Исковая давность по оспариванию нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Исковая давность по оспариванию нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль в связи с претензией к периоду учета в доходах кредиторской задолженности, исходя из того, что истек исковой срок, ликвидирован кредитор и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Для отмены решения о доначислении налога на прибыль нужно представить в суд оспариваемое решение и доказать, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы Налогоплательщика (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для отмены решения о доначислении налога на прибыль нужно представить в суд оспариваемое решение и доказать, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы Налогоплательщика (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)С учетом того что положения главы 21 КАС РФ, которые регулируют процедуру оспаривания нормативных правовых актов, не устанавливают каких-либо сроков исковой давности для оспаривания НПА, а пункты 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 закрепляют правило о том, что НПА могут быть оспорены даже после прекращения их действия, следует высказать опасение о том, что признание решения о КРТ в судебной практике в качестве нормативного правового акта может поставить под угрозу стабильность реализуемых проектов, поскольку отмененное решение о КРТ на любой стадии его реализации влечет за собой каскад отмен принятых в соответствии с ним актов распорядительного характера, заключенных сделок и проч.
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)С учетом того что положения главы 21 КАС РФ, которые регулируют процедуру оспаривания нормативных правовых актов, не устанавливают каких-либо сроков исковой давности для оспаривания НПА, а пункты 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 закрепляют правило о том, что НПА могут быть оспорены даже после прекращения их действия, следует высказать опасение о том, что признание решения о КРТ в судебной практике в качестве нормативного правового акта может поставить под угрозу стабильность реализуемых проектов, поскольку отмененное решение о КРТ на любой стадии его реализации влечет за собой каскад отмен принятых в соответствии с ним актов распорядительного характера, заключенных сделок и проч.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В литературе подчеркивалось неприменение срока исковой давности к требованиям об оспаривании нормативных правовых актов <1>. Абзац второй п. 1 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" гласил: "Исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом". Это положение не воспроизведено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В литературе подчеркивалось неприменение срока исковой давности к требованиям об оспаривании нормативных правовых актов <1>. Абзац второй п. 1 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" гласил: "Исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом". Это положение не воспроизведено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 30.09.2009 N ГКПИ09-1168
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 1 и 5 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежным к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам>Доводы заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствуют такие обстоятельства, как истечение срока исковой давности, наличие преюдициального судебного акта в качестве причин юридического характера, обуславливающие признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам безнадежными, не основаны на законе. Законодательство о налогах и сборах не связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора с приведенными обстоятельствами.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 1 и 5 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежным к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам>Доводы заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствуют такие обстоятельства, как истечение срока исковой давности, наличие преюдициального судебного акта в качестве причин юридического характера, обуславливающие признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам безнадежными, не основаны на законе. Законодательство о налогах и сборах не связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора с приведенными обстоятельствами.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.11.2016 N АКПИ16-1049
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела 4 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855>Статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит требования, на которые исковая давность не распространяется, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают перечень необходимых документов, в связи с чем ссылка административного истца на данную норму закона является несостоятельной.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела 4 Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855>Статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит требования, на которые исковая давность не распространяется, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают перечень необходимых документов, в связи с чем ссылка административного истца на данную норму закона является несостоятельной.
Статья: Влияние кодификации законодательства на выбор форм судопроизводств: административного или гражданского
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Приведем некоторые негативные последствия данных выводов. Так, анализируя такой способ защиты, как неприменение акта субъекта публичной власти, некоторые авторы, например С.Ю. Некрасов и Е.С. Усова, приходят к противоречивым выводам о том, что, с одной стороны, указанное требование может быть предъявлено суду как единственное и самостоятельное, суд вправе его разрешить, если оценка законности акта относится к компетенции суда, с другой стороны, указанное требование является способом защиты гражданских прав, применение которого возможно, независимо от истечения сроков исковой давности и от процессуальных сроков, установленных для их оспаривания, а также допустимо в случае, если в порядке административного судопроизводства отказано в признании соответствующего акта публичной власти недействительным <12>. Данный способ защиты в виде неприменения акта субъекта публичной власти предусмотрен абз. 13 ст. 12 ГК РФ, который не содержит ограничений по распространению его действия как на нормативный правовой акт, так и на индивидуальный акт. Данный способ защиты имеет много общего со способом защиты, предусмотренным абз. 6 ст. 12 ГК РФ о признании недействительным акта субъекта публичной власти. Последний из перечисленных способов защиты закреплен в п. 1, 2 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, его реализация в случае оспаривания как нормативного правового акта, так и индивидуального акта, регламентирована специальным процессуальным порядком административного судопроизводства (гл. 21 и 22 КАС РФ). Цель судебной защиты и правовой интерес административного истца, как заявляющего требование о признании недействительным акта субъекта публичной власти, так и о неприменении акта, аналогичны, поскольку предполагают в обоих случаях разрешение вопроса об отсутствии основания их применения с определенного момента в связи с их противоречием другим актам, имеющим более высокую юридическую силу. Поэтому мы считаем, что такой способ защиты, как неприменение судом акта субъекта публичной власти, означает наличие публичного спора, а потому он должен применяться в административном судопроизводстве как самостоятельное требование против административного ответчика - субъекта публичной власти, который должен быть привлечен к участию в деле в таком качестве, к нему должны быть сформулированы соответствующие требования, и ему должна быть предоставлена возможность представить свои возражения на них, а также доказательства в обоснование своей позиции. При этом установление при рассмотрении гражданского дела обстоятельства о том, что подлежащий применению акт субъекта публичной власти противоречит иному, имеющему более высокую юридическую силу, является предусмотренным законом правом выйти за рамки заявленных требований на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ <13> и передачи анализируемого требования для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Приведем некоторые негативные последствия данных выводов. Так, анализируя такой способ защиты, как неприменение акта субъекта публичной власти, некоторые авторы, например С.Ю. Некрасов и Е.С. Усова, приходят к противоречивым выводам о том, что, с одной стороны, указанное требование может быть предъявлено суду как единственное и самостоятельное, суд вправе его разрешить, если оценка законности акта относится к компетенции суда, с другой стороны, указанное требование является способом защиты гражданских прав, применение которого возможно, независимо от истечения сроков исковой давности и от процессуальных сроков, установленных для их оспаривания, а также допустимо в случае, если в порядке административного судопроизводства отказано в признании соответствующего акта публичной власти недействительным <12>. Данный способ защиты в виде неприменения акта субъекта публичной власти предусмотрен абз. 13 ст. 12 ГК РФ, который не содержит ограничений по распространению его действия как на нормативный правовой акт, так и на индивидуальный акт. Данный способ защиты имеет много общего со способом защиты, предусмотренным абз. 6 ст. 12 ГК РФ о признании недействительным акта субъекта публичной власти. Последний из перечисленных способов защиты закреплен в п. 1, 2 ч. 1 ст. 124 КАС РФ, его реализация в случае оспаривания как нормативного правового акта, так и индивидуального акта, регламентирована специальным процессуальным порядком административного судопроизводства (гл. 21 и 22 КАС РФ). Цель судебной защиты и правовой интерес административного истца, как заявляющего требование о признании недействительным акта субъекта публичной власти, так и о неприменении акта, аналогичны, поскольку предполагают в обоих случаях разрешение вопроса об отсутствии основания их применения с определенного момента в связи с их противоречием другим актам, имеющим более высокую юридическую силу. Поэтому мы считаем, что такой способ защиты, как неприменение судом акта субъекта публичной власти, означает наличие публичного спора, а потому он должен применяться в административном судопроизводстве как самостоятельное требование против административного ответчика - субъекта публичной власти, который должен быть привлечен к участию в деле в таком качестве, к нему должны быть сформулированы соответствующие требования, и ему должна быть предоставлена возможность представить свои возражения на них, а также доказательства в обоснование своей позиции. При этом установление при рассмотрении гражданского дела обстоятельства о том, что подлежащий применению акт субъекта публичной власти противоречит иному, имеющему более высокую юридическую силу, является предусмотренным законом правом выйти за рамки заявленных требований на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ <13> и передачи анализируемого требования для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Статья: Темпоральные принципы действия судебных прецедентов, правовых позиций судов, иных актов официального толкования
(Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Административное судопроизводство, находясь в поиске баланса между публичными и частными интересами, содержит существенную особенность, проявляющуюся при оспаривании нормативных правовых актов. При удовлетворении исковых требований по данной категории дел суду предстоит определить дату, с которой судебный акт будет признан недействующим: это может быть дата вступления решения суда в законную силу, дата принятия оспоренного нормативного правового акта, иная дата, определяемая судом.
(Любимова Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 3)Административное судопроизводство, находясь в поиске баланса между публичными и частными интересами, содержит существенную особенность, проявляющуюся при оспаривании нормативных правовых актов. При удовлетворении исковых требований по данной категории дел суду предстоит определить дату, с которой судебный акт будет признан недействующим: это может быть дата вступления решения суда в законную силу, дата принятия оспоренного нормативного правового акта, иная дата, определяемая судом.
Статья: Великое объединение: оспаривание нормативных правовых и административных актов в суде по одним процессуальным правилам
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)<5> Мнение о том, что установительные притязания не могут быть ограничены давностными сроками в силу самой природы требования, сегодня может считаться господствующим. При этом приводимая в пользу такого решения аргументация отличается разнообразием. См., напр.: Гордон В.М. Иски о признании. Ярославль, 1906. С. 322 - 326; Крашенинников Е.А. Понятие и предмет исковой давности. Ярославль, 1997. С. 54 - 58.
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)<5> Мнение о том, что установительные притязания не могут быть ограничены давностными сроками в силу самой природы требования, сегодня может считаться господствующим. При этом приводимая в пользу такого решения аргументация отличается разнообразием. См., напр.: Гордон В.М. Иски о признании. Ярославль, 1906. С. 322 - 326; Крашенинников Е.А. Понятие и предмет исковой давности. Ярославль, 1997. С. 54 - 58.
Статья: Защита гражданских прав и судоустройство в евразийском контексте
(Нешатаева Т.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 10)Иногда предлагается применять к нормоконтролю гражданско-правовые сроки исковой давности. Это в корне неверно, так как эти сроки не могут применяться в делах об оспаривании нормативных актов публичной власти. Общеизвестно, что юридически несовершенная норма подлежит судебному контролю на постоянной основе, бессрочно.
(Нешатаева Т.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 10)Иногда предлагается применять к нормоконтролю гражданско-правовые сроки исковой давности. Это в корне неверно, так как эти сроки не могут применяться в делах об оспаривании нормативных актов публичной власти. Общеизвестно, что юридически несовершенная норма подлежит судебному контролю на постоянной основе, бессрочно.