Исполнение требований прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение требований прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предоставление документов по требованию прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)...течение минимального двухдневного срока исполнения требования прокурора, исчисляемого в рабочих днях, начинается со дня вручения соответствующего требования (запроса), то есть день его вручения включается в минимальный срок исполнения, установленный законодательством. Таким образом, поскольку день вручения запроса прокуратуры (01.06.2023) являлся рабочим (четверг), установление в рассматриваемом случае минимального срока его исполнения 02.06.2023 (пятница) законодательству не противоречит.
(КонсультантПлюс, 2025)...течение минимального двухдневного срока исполнения требования прокурора, исчисляемого в рабочих днях, начинается со дня вручения соответствующего требования (запроса), то есть день его вручения включается в минимальный срок исполнения, установленный законодательством. Таким образом, поскольку день вручения запроса прокуратуры (01.06.2023) являлся рабочим (четверг), установление в рассматриваемом случае минимального срока его исполнения 02.06.2023 (пятница) законодательству не противоречит.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Требование прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, а также принимая во внимание установленный предельный срок исполнения требования прокурора, который ограничен вышеприведенным регламентированным сроком проведения муниципального земельного контроля, объем требуемых проверочных мероприятий, наличие угрозы причинения вреда муниципальному имуществу и имуществу граждан, а также то обстоятельство, что само по себе требование прокурора о предоставлении информации еженедельно в прокуратуру о ходе проведенных мероприятий не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административного истца, суд... пришел к... выводу об отсутствии оснований для признания незаконным требования прокурора в обжалуемой административным истцом части..."
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая изложенное, а также принимая во внимание установленный предельный срок исполнения требования прокурора, который ограничен вышеприведенным регламентированным сроком проведения муниципального земельного контроля, объем требуемых проверочных мероприятий, наличие угрозы причинения вреда муниципальному имуществу и имуществу граждан, а также то обстоятельство, что само по себе требование прокурора о предоставлении информации еженедельно в прокуратуру о ходе проведенных мероприятий не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административного истца, суд... пришел к... выводу об отсутствии оснований для признания незаконным требования прокурора в обжалуемой административным истцом части..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проходят прокурорские проверки организаций
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как нужно выполнять требования прокурора в рамках проверки
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как нужно выполнять требования прокурора в рамках проверки
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)По результатам проверки исполнения требований законодательства прокурором природоохранной прокуратуры в адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - Департамент) внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе положений статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", выразившихся в неуказании в приказе Департамента об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих области, замещающих должности государственной гражданской службы области в Департаменте, и урегулированию конфликта интересов (далее - приказ о создании комиссии) конкретных членов комиссии, не являющихся государственными гражданскими служащими, их должностей и представляемых ими юридических лиц, руководители которых согласовали их участие в работе комиссии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)По результатам проверки исполнения требований законодательства прокурором природоохранной прокуратуры в адрес органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - Департамент) внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе положений статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", выразившихся в неуказании в приказе Департамента об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих области, замещающих должности государственной гражданской службы области в Департаменте, и урегулированию конфликта интересов (далее - приказ о создании комиссии) конкретных членов комиссии, не являющихся государственными гражданскими служащими, их должностей и представляемых ими юридических лиц, руководители которых согласовали их участие в работе комиссии.
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийУказанные выше сроки не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, которые предусмотрены ст. ст. 30 и 33 Закона о прокуратуре (п. 2.2 ст. 6 Закона о прокуратуре).
Статья: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации)
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.
Статья: Запрос органов прокуратуры Российской Федерации
(Зайцев Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако в целях исключения злоупотреблений указанным правом со стороны органов прокуратуры законодатель установил минимальные сроки для исполнения требований прокурора.
(Зайцев Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако в целях исключения злоупотреблений указанным правом со стороны органов прокуратуры законодатель установил минимальные сроки для исполнения требований прокурора.
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)На наш взгляд, в рассматриваемой трактовке Конституционного Суда заложен иной смысл, если опираться на буквальное толкование этого текста. Суд говорит о невозможности принудительного исполнения требований прокурора в том смысле, в котором принудительное исполнение используется в действующем законодательстве об исполнительном производстве для судебных решений, судебных приказов, иных исполнительных документов. То, что в отношении актов прокурорского реагирования установлен иной механизм принуждения к исполнению, не делает их необязательными к исполнению. Собственно, условия применения ст. 17.7 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, служит доказательством обязательности актов прокурорского реагирования не только к рассмотрению, но и к исполнению. Требования прокурора, содержащиеся в актах реагирования на нарушения, носят властно-обязывающий характер, на что обращал внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П. Неотнесение прокуратуры Российской Федерации к какой-либо ветви государственной власти не исключает ее из числа государственных органов, наделенных публичной властью.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)На наш взгляд, в рассматриваемой трактовке Конституционного Суда заложен иной смысл, если опираться на буквальное толкование этого текста. Суд говорит о невозможности принудительного исполнения требований прокурора в том смысле, в котором принудительное исполнение используется в действующем законодательстве об исполнительном производстве для судебных решений, судебных приказов, иных исполнительных документов. То, что в отношении актов прокурорского реагирования установлен иной механизм принуждения к исполнению, не делает их необязательными к исполнению. Собственно, условия применения ст. 17.7 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, служит доказательством обязательности актов прокурорского реагирования не только к рассмотрению, но и к исполнению. Требования прокурора, содержащиеся в актах реагирования на нарушения, носят властно-обязывающий характер, на что обращал внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П. Неотнесение прокуратуры Российской Федерации к какой-либо ветви государственной власти не исключает ее из числа государственных органов, наделенных публичной властью.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)На особом контроле прокуратуры находится борьба с лесными пожарами. В результате принятых мер площадь лесных пожаров в 2023 г. уменьшилась на 97%, а ущерб от лесных пожаров - на 93%. Во исполнение требований прокуроров лесопожарные формирования укомплектованы 559 единицами лесопожарной техники и инвентаря.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)На особом контроле прокуратуры находится борьба с лесными пожарами. В результате принятых мер площадь лесных пожаров в 2023 г. уменьшилась на 97%, а ущерб от лесных пожаров - на 93%. Во исполнение требований прокуроров лесопожарные формирования укомплектованы 559 единицами лесопожарной техники и инвентаря.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)В соответствии с ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ запросы прокуроров, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей, предъявленные в пределах их полномочий, подлежат обязательному исполнению. Статья 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3> обязывает безусловно исполнять требования прокурора в установленные им сроки. Неукоснительному исполнению подлежат и обращения судов - подобная норма закреплена в статье 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)В соответствии с ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ запросы прокуроров, руководителей следственных органов, следователей, органов дознания и дознавателей, предъявленные в пределах их полномочий, подлежат обязательному исполнению. Статья 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <3> обязывает безусловно исполнять требования прокурора в установленные им сроки. Неукоснительному исполнению подлежат и обращения судов - подобная норма закреплена в статье 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статья 6 Закона о прокуратуре закрепляет принцип обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, которые подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Статья 6 Закона о прокуратуре закрепляет принцип обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, которые подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Статья: Судебная неустойка как способ повышения эффективности исполнения судебных постановлений, принятых по требованиям прокурора
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Положения ст. 148 УПК РФ не предполагают повторное - после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, руководителем следственного органа или судом - вынесение такого постановления без проведения дополнительной проверки сообщения о преступлении, без выполнения требований и указаний прокурора или руководителя следственного органа, без устранения нарушений закона, на которые указал суд. При этом соответствующие компетентный орган или должностное лицо не вправе повторно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же материалы проверки сообщения о преступлении, а обязаны после устранения выявленных нарушений вновь оценить как фактическую, так и правовую сторону дела и принять новое процессуальное решение. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 2019 г. N 578-О "По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Положения ст. 148 УПК РФ не предполагают повторное - после отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором, руководителем следственного органа или судом - вынесение такого постановления без проведения дополнительной проверки сообщения о преступлении, без выполнения требований и указаний прокурора или руководителя следственного органа, без устранения нарушений закона, на которые указал суд. При этом соответствующие компетентный орган или должностное лицо не вправе повторно принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основе тех же фактических обстоятельств, с опорой на те же материалы проверки сообщения о преступлении, а обязаны после устранения выявленных нарушений вновь оценить как фактическую, так и правовую сторону дела и принять новое процессуальное решение. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 2019 г. N 578-О "По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Например, прокуратурой г. Красноуральска Свердловской области в связи с публикациями в средствах массовой информации о допускаемых в течение длительного периода ООО "КХЗ" нарушениях законодательства в области промышленной безопасности проведена проверка, в ходе которой выявлено, что общество, признанное банкротом, эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушением требований безопасности. По результатам проверки конкурсному управляющему общества внесено представление об устранении нарушений законодательства. Кроме того, в адрес конкурсного управляющего в порядке ст. 6, 22 Закона о прокуратуре прокурор города направил требование о еженедельном предоставлении информации о проведенных мероприятиях по ликвидации опасного производственного объекта, об объемах опасных и взрывчатых веществ на заводе, их уничтожении, осуществлении охраны территории завода. Суд указал, что прокурором нарушены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, поскольку в требовании нет указания на предельный срок его исполнения. Установление длящейся обязанности конкурсного управляющего представлять прокурору значительный объем информации и сведений с приложением подтверждающих документов при отсутствии указания на предельный срок исполнения этого требования признано судом незаконным, ограничивающим права и законные интересы заявителя, требующим дополнительных временных и трудовых затрат и вложения финансовых средств (дело N А60-62501/2016). Необходимо отметить, что иная позиция в этой части означала бы отсутствие предельных сроков проведения проверочных мероприятий и исполнения требований прокурора.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Например, прокуратурой г. Красноуральска Свердловской области в связи с публикациями в средствах массовой информации о допускаемых в течение длительного периода ООО "КХЗ" нарушениях законодательства в области промышленной безопасности проведена проверка, в ходе которой выявлено, что общество, признанное банкротом, эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушением требований безопасности. По результатам проверки конкурсному управляющему общества внесено представление об устранении нарушений законодательства. Кроме того, в адрес конкурсного управляющего в порядке ст. 6, 22 Закона о прокуратуре прокурор города направил требование о еженедельном предоставлении информации о проведенных мероприятиях по ликвидации опасного производственного объекта, об объемах опасных и взрывчатых веществ на заводе, их уничтожении, осуществлении охраны территории завода. Суд указал, что прокурором нарушены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, поскольку в требовании нет указания на предельный срок его исполнения. Установление длящейся обязанности конкурсного управляющего представлять прокурору значительный объем информации и сведений с приложением подтверждающих документов при отсутствии указания на предельный срок исполнения этого требования признано судом незаконным, ограничивающим права и законные интересы заявителя, требующим дополнительных временных и трудовых затрат и вложения финансовых средств (дело N А60-62501/2016). Необходимо отметить, что иная позиция в этой части означала бы отсутствие предельных сроков проведения проверочных мероприятий и исполнения требований прокурора.