Исключительные права государственный контракт
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительные права государственный контракт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об авторстве разработчиков компьютерных программ, созданных по госзаказу, и основаниях возникновения исключительного права на такие программы
(Ильина Е.А., Сарапкин И.Н.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: автор ПО; программы для ЭВМ (компьютерные программы); государственные закупки; информационные системы; исключительные права; интеллектуальная собственность; государственный контракт; информационные технологии; разработка ПО.
(Ильина Е.А., Сарапкин И.Н.)
("Цивилист", 2025, N 2)Ключевые слова: автор ПО; программы для ЭВМ (компьютерные программы); государственные закупки; информационные системы; исключительные права; интеллектуальная собственность; государственный контракт; информационные технологии; разработка ПО.
Статья: Чужие исключительные права по договору доверительного управления
(Рузакова О.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)Зачастую на практике возникает проблема соотнесения договора доверительного управления с другими отношениями по управлению в системе частноправового регулирования. Так, в части четвертой ГК РФ термин "управление" используется не только и не столько в отношении ДУ (вопрос ДУ исключительными правами практически не урегулирован), сколько в отношении коллективного управления авторскими и смежными правами, а также в отношении управления правами, принадлежащими РФ. Согласно подп. 1 п. 12 ст. 1240.1 ГК РФ порядок управления принадлежащими РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе правами на РИД, что непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности, определяется Правительством РФ <15>, в соответствии с которым под управлением понимается "осуществление мероприятий по оформлению прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя РФ; осуществление государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя РФ; определение стоимости (в том числе первоначальной стоимости) исключительных прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности и их постановка на бухгалтерский учет; обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения исключительными правами РФ на указанные результаты". Таким образом, в "систему управления" входят и правомочия по распоряжению исключительным правом, в принципе такого рода правомочия представляют собой как фактические, так и юридические действия в отношении результатов интеллектуальной деятельности и в целом могут иметь значение как для доверительного управления правами, так и для других объектов интеллектуальных прав иных участников гражданских правоотношений.
(Рузакова О.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)Зачастую на практике возникает проблема соотнесения договора доверительного управления с другими отношениями по управлению в системе частноправового регулирования. Так, в части четвертой ГК РФ термин "управление" используется не только и не столько в отношении ДУ (вопрос ДУ исключительными правами практически не урегулирован), сколько в отношении коллективного управления авторскими и смежными правами, а также в отношении управления правами, принадлежащими РФ. Согласно подп. 1 п. 12 ст. 1240.1 ГК РФ порядок управления принадлежащими РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе правами на РИД, что непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности, определяется Правительством РФ <15>, в соответствии с которым под управлением понимается "осуществление мероприятий по оформлению прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя РФ; осуществление государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя РФ; определение стоимости (в том числе первоначальной стоимости) исключительных прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности и их постановка на бухгалтерский учет; обеспечение использования результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения исключительными правами РФ на указанные результаты". Таким образом, в "систему управления" входят и правомочия по распоряжению исключительным правом, в принципе такого рода правомочия представляют собой как фактические, так и юридические действия в отношении результатов интеллектуальной деятельности и в целом могут иметь значение как для доверительного управления правами, так и для других объектов интеллектуальных прав иных участников гражданских правоотношений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)56. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)56. Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд.
Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный по государственному контракту до 1 января 2008 года и принадлежащий Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, может быть закреплено за исполнителем работ, если государственный заказчик не осуществит практическое применение (внедрение) этого результата до 1 января 2015 года. Если такое исключительное право требует государственной регистрации, но тем не менее в соответствующий государственный реестр не внесено, исполнитель работ, заинтересованный в практическом применении (внедрении) этого результата, должен принять необходимые меры для его государственной регистрации и получения патента. Порядок закрепления исключительных прав на соответствующие результаты за исполнителями работ и иными лицами устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 29.12.2022)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный по государственному контракту до 1 января 2008 года и принадлежащий Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, может быть закреплено за исполнителем работ, если государственный заказчик не осуществит практическое применение (внедрение) этого результата до 1 января 2015 года. Если такое исключительное право требует государственной регистрации, но тем не менее в соответствующий государственный реестр не внесено, исполнитель работ, заинтересованный в практическом применении (внедрении) этого результата, должен принять необходимые меры для его государственной регистрации и получения патента. Порядок закрепления исключительных прав на соответствующие результаты за исполнителями работ и иными лицами устанавливается Правительством Российской Федерации.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До внесения изменений исключительное право на РИД принадлежало по общему правилу исполнителю по государственному контракту (т.е. разработчику архитектурного проекта, застройщику) и могло принадлежать государству, только если это было прямо предусмотрено в государственном контракте. Закон N 456-ФЗ (ст. 1240.1 ГК РФ) предусматривает случаи, в которых РИД принадлежит только государству, и иное установить в государственном контракте будет невозможно (хотя по общему правилу РИД все так же принадлежит исполнителю). Стороны государственного контракта не могут согласовать и условия перехода исключительного права к государству (например, только после полной оплаты), что ранее было сильной защитой исполнителя, в особенности по спорам, связанным с архитектурными проектами.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До внесения изменений исключительное право на РИД принадлежало по общему правилу исполнителю по государственному контракту (т.е. разработчику архитектурного проекта, застройщику) и могло принадлежать государству, только если это было прямо предусмотрено в государственном контракте. Закон N 456-ФЗ (ст. 1240.1 ГК РФ) предусматривает случаи, в которых РИД принадлежит только государству, и иное установить в государственном контракте будет невозможно (хотя по общему правилу РИД все так же принадлежит исполнителю). Стороны государственного контракта не могут согласовать и условия перехода исключительного права к государству (например, только после полной оплаты), что ранее было сильной защитой исполнителя, в особенности по спорам, связанным с архитектурными проектами.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)1. Об определении момента начала течения срока исковой давности по нарушению исключительного права способом поставки по государственному контракту.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)1. Об определении момента начала течения срока исковой давности по нарушению исключительного права способом поставки по государственному контракту.
Статья: Последние в 2020 году изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 4)В п. 5 ст. 1240.1 определены обязанности исполнителя, когда по государственному или муниципальному контракту исключительное право на РИД принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Исполнителю вменяется в обязанность (путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками <4> и с третьими лицами) приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 4)В п. 5 ст. 1240.1 определены обязанности исполнителя, когда по государственному или муниципальному контракту исключительное право на РИД принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Исполнителю вменяется в обязанность (путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками <4> и с третьими лицами) приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Готовое решение: Налоговый учет и амортизация НМА
(КонсультантПлюс, 2025)Из этого правила есть исключения - перечисленные в ст. 251 НК РФ случаи, когда доходы не учитываются при расчете налоговой базы. Например, это доходы в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного (муниципального) контракта, или в виде права использования такого результата интеллектуальной деятельности, которые переданы налогоплательщику госзаказчиком (муниципальным заказчиком) (пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ). Имеются также иные исключения, касающиеся некоторых результатов интеллектуальной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Из этого правила есть исключения - перечисленные в ст. 251 НК РФ случаи, когда доходы не учитываются при расчете налоговой базы. Например, это доходы в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного (муниципального) контракта, или в виде права использования такого результата интеллектуальной деятельности, которые переданы налогоплательщику госзаказчиком (муниципальным заказчиком) (пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ). Имеются также иные исключения, касающиеся некоторых результатов интеллектуальной деятельности.
Статья: Налог на прибыль: изучаем нововведения 2024 года (комментарий к Законам от 28.04.2023 N 166-ФЗ, от 02.11.2023 N 523-ФЗ, от 27.11.2023 N 539-ФЗ, от 25.12.2023 N 629-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)До 2024 г. от налога освобождались только исключительные права на созданные в рамках госконтракта изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, которые безвозмездно переданы госзаказчиком исполнителю <14>. Таким образом, с нового года воспользоваться освобождением от налога на прибыль при безвозмездной передаче прав на РИД может большее число получателей, нежели раньше (то есть не только исполнители по госконтракту, но и другие компании), да и сам перечень "льготных" РИД стал шире.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)До 2024 г. от налога освобождались только исключительные права на созданные в рамках госконтракта изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, которые безвозмездно переданы госзаказчиком исполнителю <14>. Таким образом, с нового года воспользоваться освобождением от налога на прибыль при безвозмездной передаче прав на РИД может большее число получателей, нежели раньше (то есть не только исполнители по госконтракту, но и другие компании), да и сам перечень "льготных" РИД стал шире.
Статья: Некоторые толкования информационной безопасности в сфере интеллектуальной деятельности и необходимость их совершенствования
(Васильев Ф.П.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)- вопросы оформления прав на РИД, которые созданы при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя России;
(Васильев Ф.П.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)- вопросы оформления прав на РИД, которые созданы при выполнении государственного контракта или исключительное право на которые получено государственным заказчиком на имя России;