Исполнение контракта в условиях пандемии



Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение контракта в условиях пандемии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""В связи с пандемией, обусловленной коронавирусной инфекцией (COVID-19), в Закон N 44-ФЗ внесена специальная норма. В соответствии с частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)
Кроме того, против подрядчика также играет несообщение заказчику о приостановлении исполнения контракта по причине пандемии новой коронавирусной инфекции и введения соответствующих ограничений (см. Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А56-113111/2020, от 28.05.2021 по делу N А21-13178/2020).
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)
Стоит отметить, что в связи с повышенным вниманием контролирующих органов к теме публичных закупок, законодательно установленной обязанности заказчиков предъявлять контрагентам неустойки за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств, а также во избежание обвинений в конфликте интересов заказчикам всегда "проще" и выгоднее отказывать в списании неустоек, не признавая существования каких-либо исключительных обстоятельств исполнения контракта по причине пандемии COVID-19. В деловой прессе уже отмечено, что на деле внезапные послабления оказались почти неприменимыми: для того чтобы ими воспользоваться, надо доказать влияние пандемии и ограничительных мер на исполнение конкретного контракта. При этом поставщики фактически впадают в зависимость от усмотрения конкретного заказчика <2>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
Как следует из материалов дела, санитарно-эпидемиологические меры, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), повлекли для общества значительные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в период ограничений, привели к отсутствию заключенных контрактов на выполнение ремонтных работ и источника финансирования предпринимательской деятельности. С учетом указанных обстоятельств общество было вынуждено взять на себя дополнительные кредитные обязательства для оплаты образовавшейся задолженности перед поставщиками, а также с целью выплаты заработной платы своим работникам.
"Отдельные вопросы составления консолидированной финансовой отчетности организаций, связанные с условиями деятельности в 2020 г."Под обременительными договорами понимаются такие договоры, для которых неизбежные затраты на выполнение обязательств по договору превышают ожидаемые экономические выгоды по нему. Неизбежные затраты по договору - это наименьшая чистая стоимость выхода из договора, то есть меньшая из сумм возмещения в связи с выходом из договора (или его нарушением) и затрат на его выполнение. Такие договоры могут включать, например, контракты на поставку, которые предприятие не может выполнить из-за пандемии. Руководство должно рассмотреть вопрос о наличии договорных отношений, ставших обременительными в связи с пандемией, либо мерами, предприниямаемыми для ее ограничения, и применить, если необходимо, требования МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н.
показать больше документов