Ип пенсионер фиксированные взносы
Подборка наиболее важных документов по запросу Ип пенсионер фиксированные взносы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29 "Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию" Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Эта норма распространяется на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 октября 2008 года, т.е. с момента вступления в силу Закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как ИП рассчитать и уплатить за себя фиксированные платежи по страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Должен ли индивидуальный предприниматель - пенсионер уплачивать фиксированные страховые взносы
(КонсультантПлюс, 2025)Должен ли индивидуальный предприниматель - пенсионер уплачивать фиксированные страховые взносы
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 11)Минфин рассмотрел предложение освободить работающих как ИП пенсионеров от фиксированных и 1%-х страховых взносов (поскольку они уже получают пенсию). И считает это невозможным из-за вероятных злоупотреблений, то есть фиктивной перерегистрации бизнеса на пенсионеров ради ухода от уплаты взносов.
("Главная книга", 2024, N 11)Минфин рассмотрел предложение освободить работающих как ИП пенсионеров от фиксированных и 1%-х страховых взносов (поскольку они уже получают пенсию). И считает это невозможным из-за вероятных злоупотреблений, то есть фиктивной перерегистрации бизнеса на пенсионеров ради ухода от уплаты взносов.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О
"По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона"4. Таким образом, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
"По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона"4. Таким образом, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О
"По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
"По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Суд пришел к выводу о том, что уплата данных взносов в минимальном размере при незначительных доходах не гарантирует вышеназванным категориям лиц право на получение страхового обеспечения. К моменту достижения ими общеустановленного пенсионного возраста их индивидуальный пенсионный коэффициент не сформируется до величины не менее 30, необходимой для назначения страховой пенсии по старости. Как правило, военные пенсионеры начинают осуществлять деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, после выхода в отставку при достижении определенного возраста, как правило, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому к моменту исполнения им 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно они не смогут достичь установленных критериев выплаты страховой пенсии по старости, несмотря на уплату страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Суд пришел к выводу о том, что уплата данных взносов в минимальном размере при незначительных доходах не гарантирует вышеназванным категориям лиц право на получение страхового обеспечения. К моменту достижения ими общеустановленного пенсионного возраста их индивидуальный пенсионный коэффициент не сформируется до величины не менее 30, необходимой для назначения страховой пенсии по старости. Как правило, военные пенсионеры начинают осуществлять деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, после выхода в отставку при достижении определенного возраста, как правило, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому к моменту исполнения им 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно они не смогут достичь установленных критериев выплаты страховой пенсии по старости, несмотря на уплату страховых взносов.
Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа носила временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения". Данный Закон предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 1 января 2007 г. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа носила временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения". Данный Закон предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с 1 января 2007 г. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
Вопрос: О предложении по предоставлению скидки 50% на уплату страховых взносов за себя ИП - субъектам МСП и снижению тарифа страховых взносов с выплат в пользу работников таких ИП.
(Письмо Минфина России от 04.02.2025 N 03-15-08/9477)В связи с этим в случае предлагаемого предоставления скидки в размере 50% на уплату страховых взносов индивидуальным предпринимателям такие лица будут лишены возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение, а также это снизит поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, что потребует выделения средств из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности их бюджетов, и поэтому такое предложение не поддерживается.
(Письмо Минфина России от 04.02.2025 N 03-15-08/9477)В связи с этим в случае предлагаемого предоставления скидки в размере 50% на уплату страховых взносов индивидуальным предпринимателям такие лица будут лишены возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение, а также это снизит поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, что потребует выделения средств из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности их бюджетов, и поэтому такое предложение не поддерживается.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О провозглашено, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ <1> в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Определением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г. N 223-О провозглашено, что взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ <1> в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П и от 23 декабря 2004 г. N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)ИП платят страховые взносы в фиксированном размере. Размер взносов установлен законом. Периоды, за которые ИП перечислил страховые взносы, засчитываются в его стаж для расчета пенсии.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)ИП платят страховые взносы в фиксированном размере. Размер взносов установлен законом. Периоды, за которые ИП перечислил страховые взносы, засчитываются в его стаж для расчета пенсии.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 04.08.2023 N 427-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)Есть и нововведение для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, являющихся военными пенсионерами. Они перечисляют взносы за себя только на обязательное медстрахование, величина которых определяется по нормативу, установленному статьей 146 Бюджетного кодекса РФ. Это 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов (новый пункт 1.4 статьи 430 НК РФ).
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 16)Есть и нововведение для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, являющихся военными пенсионерами. Они перечисляют взносы за себя только на обязательное медстрахование, величина которых определяется по нормативу, установленному статьей 146 Бюджетного кодекса РФ. Это 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов (новый пункт 1.4 статьи 430 НК РФ).
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 13.06.2023 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)Поэтому должны быть приняты поправки в Налоговый кодекс, по которым утвердят отдельный норматив для уплаты фиксированных страховых взносов на ОМС для ИП - военных пенсионеров и адвокатов.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)Поэтому должны быть приняты поправки в Налоговый кодекс, по которым утвердят отдельный норматив для уплаты фиксированных страховых взносов на ОМС для ИП - военных пенсионеров и адвокатов.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Сотрудник органа принудительного исполнения после увольнения со службы по причине выхода на пенсию может продолжить трудовую деятельности на должностях, не относящихся к должностям органов принудительного исполнения. Также может заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя и платить страховые взносы сам за себя.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Сотрудник органа принудительного исполнения после увольнения со службы по причине выхода на пенсию может продолжить трудовую деятельности на должностях, не относящихся к должностям органов принудительного исполнения. Также может заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя и платить страховые взносы сам за себя.
Вопрос: Об уплате ИП-пенсионером страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-15-05/18471)Таким образом, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-15-05/18471)Таким образом, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.