Исключительное ведение РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительное ведение РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 71 Конституции РФ"В соответствии с пунктом "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и структура законодательства Российской Федерации
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как уже отмечалось ранее, федеральное законодательство представляет собой обособленную часть законодательства РФ и включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, принятые по предметам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72).
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как уже отмечалось ранее, федеральное законодательство представляет собой обособленную часть законодательства РФ и включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, принятые по предметам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как установлено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч. 1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст. 71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как установлено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч. 1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст. 71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
Нормативные акты
Федеративный договор от 31.03.1992
"Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации"
(вместе с "Протоколом к Федеративному договору")Статья VI. 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.
"Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации"
(вместе с "Протоколом к Федеративному договору")Статья VI. 1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации. В случае издания органами власти республики в составе Российской Федерации законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, применяются федеральные законы.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Так, согласно п. "в" ст. 71 Основного Закона РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина входит в сферу исключительного ведения Российской Федерации, как и их право на социальную защиту. При этом ст. 72 Конституции РФ не определяет, в какой части в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние вправе осуществлять правовое регулирование. И если в отношении организационной составляющей социальной защиты коллизия между нормами п. "в" ст. 71 и п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ не усматривается, то "соотношение этих положений в части нормотворчества следует охарактеризовать как проблему теоретического и практического порядка" [10, с. 168].
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Так, согласно п. "в" ст. 71 Основного Закона РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина входит в сферу исключительного ведения Российской Федерации, как и их право на социальную защиту. При этом ст. 72 Конституции РФ не определяет, в какой части в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние вправе осуществлять правовое регулирование. И если в отношении организационной составляющей социальной защиты коллизия между нормами п. "в" ст. 71 и п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ не усматривается, то "соотношение этих положений в части нормотворчества следует охарактеризовать как проблему теоретического и практического порядка" [10, с. 168].
Статья: Особенности конституционно-правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в России
(Власова В.Ю., Ястребова А.И.)
("Современное право", 2024, N 4)И, наконец, третьей проблемой, которую предполагалось рассмотреть в рамках данного исследования, является охрана интеллектуальных прав, основанных на технологии искусственного интеллекта. Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ "интеллектуальная собственность охраняется законом", а правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ), как уже было отмечено выше.
(Власова В.Ю., Ястребова А.И.)
("Современное право", 2024, N 4)И, наконец, третьей проблемой, которую предполагалось рассмотреть в рамках данного исследования, является охрана интеллектуальных прав, основанных на технологии искусственного интеллекта. Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ "интеллектуальная собственность охраняется законом", а правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71 Конституции РФ), как уже было отмечено выше.
Статья: Административно-территориальное устройство в РФ
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Конституцией РФ вопросы федеративного устройства и территории относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. "б" ст. 71), в то время как административно-территориальное устройство прямо не поименовано в ст. ст. 71 и 72, что позволяет сделать вывод об отнесении данного вопроса к исключительной компетенции субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Подобную позицию высказывал в своих решениях и Конституционный Суд РФ. В частности, в Постановлении от 24.01.1997 N 1-П Конституционный Суд РФ отметил, что из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в ст. ст. 1 (ч. 1), 11 (ч. 2), гл. 3 "Федеративное устройство" (в том числе в ст. ст. 66 (ч. 1), 71, 72, 73, 76, 77) Конституции РФ, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве республика вправе решить сама, причем по своей природе он имеет конституционное значение.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с Конституцией РФ вопросы федеративного устройства и территории относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. "б" ст. 71), в то время как административно-территориальное устройство прямо не поименовано в ст. ст. 71 и 72, что позволяет сделать вывод об отнесении данного вопроса к исключительной компетенции субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Подобную позицию высказывал в своих решениях и Конституционный Суд РФ. В частности, в Постановлении от 24.01.1997 N 1-П Конституционный Суд РФ отметил, что из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в ст. ст. 1 (ч. 1), 11 (ч. 2), гл. 3 "Федеративное устройство" (в том числе в ст. ст. 66 (ч. 1), 71, 72, 73, 76, 77) Конституции РФ, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве республика вправе решить сама, причем по своей природе он имеет конституционное значение.
Статья: Система источников судебного делопроизводства и их влияние на систему источников гражданского судопроизводства
(Камалетдинов И.А.)
("Администратор суда", 2025, N 3)В Конституции РФ <5> отсутствует упоминание основ и особенностей ведения делопроизводства. Вместе с тем есть указание на то, что в ведении Российской Федерации находятся организация публичной власти, установление системы судебной власти, порядка их организации (п. "г" ст. 71) и деятельности судоустройства и процессуальное законодательство (п. "о" ст. 71). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (п. 3 ст. 118). Соответственно, отправление правосудия и организация судебной ветви являются в исключительном ведении РФ, что, безусловно, отражается и на судебном делопроизводстве, организующем порядок ведения делопроизводства при обращении в суд для реализации конституционного права на судебную защиту. В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <6> упоминаются правила делопроизводства в суде. Таким образом, на уровне конституционного законодательства вводится понятие делопроизводства, при этом следует обратить внимание на законодательную технику, использовавшую понятия "судопроизводство" и "делопроизводство в судах", отмечая одновременную важность их разграничения и обособления и - применительно к делопроизводству в судах - их выделения.
(Камалетдинов И.А.)
("Администратор суда", 2025, N 3)В Конституции РФ <5> отсутствует упоминание основ и особенностей ведения делопроизводства. Вместе с тем есть указание на то, что в ведении Российской Федерации находятся организация публичной власти, установление системы судебной власти, порядка их организации (п. "г" ст. 71) и деятельности судоустройства и процессуальное законодательство (п. "о" ст. 71). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (п. 3 ст. 118). Соответственно, отправление правосудия и организация судебной ветви являются в исключительном ведении РФ, что, безусловно, отражается и на судебном делопроизводстве, организующем порядок ведения делопроизводства при обращении в суд для реализации конституционного права на судебную защиту. В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <6> упоминаются правила делопроизводства в суде. Таким образом, на уровне конституционного законодательства вводится понятие делопроизводства, при этом следует обратить внимание на законодательную технику, использовавшую понятия "судопроизводство" и "делопроизводство в судах", отмечая одновременную важность их разграничения и обособления и - применительно к делопроизводству в судах - их выделения.
Статья: Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Названную неточность можно объяснить тем, что такая норма в федеральных конституционных законах о принятии в состав Российской Федерации новых территорий формулируется впервые. Закон N 6-ФКЗ какой-либо оговорки относительно возможных особенностей по применению российского уголовного законодательства на территориях Крыма и Севастополя только в переходный период не содержал (в данном законодательном акте вообще отсутствует норма о возможности наличия каких-либо особенностей применения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации на территориях Крыма и Севастополя, и основанием для принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" <6> явился не Закон N 6-ФКЗ, а общая норма п. "о" ст. 71 Конституции РФ, относящая уголовное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации и позволяющая таким образом принимать органами публичной власти Российской Федерации любой законодательный акт по вопросам уголовно-правового регулирования.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Названную неточность можно объяснить тем, что такая норма в федеральных конституционных законах о принятии в состав Российской Федерации новых территорий формулируется впервые. Закон N 6-ФКЗ какой-либо оговорки относительно возможных особенностей по применению российского уголовного законодательства на территориях Крыма и Севастополя только в переходный период не содержал (в данном законодательном акте вообще отсутствует норма о возможности наличия каких-либо особенностей применения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации на территориях Крыма и Севастополя, и основанием для принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" <6> явился не Закон N 6-ФКЗ, а общая норма п. "о" ст. 71 Конституции РФ, относящая уголовное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации и позволяющая таким образом принимать органами публичной власти Российской Федерации любой законодательный акт по вопросам уголовно-правового регулирования.
Статья: Институт федеральной территории в системе российской государственности: методология конституционно-правового исследования
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)5. Установление и изменение границ федеральной территории не предполагают использование общеустановленных конституционных процедур проведения федеративно-территориальных преобразований (речь идет о нормах ч. 3 ст. 67 Конституции РФ - границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия; п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ - утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Российской Федерации). Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 67, п. "б" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ следует, что создание федеральных территорий на территории Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с федеральным законом, является исключительной прерогативой (предметом исключительного ведения) Российской Федерации, которая сама решает вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации. Неприменима в данном случае и норма ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, поскольку территориальная организация местного самоуправления носит вторичный, производный характер в соотношении с определением границ государственно-территориальных образований.
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)5. Установление и изменение границ федеральной территории не предполагают использование общеустановленных конституционных процедур проведения федеративно-территориальных преобразований (речь идет о нормах ч. 3 ст. 67 Конституции РФ - границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия; п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ - утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Российской Федерации). Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 67, п. "б" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ следует, что создание федеральных территорий на территории Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с федеральным законом, является исключительной прерогативой (предметом исключительного ведения) Российской Федерации, которая сама решает вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации. Неприменима в данном случае и норма ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, поскольку территориальная организация местного самоуправления носит вторичный, производный характер в соотношении с определением границ государственно-территориальных образований.
Статья: Иллюстрации некоторых конституционных особенностей Российской Федерации в контексте исследования конституционной идентичности
(Ряховская Т.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)В связи с этим весьма детально в Конституции РФ оказываются описаны и предметы исключительного ведения Российской Федерации, и предметы совместного ведения.
(Ряховская Т.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)В связи с этим весьма детально в Конституции РФ оказываются описаны и предметы исключительного ведения Российской Федерации, и предметы совместного ведения.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как и ранее, до принятия комментируемого Закона, установлено, что правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется законодательными актами только федерального уровня. Это предопределено положениями п. "ж" и "р" ст. 71 Конституции РФ, относящими к исключительному ведению России таких вопросов, как: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; официальный бухгалтерский учет.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как и ранее, до принятия комментируемого Закона, установлено, что правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется законодательными актами только федерального уровня. Это предопределено положениями п. "ж" и "р" ст. 71 Конституции РФ, относящими к исключительному ведению России таких вопросов, как: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; официальный бухгалтерский учет.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Наследование - необходимый и важный институт гражданского права. Поэтому гарантия права наследования имущества, составляющего частную собственность физического лица, установлена ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации. Так, в ней сказано, что право наследования гарантируется. В данном случае законодатель ограничился только самой общей формулировкой. Более подробная регламентация содержится в нормах гражданского законодательства. При этом регулирование наследственных отношений как части однородных гражданско-правовых отношений относится к исключительному ведению Российской Федерации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Наследование - необходимый и важный институт гражданского права. Поэтому гарантия права наследования имущества, составляющего частную собственность физического лица, установлена ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации. Так, в ней сказано, что право наследования гарантируется. В данном случае законодатель ограничился только самой общей формулировкой. Более подробная регламентация содержится в нормах гражданского законодательства. При этом регулирование наследственных отношений как части однородных гражданско-правовых отношений относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Статья: Перспективы совершенствования института правозащиты
(Шматков Л.М.)
("Современное право", 2024, N 3)Федеральное материальное законодательство может входить в противоречие и с законодательством субъектов Федерации. Дело в том, что в п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" указано, что установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка закреплены только за федеральными органами государственной власти Российской Федерации, что также соотносится с п. "в" ст. 71 Конституции РФ, относящим регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Иными словами, это должно означать, что субъекты Федерации не вправе принимать соответствующие законы, наделяющие уполномоченных по правам ребенка правом на обращение в суд.
(Шматков Л.М.)
("Современное право", 2024, N 3)Федеральное материальное законодательство может входить в противоречие и с законодательством субъектов Федерации. Дело в том, что в п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" указано, что установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка закреплены только за федеральными органами государственной власти Российской Федерации, что также соотносится с п. "в" ст. 71 Конституции РФ, относящим регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Иными словами, это должно означать, что субъекты Федерации не вправе принимать соответствующие законы, наделяющие уполномоченных по правам ребенка правом на обращение в суд.