Исполнительный лист о взыскании с государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительный лист о взыскании с государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исполнительный документ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится по общему правилу на основании выдаваемого судом исполнительного листа. Исполнительный лист выдается на основании судебного акта, принятого арбитражным судом, этим же судом (за исключением случаев принятия судом обеспечительных мер, наложения штрафа, когда исполнительный лист выдается арбитражным судом, принявшим обеспечительные меры, наложившим штраф) после вступления судебного акта в законную силу (за исключением случаев немедленного исполнения, когда лист выдается сразу после принятия судебного акта). Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется (ч. 1 - 3 ст. 319 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится по общему правилу на основании выдаваемого судом исполнительного листа. Исполнительный лист выдается на основании судебного акта, принятого арбитражным судом, этим же судом (за исключением случаев принятия судом обеспечительных мер, наложения штрафа, когда исполнительный лист выдается арбитражным судом, принявшим обеспечительные меры, наложившим штраф) после вступления судебного акта в законную силу (за исключением случаев немедленного исполнения, когда лист выдается сразу после принятия судебного акта). Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется (ч. 1 - 3 ст. 319 АПК РФ).
Статья: Финансовая культура как составная часть бюджетно-правового статуса гражданина
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд признал данные нормы БК РФ не соответствующими Конституции и предписал федеральному законодателю внести в действующее на тот момент правовое регулирование надлежащие изменения. Субъектом права законодательной инициативы по данному вопросу выступило Правительство Российской Федерации, и по прошествии менее чем одного года был принят и вступил в силу Федеральный закон <11>, в соответствии с которым взыскание по исполнительным документам денежных средств с казенного учреждения предписывается осуществлять за счет средств государственного органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета и в ведении которого находится данное учреждение.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Принимая во внимание изложенное, Конституционный Суд признал данные нормы БК РФ не соответствующими Конституции и предписал федеральному законодателю внести в действующее на тот момент правовое регулирование надлежащие изменения. Субъектом права законодательной инициативы по данному вопросу выступило Правительство Российской Федерации, и по прошествии менее чем одного года был принят и вступил в силу Федеральный закон <11>, в соответствии с которым взыскание по исполнительным документам денежных средств с казенного учреждения предписывается осуществлять за счет средств государственного органа, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств соответствующего бюджета и в ведении которого находится данное учреждение.
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)3. Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.
(ред. от 01.04.2025)3. Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета (в том числе на взыскание государственной пошлины) направляется судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника-организации или по месту жительства должника - физического лица.
(ред. от 31.07.2025)3. Исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета (в том числе на взыскание государственной пошлины) направляется судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника-организации или по месту жительства должника - физического лица.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Как определяется очередность исполнения требований по текущим платежам в исполнительном документе, если должник находится в процессе банкротства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Статьей 8 Закона "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами; исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Как определяется очередность исполнения требований по текущим платежам в исполнительном документе, если должник находится в процессе банкротства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Статьей 8 Закона "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами; исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В связи с наличием режима иммунитета бюджетов (ст. 239 БК РФ) <18> и с тем, что вместо денежных средств у получателей бюджетных средств учитывается остаток свободных лимитов бюджетных обязательств, Бюджетный кодекс предусмотрел особый механизм исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, а также государственных (муниципальных) органов <19>. Этот механизм предусматривает направление исполнительного документа в казначейский или финансовый орган, в котором открыт лицевой счет, для его исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете казенного учреждения-должника. Указание в тексте Кодекса "на средства, учитываемые на лицевом счете" является терминологическим допущением, используемым для удобства изложения процедуры. При исполнении указанных исполнительных документов денежные средства будут перечислены с соответствующего казначейского счета, к которому открыт лицевой счет. Именно казначейский счет в системе казначейских платежей предназначен "для осуществления и отражения... операций... с денежными средствами" <20>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В связи с наличием режима иммунитета бюджетов (ст. 239 БК РФ) <18> и с тем, что вместо денежных средств у получателей бюджетных средств учитывается остаток свободных лимитов бюджетных обязательств, Бюджетный кодекс предусмотрел особый механизм исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, а также государственных (муниципальных) органов <19>. Этот механизм предусматривает направление исполнительного документа в казначейский или финансовый орган, в котором открыт лицевой счет, для его исполнения за счет средств, учитываемых на лицевом счете казенного учреждения-должника. Указание в тексте Кодекса "на средства, учитываемые на лицевом счете" является терминологическим допущением, используемым для удобства изложения процедуры. При исполнении указанных исполнительных документов денежные средства будут перечислены с соответствующего казначейского счета, к которому открыт лицевой счет. Именно казначейский счет в системе казначейских платежей предназначен "для осуществления и отражения... операций... с денежными средствами" <20>.
Статья: Юридический дайджест: конституционные основы гражданского и арбитражного судопроизводства (актуальные позиции Конституционного Суда РФ)
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)Конституционно-правовой смысл оспариваемой заявителем нормы предполагает добросовестность действий должника, а также исходит из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя. Исполнительный сбор является мерой публично-правовой ответственности за неисполнение требований исполнительного документа. Однако в деле Общества добросовестность должника опровергнута не была, а взыскание исполнительного сбора явилось следствием некорректной работы государственных органов. Как указал Конституционный Суд РФ, переложение рисков неисполнения государственными органами их обязанностей на добросовестного должника недопустимо.
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2023, N 5)Конституционно-правовой смысл оспариваемой заявителем нормы предполагает добросовестность действий должника, а также исходит из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя. Исполнительный сбор является мерой публично-правовой ответственности за неисполнение требований исполнительного документа. Однако в деле Общества добросовестность должника опровергнута не была, а взыскание исполнительного сбора явилось следствием некорректной работы государственных органов. Как указал Конституционный Суд РФ, переложение рисков неисполнения государственными органами их обязанностей на добросовестного должника недопустимо.
Статья: Развитие института исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов как гарантия эффективной судебной защиты
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В целях восполнения правового пробела законодатель дополнил <11> ст. 242.3 БК РФ положением, согласно которому в случае поступления в соответствии с п. 1 настоящей статьи в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании средств с федерального казенного учреждения - должника, которому не открыты лицевой счет должника, счет в учреждении Банка России или в кредитной организации, обеспечение исполнения такого исполнительного документа осуществляется государственным органом - главным распорядителем бюджетных средств, в чьем ведении находится должник, без возврата исполнительного документа по основанию. Данное изменение знаменует собой динамику развития бюджетно-правового института исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов как гарантии конституционного права на судебную защиту.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В целях восполнения правового пробела законодатель дополнил <11> ст. 242.3 БК РФ положением, согласно которому в случае поступления в соответствии с п. 1 настоящей статьи в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании средств с федерального казенного учреждения - должника, которому не открыты лицевой счет должника, счет в учреждении Банка России или в кредитной организации, обеспечение исполнения такого исполнительного документа осуществляется государственным органом - главным распорядителем бюджетных средств, в чьем ведении находится должник, без возврата исполнительного документа по основанию. Данное изменение знаменует собой динамику развития бюджетно-правового института исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов как гарантии конституционного права на судебную защиту.
Статья: Рассмотрение споров с участием банков при исполнении ими требований исполнительных документов
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)Законодательством установлены ограничения на возможность обращения взыскания на имущество физического лица при исполнении исполнительного документа. Эти ограничения должны соблюдаться не только должностными лицами государственных органов (например, судебными приставами-исполнителями), но и банками, которые участвуют в исполнительном производстве.
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)Законодательством установлены ограничения на возможность обращения взыскания на имущество физического лица при исполнении исполнительного документа. Эти ограничения должны соблюдаться не только должностными лицами государственных органов (например, судебными приставами-исполнителями), но и банками, которые участвуют в исполнительном производстве.
Вопрос: Решением арбитражного суда определено взыскать с организации, проигравшей в суде, в доход федерального бюджета госпошлину. Налоговый орган исполнительный лист не запрашивал. Должна ли организация перечислить госпошлину в качестве ЕНП?
(Консультация эксперта, 2024)В силу ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.
(Консультация эксперта, 2024)В силу ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по адресу должника. Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.
Статья: Влияние принципа правового государства на исполнение арбитражных решений против бюджета
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Исполнение арбитражного решения не заканчивается получением исполнительных документов, поскольку для произведения взыскания они должны быть предъявлены к исполнению в обладающий полномочиями орган государственной власти. Вместе с тем вопросы предъявления исполнительных документов к исполнению остаются без внимания, хотя их кажущаяся простота рушится при обращении взыскания на бюджетные средства.
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Исполнение арбитражного решения не заканчивается получением исполнительных документов, поскольку для произведения взыскания они должны быть предъявлены к исполнению в обладающий полномочиями орган государственной власти. Вместе с тем вопросы предъявления исполнительных документов к исполнению остаются без внимания, хотя их кажущаяся простота рушится при обращении взыскания на бюджетные средства.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли банк вернуть исполнительный документ либо задержать исполнение по нему, если есть обоснованные сомнения в его подлинности
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами; исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Вправе ли банк вернуть исполнительный документ либо задержать исполнение по нему, если есть обоснованные сомнения в его подлинности
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами; исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 299-ФЗ, разработан в целях реализации Постановления КС России от 4 июня 2015 г. N 13-П <535>, которым положения названной статьи 31.1 Закона 1997 г. о регистрации были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой с учетом места в структуре названного Закона и по смыслу сложившейся правоприменительной практики эти положения не допускают выплату добросовестному приобретателю, от которого было истребовано жилое помещение, разовой компенсации за счет казны России - в случаях, когда по не зависящим от него причинам в соответствии со вступившим в законную силу решением суда о возмещении ему вреда, причиненного в результате утраты такого имущества, взыскание по исполнительному документу в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению не производилось, - по мотиву отсутствия оснований для привлечения компетентного государственного органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с производившейся им государственной регистрацией прав на указанное жилое помещение.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 299-ФЗ, разработан в целях реализации Постановления КС России от 4 июня 2015 г. N 13-П <535>, которым положения названной статьи 31.1 Закона 1997 г. о регистрации были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой с учетом места в структуре названного Закона и по смыслу сложившейся правоприменительной практики эти положения не допускают выплату добросовестному приобретателю, от которого было истребовано жилое помещение, разовой компенсации за счет казны России - в случаях, когда по не зависящим от него причинам в соответствии со вступившим в законную силу решением суда о возмещении ему вреда, причиненного в результате утраты такого имущества, взыскание по исполнительному документу в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению не производилось, - по мотиву отсутствия оснований для привлечения компетентного государственного органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с производившейся им государственной регистрацией прав на указанное жилое помещение.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ). В случае если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (ст. 358 КАС РФ, ст. 324 АПК РФ, ст. 434 ГПК РФ) (п. 55);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ). В случае если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (ст. 358 КАС РФ, ст. 324 АПК РФ, ст. 434 ГПК РФ) (п. 55);