Исключение из реестра операторов персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение из реестра операторов персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц
(КонсультантПлюс, 2025)К общедоступными отнесены сведения, содержащиеся в реестре операторов. Исключение - сведения о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке (ч. 4 ст. 22 Закона о персональных данных). Реестр ведет Роскомнадзор (п. 3 ч. 5 ст. 23 Закона о персональных данных, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).
(КонсультантПлюс, 2025)К общедоступными отнесены сведения, содержащиеся в реестре операторов. Исключение - сведения о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке (ч. 4 ст. 22 Закона о персональных данных). Реестр ведет Роскомнадзор (п. 3 ч. 5 ст. 23 Закона о персональных данных, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)Роскомнадзор ведет реестр операторов персональных данных. Сведения вносятся в реестр и исключаются из него на основании уведомлений, подаваемых операторами (ч. 4, 4.1 ст. 22, п. 3 ч. 5 ст. 23 Закона о персональных данных, п. п. 1, 5.2.4 Положения о Роскомнадзоре). Проверить, включены ли вы в этот реестр, можно на портале персональных данных, который ведет Роскомнадзор: http://pd.rkn.gov.ru/.
(КонсультантПлюс, 2025)Роскомнадзор ведет реестр операторов персональных данных. Сведения вносятся в реестр и исключаются из него на основании уведомлений, подаваемых операторами (ч. 4, 4.1 ст. 22, п. 3 ч. 5 ст. 23 Закона о персональных данных, п. п. 1, 5.2.4 Положения о Роскомнадзоре). Проверить, включены ли вы в этот реестр, можно на портале персональных данных, который ведет Роскомнадзор: http://pd.rkn.gov.ru/.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.
Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности""4.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления от оператора уведомления о прекращении обработки персональных данных исключает сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, из реестра операторов.";
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности""4.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления от оператора уведомления о прекращении обработки персональных данных исключает сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, из реестра операторов.";
Вопрос: Должна ли организация-оператор представлять какие-либо сведения об обработке персональных данных в Роскомнадзор на постоянной основе?
(Консультация эксперта, 2023)Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления от оператора уведомления о прекращении обработки персональных данных исключает сведения, указанные в ч. 3 ст. 22 Закона N 152-ФЗ, из реестра операторов (ч. 4.1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления от оператора уведомления о прекращении обработки персональных данных исключает сведения, указанные в ч. 3 ст. 22 Закона N 152-ФЗ, из реестра операторов (ч. 4.1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) в случае установления недостоверности предоставленной информации, на основании которой сведения об иностранной организации были включены в реестр операторов ИПС, - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения Банком России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) в случае установления недостоверности предоставленной информации, на основании которой сведения об иностранной организации были включены в реестр операторов ИПС, - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения Банком России.
Статья: Работа с персональными данными. Отвечаем на вопросы
(Свистунова Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)В случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных. Сведения о работодателе из реестра операторов будут исключены в течение 30 дней с даты поступления соответствующего уведомления.
(Свистунова Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)В случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных. Сведения о работодателе из реестра операторов будут исключены в течение 30 дней с даты поступления соответствующего уведомления.
Вопрос: Возникают ли у ИП обязанности в сфере персональных данных работников при прекращении предпринимательской деятельности? Надо ли уничтожать эти данные, уведомлять Роскомнадзор о прекращении их обработки?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Уведомление подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием расшифровки подписи, даты составления и представляется в Роскомнадзор на бумажном носителе или в форме электронного документа. Уполномоченный орган в течение 30 дней с даты поступления уведомления исключает сведения из реестра операторов (ч. 3, ч. 4.1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ, форма уведомления).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Уведомление подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием расшифровки подписи, даты составления и представляется в Роскомнадзор на бумажном носителе или в форме электронного документа. Уполномоченный орган в течение 30 дней с даты поступления уведомления исключает сведения из реестра операторов (ч. 3, ч. 4.1 ст. 22 Закона N 152-ФЗ, форма уведомления).
Статья: Борьба с нелегальной занятостью. Правила ведения реестра работодателей
(Иноземцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 2)В Постановлении Правительства РФ от 27.12.2024 N 1927 определено, что реестр ведется Рострудом (далее - оператор реестра) с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных. Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Иноземцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 2)В Постановлении Правительства РФ от 27.12.2024 N 1927 определено, что реестр ведется Рострудом (далее - оператор реестра) с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных. Сведения, содержащиеся в реестре, подлежат размещению на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)17. В случае прекращения оператором деятельности по обработке персональных данных он обязан уведомить об этом Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней с даты прекращения обработки персональных данных (ч. 7 комментируемой статьи). Форма заявления оператора приведена в приложении N 3 к Методическим рекомендациям "Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения". При этом, как следует из формулировки ч. 7, она касается лишь случаев полного прекращения оператором деятельности по обработке персональных данных, а не просто прекращения тех ее разновидностей, которые подпадают под обязанность уведомления Роскомнадзора. По всей видимости, это обусловлено стремлением исключить из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, компании, которые уже не ведут никакой деятельности, чтобы минимизировать захламление такого реестра и снижение его ценности.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)17. В случае прекращения оператором деятельности по обработке персональных данных он обязан уведомить об этом Роскомнадзор в течение 10 рабочих дней с даты прекращения обработки персональных данных (ч. 7 комментируемой статьи). Форма заявления оператора приведена в приложении N 3 к Методическим рекомендациям "Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения". При этом, как следует из формулировки ч. 7, она касается лишь случаев полного прекращения оператором деятельности по обработке персональных данных, а не просто прекращения тех ее разновидностей, которые подпадают под обязанность уведомления Роскомнадзора. По всей видимости, это обусловлено стремлением исключить из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, компании, которые уже не ведут никакой деятельности, чтобы минимизировать захламление такого реестра и снижение его ценности.
Статья: Блокчейн-технологии и персональные данные граждан: перспективы правового регулирования
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)При этом системы автоматического распознавания лиц (далее - АРЛ) МВД России, иных правоохранительных ведомств, структур (в частности, технология распознавания лиц, разработанная частной российской компанией NtechLab <16>), будучи оформленными как открытые базы данных, централизованы и исключают возможность однорангового блокчейн-шифрования и организации данных в распределенном реестре, имеют единого оператора и не предусматривают согласия субъекта персональных данных на доступ к его персональным (в этом случае биометрическим) данным и их обработку, что прямо противоречит Федеральному закону N 572-ФЗ. Противоречит законодательным новеллам указанного нормативного акта и де-факто принудительный, без согласия граждан, сбор биометрических данных, в частности лиц и голоса, любым коммерческим предприятием, установившим на своей территории видеонаблюдение (магазины, предприятия общепита, аптеки, предприятия сферы культуры, образования, транспорт и т.п.).
(Родикова В.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 5)При этом системы автоматического распознавания лиц (далее - АРЛ) МВД России, иных правоохранительных ведомств, структур (в частности, технология распознавания лиц, разработанная частной российской компанией NtechLab <16>), будучи оформленными как открытые базы данных, централизованы и исключают возможность однорангового блокчейн-шифрования и организации данных в распределенном реестре, имеют единого оператора и не предусматривают согласия субъекта персональных данных на доступ к его персональным (в этом случае биометрическим) данным и их обработку, что прямо противоречит Федеральному закону N 572-ФЗ. Противоречит законодательным новеллам указанного нормативного акта и де-факто принудительный, без согласия граждан, сбор биометрических данных, в частности лиц и голоса, любым коммерческим предприятием, установившим на своей территории видеонаблюдение (магазины, предприятия общепита, аптеки, предприятия сферы культуры, образования, транспорт и т.п.).
Статья: Правовое регулирование биометрии в России: закон и практика
(Иванов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)Проводить идентификацию могут лишь лица (госорганы, банки, ИП, нотариусы и т.п.), которые предоставили оператору ЕБС довольно объемный перечень сведений, предусмотренный ч. 2 ст. 9 Закона. Иными словами, сбор биометрических персональных данных может производиться названными лицами и после того, как была создана ЕБС и в нее загружена первичная биометрия. Граждане дают согласие на сбор биометрии при помощи УНЭП <6> (в виде исключения - простой электронной подписи). Если в ЕСИА нет нужных сведений, их можно получать из реестров МВД, ПФР, ФОМС и других государственных реестров, определенных Правительством РФ.
(Иванов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)Проводить идентификацию могут лишь лица (госорганы, банки, ИП, нотариусы и т.п.), которые предоставили оператору ЕБС довольно объемный перечень сведений, предусмотренный ч. 2 ст. 9 Закона. Иными словами, сбор биометрических персональных данных может производиться названными лицами и после того, как была создана ЕБС и в нее загружена первичная биометрия. Граждане дают согласие на сбор биометрии при помощи УНЭП <6> (в виде исключения - простой электронной подписи). Если в ЕСИА нет нужных сведений, их можно получать из реестров МВД, ПФР, ФОМС и других государственных реестров, определенных Правительством РФ.
Вопрос: Организация внесена в реестр Роскомнадзора как оператор. Об изменении каких сведений надо сообщать в Роскомнадзор?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)).
Статья: Блокчейн "в законе": перспективы легального использования технологии в процессе сбора, хранения и обработки персональных данных граждан РФ
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)При этом системы автоматического распознавания лиц (далее - АРЛ) МВД РФ, иных правоохранительных ведомств, структур (в частности, технология распознавания лиц, разработанная частной (! - Прим.) российской компанией NtechLab, специализирующейся на решениях в области нейронных сетей, на базе которой внедрена линейка решений для государства и разных отраслей бизнеса), будучи оформленными в открытые базы данных, централизованы и исключают возможность однорангового блокчейн-шифрования и организации данных в распределенном реестре, имеют единого оператора и не предусматривают согласия субъекта персональных данных на доступ и обработку к его персональным, в данном случае - биометрическим данным, что прямо противоречит Федеральному закону от 29.12.2022 N 572-ФЗ. Ровно так же противоречит законодательным новеллам указанного нормативного акта де-факто принудительный, без согласия граждан, сбор биометрических данных, в частности, лиц и голоса, любым коммерческим предприятием, установившим на своей территории видеонаблюдение (магазины, предприятия общепита, аптеки, предприятия сферы культуры, образования, транспорт и т.д., и т.п.).
(Родикова В.А.)
("Право и экономика", 2023, N 5)При этом системы автоматического распознавания лиц (далее - АРЛ) МВД РФ, иных правоохранительных ведомств, структур (в частности, технология распознавания лиц, разработанная частной (! - Прим.) российской компанией NtechLab, специализирующейся на решениях в области нейронных сетей, на базе которой внедрена линейка решений для государства и разных отраслей бизнеса), будучи оформленными в открытые базы данных, централизованы и исключают возможность однорангового блокчейн-шифрования и организации данных в распределенном реестре, имеют единого оператора и не предусматривают согласия субъекта персональных данных на доступ и обработку к его персональным, в данном случае - биометрическим данным, что прямо противоречит Федеральному закону от 29.12.2022 N 572-ФЗ. Ровно так же противоречит законодательным новеллам указанного нормативного акта де-факто принудительный, без согласия граждан, сбор биометрических данных, в частности, лиц и голоса, любым коммерческим предприятием, установившим на своей территории видеонаблюдение (магазины, предприятия общепита, аптеки, предприятия сферы культуры, образования, транспорт и т.д., и т.п.).