Ип пенсионер страховые взносы за себя
Подборка наиболее важных документов по запросу Ип пенсионер страховые взносы за себя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уплате ИП - военными пенсионерами страховых взносов на ОПС за себя.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-15-05/5723)Вопрос: Об уплате ИП - военными пенсионерами страховых взносов на ОПС за себя.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-15-05/5723)Вопрос: Об уплате ИП - военными пенсионерами страховых взносов на ОПС за себя.
Вопрос: Об уплате ИП, в том числе пенсионером, страховых взносов за себя; о временном снижении налоговой нагрузки и признании задолженности по налогам и сборам безнадежной.
(Письмо Минфина России от 17.05.2024 N 03-02-08/45148)Вопрос: Об уплате ИП, в том числе пенсионером, страховых взносов за себя; о временном снижении налоговой нагрузки и признании задолженности по налогам и сборам безнадежной.
(Письмо Минфина России от 17.05.2024 N 03-02-08/45148)Вопрос: Об уплате ИП, в том числе пенсионером, страховых взносов за себя; о временном снижении налоговой нагрузки и признании задолженности по налогам и сборам безнадежной.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О
"По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
"По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О
"По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона"Приведенные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере применимы при оценке регулирования, установленного оспариваемыми положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии в действующем законодательстве надлежащего правового механизма, гарантирующего им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление и соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
"По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона"Приведенные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере применимы при оценке регулирования, установленного оспариваемыми положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии в действующем законодательстве надлежащего правового механизма, гарантирующего им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление и соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 11)Отмена взносов за себя для ИП-пенсионеров
("Главная книга", 2024, N 11)Отмена взносов за себя для ИП-пенсионеров
Вопрос: О предложении по освобождению от уплаты страховых взносов ИП-пенсионеров.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-15-05/4900)Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-15-05/4900)Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда РФ Правительством РФ был разработан проект федерального закона N 285551-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" об исключении не только адвокатов, но и индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, что, соответственно, влечет за собой освобождение указанных лиц от уплаты страховых взносов. При этом за данными лицами из числа военных пенсионеров сохраняется право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование <1>. Очевидно, что принятие указанных поправок положит конец многочисленным судебным спорам об обжаловании гражданами из числа военных пенсионеров и занимающихся частной практикой, кроме адвокатов, отказов со стороны налоговых органов о снятии их с учета в качестве плательщиков страховых взносов, учитывая невозможность воспользоваться пенсионными правами при существующей модели их формирования в системе обязательного пенсионного страхования.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда РФ Правительством РФ был разработан проект федерального закона N 285551-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" об исключении не только адвокатов, но и индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, из числа страхователей и застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, что, соответственно, влечет за собой освобождение указанных лиц от уплаты страховых взносов. При этом за данными лицами из числа военных пенсионеров сохраняется право добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование <1>. Очевидно, что принятие указанных поправок положит конец многочисленным судебным спорам об обжаловании гражданами из числа военных пенсионеров и занимающихся частной практикой, кроме адвокатов, отказов со стороны налоговых органов о снятии их с учета в качестве плательщиков страховых взносов, учитывая невозможность воспользоваться пенсионными правами при существующей модели их формирования в системе обязательного пенсионного страхования.
Вопрос: О предложении по освобождению микроорганизаций от страховых взносов с выплат единственному учредителю - руководителю, являющемуся пенсионером, а также ИП-пенсионеров от страховых взносов на ОПС.
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 03-15-05/5652)Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста, социального статуса, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее дохода в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования.
(Письмо Минфина России от 24.01.2024 N 03-15-05/5652)Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов за себя осуществляется независимо от возраста, социального статуса, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее дохода в конкретном расчетном периоде, учитывая реализацию в обязательном пенсионном страховании принципа солидарности в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования.
Вопрос: Об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим предпринимательскую деятельность и являющимся наемным работником.
(Письмо Минфина России от 23.01.2025 N 03-15-05/5387)Исходя из положений статьи 430 Кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
(Письмо Минфина России от 23.01.2025 N 03-15-05/5387)Исходя из положений статьи 430 Кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Вопрос: Об уплате и окончании уплаты ИП страховых взносов на ОПС и ОМС.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-15-05/2047)Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
(Письмо Минфина России от 15.01.2025 N 03-15-05/2047)Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В рамках исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 года N 5-П законодатель, как было указано выше, установил правовое регулирование, освобождающее от обязанности участия в обязательном пенсионном страховании, только для адвокатов из числа военных пенсионеров. В результате такого законодательного установления образовался пробел в правовом регулировании относительно участия в обязательном пенсионном страховании других категорий самозанятых граждан из числа военных пенсионеров. Так, для индивидуальных предпринимателей и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой после назначения пенсии за выслугу лет или по инвалидности, в отличие от адвокатов, сохранился такой правовой режим их участия в системе обязательного пенсионного страхования, который возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов, но не гарантирует предоставления страхового обеспечения в случае, если сформированные таким образом пенсионные права не достигнут установленного минимального объема.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В рамках исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 года N 5-П законодатель, как было указано выше, установил правовое регулирование, освобождающее от обязанности участия в обязательном пенсионном страховании, только для адвокатов из числа военных пенсионеров. В результате такого законодательного установления образовался пробел в правовом регулировании относительно участия в обязательном пенсионном страховании других категорий самозанятых граждан из числа военных пенсионеров. Так, для индивидуальных предпринимателей и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой после назначения пенсии за выслугу лет или по инвалидности, в отличие от адвокатов, сохранился такой правовой режим их участия в системе обязательного пенсионного страхования, который возлагает на них обязанность по уплате страховых взносов, но не гарантирует предоставления страхового обеспечения в случае, если сформированные таким образом пенсионные права не достигнут установленного минимального объема.
Вопрос: Об уплате страховых взносов ИП-пенсионером, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 03-15-05/21763)Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 03-15-05/21763)Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и статьи 430 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели как страхователи и застрахованные лица уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 04.08.2023 N 427-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)Есть и нововведение для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, являющихся военными пенсионерами. Они перечисляют взносы за себя только на обязательное медстрахование, величина которых определяется по нормативу, установленному статьей 146 Бюджетного кодекса РФ. Это 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов (новый пункт 1.4 статьи 430 НК РФ).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)Есть и нововведение для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, являющихся военными пенсионерами. Они перечисляют взносы за себя только на обязательное медстрахование, величина которых определяется по нормативу, установленному статьей 146 Бюджетного кодекса РФ. Это 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов (новый пункт 1.4 статьи 430 НК РФ).
Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, действующее налоговое законодательство не содержит определенного срока, в течение которого индивидуальный предприниматель, являющийся военным пенсионером, может представить в налоговый орган заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС. Следовательно, он может представить такое заявление в 2025 г. При этом индивидуальный предприниматель - военный пенсионер не признается плательщиком страховых взносов на ОПС за себя с 24.06.2023.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, действующее налоговое законодательство не содержит определенного срока, в течение которого индивидуальный предприниматель, являющийся военным пенсионером, может представить в налоговый орган заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС. Следовательно, он может представить такое заявление в 2025 г. При этом индивидуальный предприниматель - военный пенсионер не признается плательщиком страховых взносов на ОПС за себя с 24.06.2023.