Исключение дома из лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение дома из лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
Статья: О возможной рыночной модели управления многоквартирным домом
(Генцлер И.В., Соколова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Прежде всего она характеризуется дисбалансом ответственности сторон. Если по общему правилу гражданского законодательства именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества <2>, что подразумевает не только несение расходов, но и обеспечение надлежащего, безопасного для использования состояния имущества, то в отношении общего имущества в многоквартирном доме ответственность собственников за его надлежащее содержание Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) прямо не определена. Только в подзаконном акте <3> установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЖК РФ ответственность за содержание общего имущества в МКД возложена на стороннее лицо - управляющую организацию. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям законодательства. При этом закон не связывает такую ответственность УК с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений в нем - заказали ли собственники необходимый перечень услуг и работ, позволяет ли плата по договору оказать услуги и выполнить работы, обеспечивающие надлежащее состояние общего имущества МКД. Согласно указанной норме ЖК РФ собственникам помещений в МКД предоставляется возможность требовать от управляющей организации выполнения незаказанных и неоплаченных работ в том числе посредством подачи жалоб и обращений в орган государственного жилищного надзора, а государственной жилищной инспекции - выписывать предписания управляющей организации без учета условий договора. УО вынуждена выполнять работы сверх договорных условий под угрозой исключения дома из ее лицензии и потери лицензии вообще. Таким образом, административный механизм лицензионного контроля превалирует над договорными обязательствами.
(Генцлер И.В., Соколова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Прежде всего она характеризуется дисбалансом ответственности сторон. Если по общему правилу гражданского законодательства именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества <2>, что подразумевает не только несение расходов, но и обеспечение надлежащего, безопасного для использования состояния имущества, то в отношении общего имущества в многоквартирном доме ответственность собственников за его надлежащее содержание Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) прямо не определена. Только в подзаконном акте <3> установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЖК РФ ответственность за содержание общего имущества в МКД возложена на стороннее лицо - управляющую организацию. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям законодательства. При этом закон не связывает такую ответственность УК с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками помещений в нем - заказали ли собственники необходимый перечень услуг и работ, позволяет ли плата по договору оказать услуги и выполнить работы, обеспечивающие надлежащее состояние общего имущества МКД. Согласно указанной норме ЖК РФ собственникам помещений в МКД предоставляется возможность требовать от управляющей организации выполнения незаказанных и неоплаченных работ в том числе посредством подачи жалоб и обращений в орган государственного жилищного надзора, а государственной жилищной инспекции - выписывать предписания управляющей организации без учета условий договора. УО вынуждена выполнять работы сверх договорных условий под угрозой исключения дома из ее лицензии и потери лицензии вообще. Таким образом, административный механизм лицензионного контроля превалирует над договорными обязательствами.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
(ред. от 04.11.2025)Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Этим же Законом в ст. 198 ЖК РФ введены чч. 5.2 - 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Этим же Законом в ст. 198 ЖК РФ введены чч. 5.2 - 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Статья: О практике применения ограничительных мер в отношении лицензируемых видов деятельности
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 1)В соответствии с ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким многоквартирным домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ <2>.
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 1)В соответствии с ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким многоквартирным домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ <2>.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- отсутствует порядок исключения из реестра лицензий многоквартирных домов, чьи лицензии не будут продлены;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- отсутствует порядок исключения из реестра лицензий многоквартирных домов, чьи лицензии не будут продлены;
Статья: Пробелы (недостатки) правового регулирования смены управляющей компании многоквартирного дома
(Топоров Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Статья посвящена анализу проблематики, связанной с процессом исключения сведений о многоквартирных домах (МКД) из реестра лицензий и последующим прекращением деятельности управляющих компаний (УК). Рассматриваются правовые неопределенности и разночтения в трактовке жилищного законодательства, вызывающие сложности в регулировании отношений между управляющими организациями и собственниками помещений. Освещается критическая необходимость в разработке и внедрении эффективных механизмов для упрощения процесса привлечения и выбора управляющих компаний, а также усиления контроля за качеством предоставляемых услуг. В статье анализируются судебные решения и постановления, которые отражают сложности правоприменения в данной сфере, и предлагаются пути разрешения возникающих проблем для защиты прав и интересов жильцов.
(Топоров Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Статья посвящена анализу проблематики, связанной с процессом исключения сведений о многоквартирных домах (МКД) из реестра лицензий и последующим прекращением деятельности управляющих компаний (УК). Рассматриваются правовые неопределенности и разночтения в трактовке жилищного законодательства, вызывающие сложности в регулировании отношений между управляющими организациями и собственниками помещений. Освещается критическая необходимость в разработке и внедрении эффективных механизмов для упрощения процесса привлечения и выбора управляющих компаний, а также усиления контроля за качеством предоставляемых услуг. В статье анализируются судебные решения и постановления, которые отражают сложности правоприменения в данной сфере, и предлагаются пути разрешения возникающих проблем для защиты прав и интересов жильцов.