Исключение из перечня стратегических предприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение из перечня стратегических предприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В подразделе 2 "Прогноз влияния приватизации федерального имущества на структурные изменения в экономике" указанного раздела названного документа (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2023 г. N 2584-р) отмечено, что до 2026 г. планируется преобразование в акционерное общество федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" в случае принятия Президентом РФ решения о его исключении из Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В подразделе 2 "Прогноз влияния приватизации федерального имущества на структурные изменения в экономике" указанного раздела названного документа (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 27 сентября 2023 г. N 2584-р) отмечено, что до 2026 г. планируется преобразование в акционерное общество федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" в случае принятия Президентом РФ решения о его исключении из Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)С принятием ГК РФ для реализации публичных функций, в частности, обеспечивающих стратегические интересы государства, активно стала использоваться форма акционерного общества со 100% участием государства <26>. Однако такой вариант оказался малоэффективным, поскольку реализация государственных интересов не соответствовала сути коммерческой деятельности акционерных обществ, направленной на извлечение прибыли. Так, из 567 таких акционерных обществ, обозначенных с 2004 г. как имеющие стратегическое значение для государства и общества (а значит действующих в публичных интересах), в настоящее время продолжают реализовывать публичный интерес лишь 44 общества <27>. С аналогичными целями также учреждались государственные унитарные предприятия (например, "Государственная инвестиционная корпорация", Главный научно-исследовательский вычислительный центр Управления делами Президента Российской Федерации, Научно-технический центр "Информрегистр") <28>, часть из которых впоследствии были ликвидированы <29>, а часть - исключены из перечня предприятий, имеющих стратегическое для государства и общества значение <30>. В дальнейшем Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации форма унитарных предприятий как государственных юридических лиц была признана бесперспективной. В результате в настоящее время действует запрет на создание новых унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, а действующие должны быть ликвидированы либо реорганизованы до 2025 г. Исключение составляют отдельные унитарные предприятия, указанные в федеральных законах, актах Президента РФ и Правительства РФ, а также целью которых является обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, деятельность в сферах естественных монополий, обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, деятельность в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, деятельность за пределами территории Российской Федерации, деятельность в области обращения с радиоактивными отходами <31>. Это свидетельствует о наметившейся общей тенденции по значительному сокращению числа государственных унитарных предприятий.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)С принятием ГК РФ для реализации публичных функций, в частности, обеспечивающих стратегические интересы государства, активно стала использоваться форма акционерного общества со 100% участием государства <26>. Однако такой вариант оказался малоэффективным, поскольку реализация государственных интересов не соответствовала сути коммерческой деятельности акционерных обществ, направленной на извлечение прибыли. Так, из 567 таких акционерных обществ, обозначенных с 2004 г. как имеющие стратегическое значение для государства и общества (а значит действующих в публичных интересах), в настоящее время продолжают реализовывать публичный интерес лишь 44 общества <27>. С аналогичными целями также учреждались государственные унитарные предприятия (например, "Государственная инвестиционная корпорация", Главный научно-исследовательский вычислительный центр Управления делами Президента Российской Федерации, Научно-технический центр "Информрегистр") <28>, часть из которых впоследствии были ликвидированы <29>, а часть - исключены из перечня предприятий, имеющих стратегическое для государства и общества значение <30>. В дальнейшем Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации форма унитарных предприятий как государственных юридических лиц была признана бесперспективной. В результате в настоящее время действует запрет на создание новых унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, а действующие должны быть ликвидированы либо реорганизованы до 2025 г. Исключение составляют отдельные унитарные предприятия, указанные в федеральных законах, актах Президента РФ и Правительства РФ, а также целью которых является обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, деятельность в сферах естественных монополий, обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, деятельность в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, деятельность за пределами территории Российской Федерации, деятельность в области обращения с радиоактивными отходами <31>. Это свидетельствует о наметившейся общей тенденции по значительному сокращению числа государственных унитарных предприятий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"3) принимает решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственные общества) и ликвидации подведомственных предприятий, в соответствии с этими решениями и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реорганизует и ликвидирует указанные предприятия, за исключением предприятий, входящих в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и в перечень организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства по атомной энергии, приватизация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации";
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"3) принимает решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования в хозяйственные общества) и ликвидации подведомственных предприятий, в соответствии с этими решениями и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти реорганизует и ликвидирует указанные предприятия, за исключением предприятий, входящих в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и в перечень организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства по атомной энергии, приватизация которых запрещена, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 21.07.2014 N 213-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1) хозяйственное общество (за исключением кредитных организаций), включенное в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
(ред. от 23.05.2025)
"Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1) хозяйственное общество (за исключением кредитных организаций), включенное в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
Статья: Новый порядок размещения открытых данных
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за исключением хозяйственных товариществ и обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждаемый Президентом РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в перечень стратегических предприятий и организаций, утверждаемый Правительством РФ в силу п. 2 ст. 190 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, ведение которого осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со ст. 83 НК РФ) - в 2018 году;
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за исключением хозяйственных товариществ и обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждаемый Президентом РФ согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в перечень стратегических предприятий и организаций, утверждаемый Правительством РФ в силу п. 2 ст. 190 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, ведение которого осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии со ст. 83 НК РФ) - в 2018 году;