Исполнительный лист по неимущественным требованиям
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительный лист по неимущественным требованиям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО
Готовое решение: Что делать работодателю, если увольнение признано незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора, если не исполните решение в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора, если не исполните решение в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.15. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера
(ред. от 04.11.2025)Статья 17.15. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Глава 13. ИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере принудительного исполнения исполнительных документов неимущественного характера
(Сенотрусова Е.М., Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 6)Полное, правильное и своевременное исполнение содержащихся в исполнительном документе неимущественных требований, безусловно, осложнено некоторыми особенностями, прежде всего - ограниченным перечнем способов воздействия на должника. Прокурору надлежит добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями норм законодательства об исполнительном производстве, своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения <18>. В случае уклонения должника от самостоятельного исполнения исполнительных документов требовать от судебного пристава-исполнителя рассмотрения возможности их исполнения иными лицами за его счет. Кроме того, отметим, что одним из возможных путей повышения эффективности надзорной деятельности в этой сфере является ее методическое обеспечение посредством разработки информационных писем, обзоров, иных актов. С учетом изложенного необходимой представляется разработка отдельных методических указаний по осуществлению надзора в рамках исполнительных производств неимущественного характера <19>.
(Сенотрусова Е.М., Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 6)Полное, правильное и своевременное исполнение содержащихся в исполнительном документе неимущественных требований, безусловно, осложнено некоторыми особенностями, прежде всего - ограниченным перечнем способов воздействия на должника. Прокурору надлежит добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями норм законодательства об исполнительном производстве, своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения <18>. В случае уклонения должника от самостоятельного исполнения исполнительных документов требовать от судебного пристава-исполнителя рассмотрения возможности их исполнения иными лицами за его счет. Кроме того, отметим, что одним из возможных путей повышения эффективности надзорной деятельности в этой сфере является ее методическое обеспечение посредством разработки информационных писем, обзоров, иных актов. С учетом изложенного необходимой представляется разработка отдельных методических указаний по осуществлению надзора в рамках исполнительных производств неимущественного характера <19>.
Статья: Исполнение решения суда об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)Одними из принципов исполнительного производства, закрепленных в ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ, являются соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, а также уважение чести и достоинства гражданина. Зачастую если должник отказывается передать ребенка другому родителю добровольно, то судебный пристав-исполнитель по сути не может ничего сделать. В одном из дел после вынесения судом решения об определении места жительства ребенка с матерью отец, считая решение суда несправедливым, не сказав никому ни слова, уезжает с ребенком в никому не известном направлении. В дальнейшем отец отказался добровольно исполнить решение суда, и судебный пристав-исполнитель для побуждения отца ребенка к исполнению требований исполнительного документа вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Должник выплатил сбор в полном объеме, но ребенка передавать отказался. Также в отношении должника были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ) ("Нарушение законодательства об исполнительном производстве"), по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ ("Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера"), а также по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ ("Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"). В результате применение вышеуказанных мер не возымело эффекта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что "процесс исполнения судебных решений, касающихся судьбы детей, является сложным и весьма неоднозначным и неразрывно связан со многими психологическими аспектами лиц, участвующих в нем, которые также необходимо принимать во внимание" <6>. И поскольку на данный момент российское законодательство, по сути, не отвечает на вопрос о том, как исполнять решения суда об определении места жительства детей, соответственно, достаточно давно назрела необходимость доработки существующих норм.
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)Одними из принципов исполнительного производства, закрепленных в ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ, являются соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, а также уважение чести и достоинства гражданина. Зачастую если должник отказывается передать ребенка другому родителю добровольно, то судебный пристав-исполнитель по сути не может ничего сделать. В одном из дел после вынесения судом решения об определении места жительства ребенка с матерью отец, считая решение суда несправедливым, не сказав никому ни слова, уезжает с ребенком в никому не известном направлении. В дальнейшем отец отказался добровольно исполнить решение суда, и судебный пристав-исполнитель для побуждения отца ребенка к исполнению требований исполнительного документа вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Должник выплатил сбор в полном объеме, но ребенка передавать отказался. Также в отношении должника были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ) ("Нарушение законодательства об исполнительном производстве"), по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ ("Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера"), а также по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ ("Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"). В результате применение вышеуказанных мер не возымело эффекта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что "процесс исполнения судебных решений, касающихся судьбы детей, является сложным и весьма неоднозначным и неразрывно связан со многими психологическими аспектами лиц, участвующих в нем, которые также необходимо принимать во внимание" <6>. И поскольку на данный момент российское законодательство, по сути, не отвечает на вопрос о том, как исполнять решения суда об определении места жительства детей, соответственно, достаточно давно назрела необходимость доработки существующих норм.
Статья: Восстановление работника в должности: как правильно исполнить решение суда
(Шанин С.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 4)Пример 3. В Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 N 88а-10898/2024 указано, что административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Освобождение должника от уплаты исполнительского сбора само по себе не свидетельствует о невозможности его привлечения к административной ответственности.
(Шанин С.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 4)Пример 3. В Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 N 88а-10898/2024 указано, что административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Освобождение должника от уплаты исполнительского сбора само по себе не свидетельствует о невозможности его привлечения к административной ответственности.
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления судебный пристав-исполнитель вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера). При установлении фактов возобновления должниками деятельности общий срок административного приостановления деятельности не прерывается, а продолжает течь (п. 7 Письма ФССП России от 26.12.2014).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления судебный пристав-исполнитель вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера). При установлении фактов возобновления должниками деятельности общий срок административного приостановления деятельности не прерывается, а продолжает течь (п. 7 Письма ФССП России от 26.12.2014).
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Основным нормативным актом, регулирующим деятельность ФССП, является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229 "Об исполнительном производстве" <307>. Подробного порядка исполнения судебных решений о сносе зданий, сооружений и самовольных построек данный Закон не содержит. Он лишь относит такие вопросы к исполнению содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Основным нормативным актом, регулирующим деятельность ФССП, является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229 "Об исполнительном производстве" <307>. Подробного порядка исполнения судебных решений о сносе зданий, сооружений и самовольных построек данный Закон не содержит. Он лишь относит такие вопросы к исполнению содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера.
Статья: Особенности исполнения принудительного решения о сносе здания, сооружения или самовольной постройки
(Подпорина А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 4)Основным нормативным актом, регулирующим деятельность ФССП, является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229 "Об исполнительном производстве" <5>. Подробного порядка исполнения судебных решений о сносе зданий, сооружений и самовольных построек данный Закон не содержит. Он лишь относит такие вопросы к исполнению содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера.
(Подпорина А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 4)Основным нормативным актом, регулирующим деятельность ФССП, является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229 "Об исполнительном производстве" <5>. Подробного порядка исполнения судебных решений о сносе зданий, сооружений и самовольных построек данный Закон не содержит. Он лишь относит такие вопросы к исполнению содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера.
Статья: Нужен ли исполнительному производству должник? Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 20 октября 2021 года N 71-КАД21-10-К3
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)Наконец, в-четвертых, что делать взыскателю? Несмотря на то что в нашем деле он (администрация города) не проявлял должной активности, его права должны быть обеспечены. Следует ли ему обратиться в суд с новым иском к приобретателю дома о выселении из жилого помещения, исходя из того что первоначально избранный способ защиты (требование о сносе самовольной постройки), по мнению ВС РФ, не охватил рассматриваемую ситуацию, хотя в доме на момент подачи иска и вынесения решения по нему никто официально не проживал? Или взыскателю необходимо подать заявление о правопреемстве на стороне должника, поскольку сам должник не заинтересован в выяснении вопроса о правопреемнике, не желая навредить сестре? Еще варианты вынести на рассмотрение суда и пристава вопрос о возможности фактического исполнения решения о сносе с учетом проживания в доме третьего лица (помимо обжалования решения пристава или суда о прекращении или окончании исполнительного производства) - обратиться с заявлением об изменении способа и порядка исполнения первоначального решения (ст. 434 ГПК РФ), о разъяснении исполнительного документа (ст. 433 ГПК РФ); инициировать привлечение должника к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера по ст. 17.15 КоАП РФ и (или) взыскание с должника исполнительского сбора, если он по каким-то причинам ранее не был взыскан.
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)Наконец, в-четвертых, что делать взыскателю? Несмотря на то что в нашем деле он (администрация города) не проявлял должной активности, его права должны быть обеспечены. Следует ли ему обратиться в суд с новым иском к приобретателю дома о выселении из жилого помещения, исходя из того что первоначально избранный способ защиты (требование о сносе самовольной постройки), по мнению ВС РФ, не охватил рассматриваемую ситуацию, хотя в доме на момент подачи иска и вынесения решения по нему никто официально не проживал? Или взыскателю необходимо подать заявление о правопреемстве на стороне должника, поскольку сам должник не заинтересован в выяснении вопроса о правопреемнике, не желая навредить сестре? Еще варианты вынести на рассмотрение суда и пристава вопрос о возможности фактического исполнения решения о сносе с учетом проживания в доме третьего лица (помимо обжалования решения пристава или суда о прекращении или окончании исполнительного производства) - обратиться с заявлением об изменении способа и порядка исполнения первоначального решения (ст. 434 ГПК РФ), о разъяснении исполнительного документа (ст. 433 ГПК РФ); инициировать привлечение должника к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера по ст. 17.15 КоАП РФ и (или) взыскание с должника исполнительского сбора, если он по каким-то причинам ранее не был взыскан.
Ситуация: Почему может быть ограничен выезд за границу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в исполнительном документе содержится требование неимущественного характера.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в исполнительном документе содержится требование неимущественного характера.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 70 тысяч рублей <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 70 тысяч рублей <1>.
Статья: О неразрешенных проблемах института личных прав по российскому гражданскому праву
(Михеева Л.Ю.)
("Закон", 2025, N 1)Во-вторых, негативные последствия неисполнения судебного акта по требованию неимущественного характера весьма незначительны. В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок влечет лишь наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей, на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, на юридические лица - от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 17.15 КоАП РФ). Повторное игнорирование требования пристава повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей, на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей, на юридические лица - от 50 000 до 70 000 рублей.
(Михеева Л.Ю.)
("Закон", 2025, N 1)Во-вторых, негативные последствия неисполнения судебного акта по требованию неимущественного характера весьма незначительны. В соответствии с ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок влечет лишь наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей, на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, на юридические лица - от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 17.15 КоАП РФ). Повторное игнорирование требования пристава повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей, на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей, на юридические лица - от 50 000 до 70 000 рублей.