Исполнение актера
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение актера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минута славы: правовая природа "сценического образа"
(Новикова А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В России персонаж произведения охраняется авторским правом, если по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и выражен в какой-либо объективной форме. В литературе подчеркивается, что понятие "персонаж" применимо к различным видам произведений, а не только к литературным [3]. Отмечается наличие тесной связи сценического образа персонажа с образом, созданным автором драматургического произведения, на основе которого осуществляется исполнение. У актера, играющего роль, возникает смежное право на исполнение.
(Новикова А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В России персонаж произведения охраняется авторским правом, если по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и выражен в какой-либо объективной форме. В литературе подчеркивается, что понятие "персонаж" применимо к различным видам произведений, а не только к литературным [3]. Отмечается наличие тесной связи сценического образа персонажа с образом, созданным автором драматургического произведения, на основе которого осуществляется исполнение. У актера, играющего роль, возникает смежное право на исполнение.
Статья: Сообладание исключительным смежным правом на совместное исполнение в государствах ЕАЭС, БРИКС и ШОС: сравнительно-правовое исследование
(Мартьянова Е.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Китайская Народная Республика. Нормы, устанавливающие правовой статус исполнителей в Китае, содержатся в Законе КНР "Об авторском праве" 1990 года <27>, а также в Положениях "О применении Закона КНР об авторском праве" 2013 года <28>. Ван Цянь отмечает, что, несмотря на внесение изменений в Закон "Об авторском праве Китая" в части объема и порядка осуществления прав исполнителей, отношения, вытекающие из создания совместного исполнения, не получили надлежащей регламентации <29>. Ученый подчеркивает, что включение в Закон об авторском праве положений о служебном исполнении послужило поводом для обширной дискуссии. Так, под служебными исполнениями в статье 40 Закона КНР "Об авторском праве" понимаются исполнения, создаваемые актерами при решении задач в рамках коллектива. При этом по общему правилу актеры сохраняют право на защиту от искажений, право на имя, а другие права по общему правилу принадлежат коллективу исполнителей, если соглашением не предусмотрено иное. Исходя из изложенного, Ван Цянь ставит вопрос о правосубъектности "коллектива исполнителей", отмечая, что наделение правами и обязанностями "коллектива исполнителей" нехарактерно для иных правопорядков, где субъектом смежного права все-таки выступает сам исполнитель. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие исследователи <30>, которые поясняют, что наличие договорных отношений, например между актером и труппой, не отменяет того факта, что результат интеллектуальной деятельности создается актером, а значит, его и необходимо признавать субъектом, имеющим право определять юридическую судьбу исполнения. Однако в судебной практике получил распространение иной подход: если исполнение было создано по воле и за счет коллектива (исполнительской организационной единицы), то имущественные права в полном объеме признаются за коллективом (например, спор между Guangdong Changjin Company и Tianbao Optical Disc Company) <31>. Кроме того, отмечается, что закон на данный момент не дает ответа на вопрос о том, возможно ли использовать исполнение при отсутствии согласия каждого из артистов-исполнителей <32>.
(Мартьянова Е.Ю.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Китайская Народная Республика. Нормы, устанавливающие правовой статус исполнителей в Китае, содержатся в Законе КНР "Об авторском праве" 1990 года <27>, а также в Положениях "О применении Закона КНР об авторском праве" 2013 года <28>. Ван Цянь отмечает, что, несмотря на внесение изменений в Закон "Об авторском праве Китая" в части объема и порядка осуществления прав исполнителей, отношения, вытекающие из создания совместного исполнения, не получили надлежащей регламентации <29>. Ученый подчеркивает, что включение в Закон об авторском праве положений о служебном исполнении послужило поводом для обширной дискуссии. Так, под служебными исполнениями в статье 40 Закона КНР "Об авторском праве" понимаются исполнения, создаваемые актерами при решении задач в рамках коллектива. При этом по общему правилу актеры сохраняют право на защиту от искажений, право на имя, а другие права по общему правилу принадлежат коллективу исполнителей, если соглашением не предусмотрено иное. Исходя из изложенного, Ван Цянь ставит вопрос о правосубъектности "коллектива исполнителей", отмечая, что наделение правами и обязанностями "коллектива исполнителей" нехарактерно для иных правопорядков, где субъектом смежного права все-таки выступает сам исполнитель. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие исследователи <30>, которые поясняют, что наличие договорных отношений, например между актером и труппой, не отменяет того факта, что результат интеллектуальной деятельности создается актером, а значит, его и необходимо признавать субъектом, имеющим право определять юридическую судьбу исполнения. Однако в судебной практике получил распространение иной подход: если исполнение было создано по воле и за счет коллектива (исполнительской организационной единицы), то имущественные права в полном объеме признаются за коллективом (например, спор между Guangdong Changjin Company и Tianbao Optical Disc Company) <31>. Кроме того, отмечается, что закон на данный момент не дает ответа на вопрос о том, возможно ли использовать исполнение при отсутствии согласия каждого из артистов-исполнителей <32>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).
(ред. от 23.07.2025)Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) в тех случаях, когда публичное исполнение осуществляется посредством живого исполнения, происходит не только использование произведения, но и возникает объект смежного права - исполнение. При этом между автором произведения и публикой существует связующее звено - исполнитель (группа исполнителей). Другими словами, произведение при публичном исполнении воспринимается не непосредственно, а через исполнение актера, музыканта, певца, танцора и т.д. Следует отметить, что своеобразие композиторского труда или труда драматурга состоит в том, что восприятию результата его труда предшествует необходимый этап - непосредственное участие артистов-исполнителей, в то время как труд писателя, художника, архитектора воспринимается непосредственно самим лицом, стремящимся познакомиться с их творчеством;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) в тех случаях, когда публичное исполнение осуществляется посредством живого исполнения, происходит не только использование произведения, но и возникает объект смежного права - исполнение. При этом между автором произведения и публикой существует связующее звено - исполнитель (группа исполнителей). Другими словами, произведение при публичном исполнении воспринимается не непосредственно, а через исполнение актера, музыканта, певца, танцора и т.д. Следует отметить, что своеобразие композиторского труда или труда драматурга состоит в том, что восприятию результата его труда предшествует необходимый этап - непосредственное участие артистов-исполнителей, в то время как труд писателя, художника, архитектора воспринимается непосредственно самим лицом, стремящимся познакомиться с их творчеством;
Статья: Проблемы квалификации сложных объектов интеллектуальных прав
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Следующим по значимости среди сложных объектов являются театрально-зрелищные представления, упоминаемые в ГК РФ дважды: в нормах ст. 1240 применительно к использованию результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта и в ст. 1313, регулирующей смежные права исполнителей. Театрально-зрелищное представление может сочетать в себе литературное (сценарное) произведение, произведения изобразительного искусства и творческого дизайна в форме декораций и костюмов, музыкальное сопровождение, режиссерское решение в форме постановки и исполнения актеров как объекты их смежных прав. Таким образом перед нами классическое произведение "синтетического искусства", объединенное единым творческим замыслом режиссера-постановщика. При этом нормы ст. 1313 ГК РФ содержат указание на неисчерпывающий перечень таких сложных объектов, объединяя цирковые, кукольные, эстрадные и все иные представления.
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Следующим по значимости среди сложных объектов являются театрально-зрелищные представления, упоминаемые в ГК РФ дважды: в нормах ст. 1240 применительно к использованию результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта и в ст. 1313, регулирующей смежные права исполнителей. Театрально-зрелищное представление может сочетать в себе литературное (сценарное) произведение, произведения изобразительного искусства и творческого дизайна в форме декораций и костюмов, музыкальное сопровождение, режиссерское решение в форме постановки и исполнения актеров как объекты их смежных прав. Таким образом перед нами классическое произведение "синтетического искусства", объединенное единым творческим замыслом режиссера-постановщика. При этом нормы ст. 1313 ГК РФ содержат указание на неисчерпывающий перечень таких сложных объектов, объединяя цирковые, кукольные, эстрадные и все иные представления.
Готовое решение: Какой порядок защиты смежных прав
(КонсультантПлюс, 2025)исполнения артистов-исполнителей (певцов, актеров, музыкантов и др.) и дирижеров в форме, которая дает их воспроизвести и распространить с помощью технических средств;
(КонсультантПлюс, 2025)исполнения артистов-исполнителей (певцов, актеров, музыкантов и др.) и дирижеров в форме, которая дает их воспроизвести и распространить с помощью технических средств;