Исполнительная снос
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительная снос (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"4.4.6.1. Нельзя принудительно исполнить решение суда о сносе, если в строении постоянно проживает зарегистрированное лицо, не являющееся стороной исполнительного производства (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Отказ в возбуждении исполнительного производства в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Признается незаконным отказ в возбуждении исполнительного производства о сносе самовольной постройки, если он обоснован только тем, что такие требования не исполняются силами ФССП России
(КонсультантПлюс, 2025)Признается незаконным отказ в возбуждении исполнительного производства о сносе самовольной постройки, если он обоснован только тем, что такие требования не исполняются силами ФССП России
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: По каким основаниям приостанавливается исполнительное производство
(КонсультантПлюс, 2025)подача иска о признании права собственности на спорную постройку не является основанием для приостановления исполнительного производства о ее сносе (Определения Верховного Суда РФ от 03.12.2019 N 50-КГ19-6, от 24.10.2018 N 303-ЭС17-21304).
(КонсультантПлюс, 2025)подача иска о признании права собственности на спорную постройку не является основанием для приостановления исполнительного производства о ее сносе (Определения Верховного Суда РФ от 03.12.2019 N 50-КГ19-6, от 24.10.2018 N 303-ЭС17-21304).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из данного судебного акта следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство о сносе капитального строения. После принудительного исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем окончено исполнительное производство и вынесено постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий. Впоследствии в отношении гражданина-должника возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительных расходов в пользу организации, осуществившей снос строения. Гражданин, не согласившись с приведенными выше действиями и вынесенными судебным приставом-исполнителем постановлениями, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании их незаконными, утверждая, что об оспариваемых действиях и решениях узнал только через четыре месяца.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из данного судебного акта следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство о сносе капитального строения. После принудительного исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем окончено исполнительное производство и вынесено постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий. Впоследствии в отношении гражданина-должника возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительных расходов в пользу организации, осуществившей снос строения. Гражданин, не согласившись с приведенными выше действиями и вынесенными судебным приставом-исполнителем постановлениями, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании их незаконными, утверждая, что об оспариваемых действиях и решениях узнал только через четыре месяца.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, обратив внимание на то, что положения Закона об исполнительном производстве, регулирующие особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, не изменены и не отменены Законом N 340-ФЗ, в связи с чем и после введения в действие указанного федерального закона сохраняется возможность исполнения судебного акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, обратив внимание на то, что положения Закона об исполнительном производстве, регулирующие особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, не изменены и не отменены Законом N 340-ФЗ, в связи с чем и после введения в действие указанного федерального закона сохраняется возможность исполнения судебного акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Статья: Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Приведенные положения в совокупности лишены правовой определенности и наделяют субъекты РФ неограниченными полномочиями в сфере комплексного развития территории, в том числе по включению конкретных неаварийных многоквартирных домов в границы данной территории, что, как представляется, создает условия для возможного злоупотребления. Более того, анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в соответствующих нормативных актах субъектов РФ конкретные основания не установлены, а происходит делегирование полномочий по установлению критериев отнесения многоквартирного дома, не являющегося аварийным и подлежащим сносу, органам исполнительной власти данного субъекта РФ. Так, например, определение данных критериев отнесено к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона Новосибирской области от 27 мая 2021 г. "О разграничении полномочий в сфере комплексного развития территорий Новосибирской области" <8>.
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Приведенные положения в совокупности лишены правовой определенности и наделяют субъекты РФ неограниченными полномочиями в сфере комплексного развития территории, в том числе по включению конкретных неаварийных многоквартирных домов в границы данной территории, что, как представляется, создает условия для возможного злоупотребления. Более того, анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в соответствующих нормативных актах субъектов РФ конкретные основания не установлены, а происходит делегирование полномочий по установлению критериев отнесения многоквартирного дома, не являющегося аварийным и подлежащим сносу, органам исполнительной власти данного субъекта РФ. Так, например, определение данных критериев отнесено к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона Новосибирской области от 27 мая 2021 г. "О разграничении полномочий в сфере комплексного развития территорий Новосибирской области" <8>.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Опираясь на предписания закона, в случаях, если должник не выполняет в срок условия исполнительного документа о сносе самовольной постройки в период, который был конкретно определен, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, а также определяет должнику новый срок для исполнения. Если должник не выполняет требования исполнительного решения, судебный пристав-исполнитель назначает должнику новый срок и составляет в отношении данного лица протокол об административном правонарушении. Административная ответственность должника за данное правонарушение предусмотрена ст. 17.15 КоАП РФ <309>. Также, если исполнение судебного решения о сносе самовольного сооружения возлагается на лиц, осуществляющих полномочия представителя власти или юридического лица, судебный пристав-исполнитель предупреждает данных лиц об уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 315 УК РФ <310>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Опираясь на предписания закона, в случаях, если должник не выполняет в срок условия исполнительного документа о сносе самовольной постройки в период, который был конкретно определен, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, а также определяет должнику новый срок для исполнения. Если должник не выполняет требования исполнительного решения, судебный пристав-исполнитель назначает должнику новый срок и составляет в отношении данного лица протокол об административном правонарушении. Административная ответственность должника за данное правонарушение предусмотрена ст. 17.15 КоАП РФ <309>. Также, если исполнение судебного решения о сносе самовольного сооружения возлагается на лиц, осуществляющих полномочия представителя власти или юридического лица, судебный пристав-исполнитель предупреждает данных лиц об уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 315 УК РФ <310>.
Статья: Особенности исполнения принудительного решения о сносе здания, сооружения или самовольной постройки
(Подпорина А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 4)Опираясь на предписания закона, в случаях, если должник не выполняет в срок условия исполнительного документа о сносе самовольной постройки в период, который был конкретно определен, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, а также определяет должнику новый срок для исполнения. Если должник не выполняет требования исполнительного решения, судебный пристав-исполнитель назначает должнику новый срок и составляет в отношении данного лица протокол об административном правонарушении. Административная ответственность должника за данное правонарушение предусмотрена ст. 17.15 КоАП РФ <7>. Также, если исполнение судебного решения о сносе самовольного сооружения возлагается на лиц, осуществляющих полномочия представителя власти или юридического лица, судебный пристав-исполнитель предупреждает данных лиц об уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 315 УК РФ <8>.
(Подпорина А.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2022, N 4)Опираясь на предписания закона, в случаях, если должник не выполняет в срок условия исполнительного документа о сносе самовольной постройки в период, который был конкретно определен, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, а также определяет должнику новый срок для исполнения. Если должник не выполняет требования исполнительного решения, судебный пристав-исполнитель назначает должнику новый срок и составляет в отношении данного лица протокол об административном правонарушении. Административная ответственность должника за данное правонарушение предусмотрена ст. 17.15 КоАП РФ <7>. Также, если исполнение судебного решения о сносе самовольного сооружения возлагается на лиц, осуществляющих полномочия представителя власти или юридического лица, судебный пристав-исполнитель предупреждает данных лиц об уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 315 УК РФ <8>.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)38.1. Абзац (1), основываясь на нормах о процессуальном правопреемстве (ст. 44 ГПК, ст. 48 АПК) и правопреемстве в исполнительном производстве (ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве), устанавливает, что обязанность по сносу или приведению в соответствие СП, расположенной на земельном участке, выступает в качестве реального обязательства, т.е. следует за земельным участком при переходе его к новому собственнику, будучи обременением земельного участка. Таким образом, каждый новый собственник земельного участка, на котором расположена СП, подлежащая на основании решения суда сносу или приведению в соответствие, независимо от основания приобретения им права собственности (отчуждения или универсального правопреемства) является носителем соответствующей обязанности, которая сопровождает земельный участок до ее полного исполнения.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)38.1. Абзац (1), основываясь на нормах о процессуальном правопреемстве (ст. 44 ГПК, ст. 48 АПК) и правопреемстве в исполнительном производстве (ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве), устанавливает, что обязанность по сносу или приведению в соответствие СП, расположенной на земельном участке, выступает в качестве реального обязательства, т.е. следует за земельным участком при переходе его к новому собственнику, будучи обременением земельного участка. Таким образом, каждый новый собственник земельного участка, на котором расположена СП, подлежащая на основании решения суда сносу или приведению в соответствие, независимо от основания приобретения им права собственности (отчуждения или универсального правопреемства) является носителем соответствующей обязанности, которая сопровождает земельный участок до ее полного исполнения.
Статья: Нужен ли исполнительному производству должник? Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 20 октября 2021 года N 71-КАД21-10-К3
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)В-третьих, необходимо понять, чем реально нарушены жилищные права приобретателя дома: самим фактом возбужденного в отношении третьего лица исполнительного производства о сносе дома; риском применения фактических последствий признания дома самовольной постройкой и невозможностью для нового собственника в таком случае представить доказательства обратного; неопределенностью его статуса законного приобретателя и собственника жилого помещения; угрозой предъявления к нему иска о выселении? Как видно из материалов дела, пристав так фактически и не приступил к мерам принудительного исполнения по сносу постройки, исполнительное производство продолжалось исключительно на бумаге, ничто не предвещало его активизацию. Все это позволило ключевой фигуре комментируемого процесса - новому собственнику - годами вести себя пассивно, воздерживаясь от административных или судебных форм защиты своих интересов (как и от подачи заявления о правопреемстве в исполнительном производстве, при рассмотрении которого все возникшие вопросы могли бы быть разрешены судом, вынесшим изначальное решение), а судам не предоставило возможности из первых уст выяснить позицию гражданки, которую ВС РФ посчитал потенциальной потерпевшей от нарушения ее жилищных прав взыскателем и приставом, несмотря на сомнительные обстоятельства приобретения ею имущества.
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)В-третьих, необходимо понять, чем реально нарушены жилищные права приобретателя дома: самим фактом возбужденного в отношении третьего лица исполнительного производства о сносе дома; риском применения фактических последствий признания дома самовольной постройкой и невозможностью для нового собственника в таком случае представить доказательства обратного; неопределенностью его статуса законного приобретателя и собственника жилого помещения; угрозой предъявления к нему иска о выселении? Как видно из материалов дела, пристав так фактически и не приступил к мерам принудительного исполнения по сносу постройки, исполнительное производство продолжалось исключительно на бумаге, ничто не предвещало его активизацию. Все это позволило ключевой фигуре комментируемого процесса - новому собственнику - годами вести себя пассивно, воздерживаясь от административных или судебных форм защиты своих интересов (как и от подачи заявления о правопреемстве в исполнительном производстве, при рассмотрении которого все возникшие вопросы могли бы быть разрешены судом, вынесшим изначальное решение), а судам не предоставило возможности из первых уст выяснить позицию гражданки, которую ВС РФ посчитал потенциальной потерпевшей от нарушения ее жилищных прав взыскателем и приставом, несмотря на сомнительные обстоятельства приобретения ею имущества.
Статья: Самовольные постройки: позиции ВС РФ
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Жилищным законодательством установлено выселение из любых жилых помещений исключительно на основании судебного решения. Таким образом, проживание зарегистрированных граждан в жилом доме (при условии, что не они осуществили его самовольное строительство) исключает возможность исполнения требования исполнительного документа о сносе данного объекта недвижимости в отсутствие судебного акта о выселении этих граждан.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Жилищным законодательством установлено выселение из любых жилых помещений исключительно на основании судебного решения. Таким образом, проживание зарегистрированных граждан в жилом доме (при условии, что не они осуществили его самовольное строительство) исключает возможность исполнения требования исполнительного документа о сносе данного объекта недвижимости в отсутствие судебного акта о выселении этих граждан.
Ситуация: Как признать дом аварийным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника. Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (ч. 3 ст. 55.26-1 ГрК РФ; абз. 7 п. 7 Положения N 47; п. п. 1, 5 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2022 N 350; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФСБ России от 18.06.2021 N 228).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника. Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (ч. 3 ст. 55.26-1 ГрК РФ; абз. 7 п. 7 Положения N 47; п. п. 1, 5 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2022 N 350; п. 1 Порядка, утв. Приказом ФСБ России от 18.06.2021 N 228).