Исключительное право на использование товарного знака
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительное право на использование товарного знака (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Когда использование чужого товарного знака в рекламе без согласия правообладателя не считается нарушением исключительного права
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Когда использование чужого товарного знака в рекламе без согласия правообладателя не считается нарушением исключительного права
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1490. Форма договора о распоряжении исключительным правом на товарный знак и государственная регистрация перехода исключительного права на товарный знак, залога исключительного права на товарный знак и предоставления права использования товарного знака
(ред. от 23.07.2025)Статья 1490. Форма договора о распоряжении исключительным правом на товарный знак и государственная регистрация перехода исключительного права на товарный знак, залога исключительного права на товарный знак и предоставления права использования товарного знака
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)34. Незаконное использование товарного знака посредством реализации товара, имитирующего товарный знак, является нарушением исключительных прав на такой товарный знак.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)34. Незаконное использование товарного знака посредством реализации товара, имитирующего товарный знак, является нарушением исключительных прав на такой товарный знак.
Статья: Франчайзи: риски в новых реалиях, о которых стоит знать
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Судебная практика: компания обратилась в суд с иском к обществу о взыскании убытков, причиненных расторжением договора коммерческой концессии (франчайзинга) в размере 566 607 рублей. В обоснование истец сослался на то, что в октябре 2019 года между сторонами был заключен договор, которым на три года ответчик (правообладатель) предоставлял право использовать в предпринимательской деятельности пользователя (истца) комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав: на использование товарного знака, технологий в области автомобильного бизнеса, автомобильного аукциона, технических знаний, разработок, маркетинговых приемов, деловой репутации и опыта.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Судебная практика: компания обратилась в суд с иском к обществу о взыскании убытков, причиненных расторжением договора коммерческой концессии (франчайзинга) в размере 566 607 рублей. В обоснование истец сослался на то, что в октябре 2019 года между сторонами был заключен договор, которым на три года ответчик (правообладатель) предоставлял право использовать в предпринимательской деятельности пользователя (истца) комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав: на использование товарного знака, технологий в области автомобильного бизнеса, автомобильного аукциона, технических знаний, разработок, маркетинговых приемов, деловой репутации и опыта.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) основу введения регионального принципа исчерпания прав составляет Договор о Евразийском экономическом союзе (п. 16 приложения N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 г.). Ранее рассматриваемые вопросы и непосредственно региональный режим исчерпания прав регламентировались ст. 13 Соглашения "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (прекратило действие с 1 января 2015 г. и распространялось на РФ, Беларусь, Казахстан). Согласно упомянутому положению (п. 16 приложения N 26) Договора о ЕАЭС на территориях государств-членов применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) основу введения регионального принципа исчерпания прав составляет Договор о Евразийском экономическом союзе (п. 16 приложения N 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 г.). Ранее рассматриваемые вопросы и непосредственно региональный режим исчерпания прав регламентировались ст. 13 Соглашения "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" (прекратило действие с 1 января 2015 г. и распространялось на РФ, Беларусь, Казахстан). Согласно упомянутому положению (п. 16 приложения N 26) Договора о ЕАЭС на территориях государств-членов применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.
"Путеводитель по судебной практике. Патентование и оборот лекарственных средств в Российской Федерации: сборник"
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Суд апелляционной инстанции согласился с доводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что с учетом формы внешнего воплощения обозначений "" и "", получив претензию с требованием о прекращении нарушения исключительного права использования на товарный знак по свидетельству РФ N 415859, общество "Азон" фактически было уведомлено и о факте незаконного использования им товарного знака по свидетельству РФ N 556595.
(под общ. ред. Л.А. Новоселовой)
("РГ-Пресс", 2023)Суд апелляционной инстанции согласился с доводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что с учетом формы внешнего воплощения обозначений "" и "", получив претензию с требованием о прекращении нарушения исключительного права использования на товарный знак по свидетельству РФ N 415859, общество "Азон" фактически было уведомлено и о факте незаконного использования им товарного знака по свидетельству РФ N 556595.
Статья: Правовая охрана логотипа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак).
Статья: Новеллы законодательства об интеллектуальных правах
(Холкина М.Г.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Такой подход законодательства соответствует сложившейся зарубежной практике. В законодательстве многих иностранных государств закреплены нормы о праве физических лиц на регистрацию товарных знаков на свое имя. В качестве примера можно привести Закон о товарных знаках Китайской Народной Республики от 23.08.1982 (в ред. 2019 г.), в ст. 4 которого указано, что субъектами исключительного права на использование товарного знака являются физические лица, юридические лица и другие организации [9].
(Холкина М.Г.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Такой подход законодательства соответствует сложившейся зарубежной практике. В законодательстве многих иностранных государств закреплены нормы о праве физических лиц на регистрацию товарных знаков на свое имя. В качестве примера можно привести Закон о товарных знаках Китайской Народной Республики от 23.08.1982 (в ред. 2019 г.), в ст. 4 которого указано, что субъектами исключительного права на использование товарного знака являются физические лица, юридические лица и другие организации [9].
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)В настоящей статье рассматриваются положения российского и зарубежного законодательства, обеспечивающие соблюдение авторских прав и законных интересов правообладателей произведений при регистрации обозначения в качестве товарного знака. Подняты дискуссионные вопросы о том, что такое известное произведение, каким требованиям должна отвечать часть произведения, включенная в товарный знак, чтобы интересы правообладателя произведения были защищены. Также в статье подняты вопросы о нарушении авторских прав и исключительного права на товарный знак при использовании третьими лицами персонажей и названий произведений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)В настоящей статье рассматриваются положения российского и зарубежного законодательства, обеспечивающие соблюдение авторских прав и законных интересов правообладателей произведений при регистрации обозначения в качестве товарного знака. Подняты дискуссионные вопросы о том, что такое известное произведение, каким требованиям должна отвечать часть произведения, включенная в товарный знак, чтобы интересы правообладателя произведения были защищены. Также в статье подняты вопросы о нарушении авторских прав и исключительного права на товарный знак при использовании третьими лицами персонажей и названий произведений, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
Статья: Границы исчерпания исключительного права на товарный знак
(Мартынов П.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Конституционный Суд РФ, акцентируя внимание на том, что для России являются обязательными Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) <4> и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (договор о котором подписан в г. Москве 11 апреля 2017 г.) <5>, указывает, что на территориях государств - членов Союза применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.
(Мартынов П.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Конституционный Суд РФ, акцентируя внимание на том, что для России являются обязательными Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) <4> и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (договор о котором подписан в г. Москве 11 апреля 2017 г.) <5>, указывает, что на территориях государств - членов Союза применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1490. Форма договора о распоряжении исключительным правом на товарный знак и государственная регистрация перехода исключительного права на товарный знак, залога исключительного права на товарный знак и предоставления права использования товарного знака
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1490. Форма договора о распоряжении исключительным правом на товарный знак и государственная регистрация перехода исключительного права на товарный знак, залога исключительного права на товарный знак и предоставления права использования товарного знака
Статья: Новости от 23.05.2025
("Главная книга", 2025, N 11)Если организация получила исключительные права на использование за рубежом своего товарного знака, который к тому моменту уже был зарегистрирован в РФ, новый НМА не возникает.
("Главная книга", 2025, N 11)Если организация получила исключительные права на использование за рубежом своего товарного знака, который к тому моменту уже был зарегистрирован в РФ, новый НМА не возникает.
Статья: Исчерпание исключительного права в отношении объектов авторского права
(Губаева Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Институт исчерпания исключительного права впервые был сформулирован в немецкой доктрине в начале XX века. Исчерпание права понимают как средство ограничения исключительных прав интеллектуальной собственности. Понятие "исчерпания права" закреплено в ст. 1487 ГК РФ так: "не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого средства индивидуализации другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия".
(Губаева Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Институт исчерпания исключительного права впервые был сформулирован в немецкой доктрине в начале XX века. Исчерпание права понимают как средство ограничения исключительных прав интеллектуальной собственности. Понятие "исчерпания права" закреплено в ст. 1487 ГК РФ так: "не будет являться нарушением исключительного права на товарный знак использование этого средства индивидуализации другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия".