существуют и положительные моменты, когда беспилотные летательные средства могли бы стать эффективным средством обеспечения общественной безопасности УИС. Рассматриваемые технические средства можно было бы применять как ситуационно, так и на постоянной основе. К ситуационному применению можно отнести использования БПЛА в специальных операциях: по ликвидации массовых беспорядков и групповых неповиновений на объектах УИС; по розыску и поиску лиц, совершивших побег из учреждений УИС; по освобождению насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; по отражению группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты уголовно-исполнительной системы.
Статья: Межарабское сотрудничество в сфере противодействия терроризму
(Милосердова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)- осваиваются совершенствование взрывных устройств и использование беспилотных летательных аппаратов.
(Милосердова Е.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)- осваиваются совершенствование взрывных устройств и использование беспилотных летательных аппаратов.