Исполнение решения о депортации
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение решения о депортации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Учитывая, что З. имеет непогашенную судимость за совершение умышленного преступления направленного против здоровья населения и общественной нравственности, отнесенного уголовным законом к категории средней тяжести, представляет реальную угрозу безопасности граждан, общественному порядку, здоровью населения страны, основам правопорядка и нравственности, правам и интересам других лиц, указанные основания на момент рассмотрения дела судом не отпали, в отношении нее принято уполномоченным органом решение о депортации, которое незаконным не признано и не отменено, возможность исполнения решения о депортации не утрачена, суды пришли к обоснованному выводу о том, что она должна содержаться в специальном учреждении до исполнения решения о депортации, как это предусмотрено пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно п. 9 ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении (п. 2 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). При этом помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется на основании решения руководителя или заместителя руководителя уполномоченного органа. Но содержание иностранного гражданина в специальном учреждении (центре временного содержания иностранных граждан) свыше 48 часов осуществляется только на основании решения суда (п. 9.3, 9 ст. 31 и п. 4, 5 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан), которое принимается в порядке главы 28 КАС РФ. Данные правила Закона о правовом положении иностранных граждан имеют, видимо, конституционное основание, так как согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно п. 9 ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении (п. 2 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). При этом помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется на основании решения руководителя или заместителя руководителя уполномоченного органа. Но содержание иностранного гражданина в специальном учреждении (центре временного содержания иностранных граждан) свыше 48 часов осуществляется только на основании решения суда (п. 9.3, 9 ст. 31 и п. 4, 5 ст. 32.2 Закона о правовом положении иностранных граждан), которое принимается в порядке главы 28 КАС РФ. Данные правила Закона о правовом положении иностранных граждан имеют, видимо, конституционное основание, так как согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья: Принудительные работы для иностранных граждан и лиц без гражданства как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
(Пацевич В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Ранее Президиум Верховного Суда РФ указывал на то, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, когда данный гражданин находится в этом учреждении длительный период, а уполномоченный орган не представляет сведения о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, равно в случае отсутствия данных о том, что депортируемое лицо может скрыться или уклониться от исполнения соответствующего решения <19>. Аналогичный смысл прослеживается сейчас в новой статье КоАП РФ - 27.19.1, ч. 17 которой предоставляет право выдворяемому лицу, помещенному в специальное учреждение, по истечении месячного срока со дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении рассматриваемого вида наказания при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность реализации процедуры выдворения, обратиться в суд с ходатайством о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в таком учреждении. В связи с чем возникает вопрос о контроле за пребыванием иностранного гражданина, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о принудительном административном выдворении и не содержащегося в специальном учреждении. Полагаем, что таким лицам с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений в период до реализации процедуры административного выдворения должен устанавливаться не только режим контролируемого пребывания, но и предоставляться возможность осуществлять трудовую деятельность. Данное предложение видится нам вполне целесообразным, поскольку в случае получения дохода иностранный правонарушитель сможет не только самостоятельно оплатить расходы по своему административному выдворению, но также исполнить другие имущественные обязательства, включая выплату административного штрафа.
(Пацевич В.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Ранее Президиум Верховного Суда РФ указывал на то, что суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, когда данный гражданин находится в этом учреждении длительный период, а уполномоченный орган не представляет сведения о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, равно в случае отсутствия данных о том, что депортируемое лицо может скрыться или уклониться от исполнения соответствующего решения <19>. Аналогичный смысл прослеживается сейчас в новой статье КоАП РФ - 27.19.1, ч. 17 которой предоставляет право выдворяемому лицу, помещенному в специальное учреждение, по истечении месячного срока со дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении рассматриваемого вида наказания при наличии обстоятельств, указывающих на невозможность реализации процедуры выдворения, обратиться в суд с ходатайством о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в таком учреждении. В связи с чем возникает вопрос о контроле за пребыванием иностранного гражданина, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о принудительном административном выдворении и не содержащегося в специальном учреждении. Полагаем, что таким лицам с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений в период до реализации процедуры административного выдворения должен устанавливаться не только режим контролируемого пребывания, но и предоставляться возможность осуществлять трудовую деятельность. Данное предложение видится нам вполне целесообразным, поскольку в случае получения дохода иностранный правонарушитель сможет не только самостоятельно оплатить расходы по своему административному выдворению, но также исполнить другие имущественные обязательства, включая выплату административного штрафа.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок
(ред. от 04.11.2025)Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения контролируемым лицом установленных обязанностей в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение. Если такие решения ранее уже были вынесены в отношении иностранного гражданина, повторно такие решения не выносятся. Исполнение решения о депортации контролируемого лица, в отношении которого имеется решение об ограничении выезда, приостанавливается до отмены такого решения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения контролируемым лицом установленных обязанностей в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение. Если такие решения ранее уже были вынесены в отношении иностранного гражданина, повторно такие решения не выносятся. Исполнение решения о депортации контролируемого лица, в отношении которого имеется решение об ограничении выезда, приостанавливается до отмены такого решения.
Статья: Правовой анализ мер принуждения, связанных с перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации
(Карпов О.В., Ледащев С.В., Рузевич О.Р., Дядькин О.Н.)
("Современное право", 2021, N 5)Отличают депортацию от административного выдворения и сроки обжалования. Решение о депортации подлежит обжалованию в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента, когда иностранному гражданину или лицу без гражданства стало известно о нем. Но в случае, если судебным органом вынесено решение о принудительной высылке, сроки сокращаются до 10 дней. С целью оспаривания лицо вправе обратиться в суд по месту проживания. При заявлении письменного ходатайства исполнение решения о депортации на срок судебного разбирательства будет отложено. Также законодательство предусматривает и порядок внесудебного обжалования путем подачи заявления руководителю органа внутренних дел.
(Карпов О.В., Ледащев С.В., Рузевич О.Р., Дядькин О.Н.)
("Современное право", 2021, N 5)Отличают депортацию от административного выдворения и сроки обжалования. Решение о депортации подлежит обжалованию в судебном порядке в течение 3 месяцев с момента, когда иностранному гражданину или лицу без гражданства стало известно о нем. Но в случае, если судебным органом вынесено решение о принудительной высылке, сроки сокращаются до 10 дней. С целью оспаривания лицо вправе обратиться в суд по месту проживания. При заявлении письменного ходатайства исполнение решения о депортации на срок судебного разбирательства будет отложено. Также законодательство предусматривает и порядок внесудебного обжалования путем подачи заявления руководителю органа внутренних дел.
Статья: Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Общие принципы осуществления депортации установлены в ст. 31 указанного Федерального закона. Непосредственный порядок принятия и исполнения решений о депортации регламентирован Приказом МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <2>. В п. 2 этого Приказа приводится обобщение оснований для принятия решений о депортации, которые в достаточно разрозненном виде установлены в Федеральных законах "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 3 и 11 ст. 31 и п. 12 ст. 32.2), "О беженцах" <3> (ст. 13) и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <4> (ст. 25.10).
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Общие принципы осуществления депортации установлены в ст. 31 указанного Федерального закона. Непосредственный порядок принятия и исполнения решений о депортации регламентирован Приказом МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <2>. В п. 2 этого Приказа приводится обобщение оснований для принятия решений о депортации, которые в достаточно разрозненном виде установлены в Федеральных законах "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 3 и 11 ст. 31 и п. 12 ст. 32.2), "О беженцах" <3> (ст. 13) и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <4> (ст. 25.10).
Статья: Изменения в законодательстве в сфере миграции: особенности и современность
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 5)В отношении иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или воинских формированиях, прекращают действие и не подлежат исполнению ранее принятые решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда, нежелательности пребывания (проживания), сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 5)В отношении иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или воинских формированиях, прекращают действие и не подлежат исполнению ранее принятые решения о депортации, реадмиссии, неразрешении въезда, нежелательности пребывания (проживания), сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.