Инвентаризация в рамках ВНП
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация в рамках ВНП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 11.06.2024 N 1437-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ле-Интеграция" на нарушение его конституционных прав подпунктами 2, 3 и 6 пункта 1 статьи 31, абзацами вторым - четвертым пункта 1 статьи 92 и статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации"Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (подпункт 2 пункта 1 статьи 31, статьи 82, 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации), в рамках которых налоговые органы вправе осматривать помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подпункт 6 пункта 1 статьи 31, статья 92); в частности, при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 данного Кодекса; выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 14 статьи 89, пункт 4 статьи 93, статьи 94 и 99).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ле-Интеграция" на нарушение его конституционных прав подпунктами 2, 3 и 6 пункта 1 статьи 31, абзацами вторым - четвертым пункта 1 статьи 92 и статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации"Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (подпункт 2 пункта 1 статьи 31, статьи 82, 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации), в рамках которых налоговые органы вправе осматривать помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подпункт 6 пункта 1 статьи 31, статья 92); в частности, при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 данного Кодекса; выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 14 статьи 89, пункт 4 статьи 93, статьи 94 и 99).
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, распоряжение ИФНС о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки незаконно, подписано неуполномоченным лицом.
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, распоряжение ИФНС о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки незаконно, подписано неуполномоченным лицом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В рамках выездной налоговой проверки могут проводиться и некоторые специальные мероприятия налогового контроля. Так, при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Порядок проведения осмотра регламентируется ст. 92 НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В рамках выездной налоговой проверки могут проводиться и некоторые специальные мероприятия налогового контроля. Так, при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Порядок проведения осмотра регламентируется ст. 92 НК РФ.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Можно ли осматривать территории и помещения налогоплательщика при камеральной проверке
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовое ведомство разъяснило следующее. Должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки. В обоснование данной позиции Минфин России сослался на пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39).
Можно ли осматривать территории и помещения налогоплательщика при камеральной проверке
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовое ведомство разъяснило следующее. Должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки. В обоснование данной позиции Минфин России сослался на пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (подпункт 2 пункта 1 статьи 31, статьи 82, 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации), в рамках которых налоговые органы вправе осматривать помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подпункт 6 пункта 1 статьи 31, статья 92); при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации; выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 14 статьи 89, пункт 4 статьи 93, статьи 94 и 99).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки, в том числе выездные (подпункт 2 пункта 1 статьи 31, статьи 82, 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации), в рамках которых налоговые органы вправе осматривать помещения и территории налогоплательщиков, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подпункт 6 пункта 1 статьи 31, статья 92); при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации; выемка документов и предметов заключается в изъятии должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, документов и предметов проверяемого лица, имеющих отношение к предмету налоговой проверки и свидетельствующих о совершении им налоговых правонарушений, из определенного помещения, с фиксацией соответствующих процессуальных действий и изъятых документов и предметов в протоколе в установленном законом порядке (подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 14 статьи 89, пункт 4 статьи 93, статьи 94 и 99).
Решение ФНС России от 17.02.2014
Суть жалобы: Заявитель утверждает, что инспекция, изменяя налоговую базу по ЕНВД, исходила из того, что неправомерно исчислялся ЕНВД с общей площади торгового зала, тогда как следовало исчислять ЕНВД по двум торговым залам, расположенным на этой площади.
Решение: Жалоба оставлена без удовлетворения, поскольку установлено, что торговые залы не являются единым торговым помещением, а являются обособленными торговыми залами, в отношении которых расчет ЕНВД производится на основании физического показателя "площадь торгового зала".Х. указывает, что выводы налогового органа о занижении налоговой базы по ЕНВД основаны на справке, полученной от бюро технической инвентаризации (далее - БТИ), которая составлена в рамках обследования принадлежащих ему помещений в 2013 году, то есть в периоде, не охваченном выездной налоговой проверкой.
Суть жалобы: Заявитель утверждает, что инспекция, изменяя налоговую базу по ЕНВД, исходила из того, что неправомерно исчислялся ЕНВД с общей площади торгового зала, тогда как следовало исчислять ЕНВД по двум торговым залам, расположенным на этой площади.
Решение: Жалоба оставлена без удовлетворения, поскольку установлено, что торговые залы не являются единым торговым помещением, а являются обособленными торговыми залами, в отношении которых расчет ЕНВД производится на основании физического показателя "площадь торгового зала".Х. указывает, что выводы налогового органа о занижении налоговой базы по ЕНВД основаны на справке, полученной от бюро технической инвентаризации (далее - БТИ), которая составлена в рамках обследования принадлежащих ему помещений в 2013 году, то есть в периоде, не охваченном выездной налоговой проверкой.
Статья: Чем грозит компании налоговая инвентаризация и какие аргументы позволят оспорить ее результаты
(Горбач М.В.)
("Российский налоговый курьер", 2012, N 20)Это правило может привести к спору о том, вправе ли инспекторы требовать представить такие документы, если они датированы ранее периода проведения выездной проверки, в рамках которой проводится налоговая инвентаризация. Например, если выездная проверка проводится за период 2009 - 2011 гг., а документы, необходимые для проведения инвентаризации, относятся к 2012 г. (последние отчеты о движении материальных ценностей).
(Горбач М.В.)
("Российский налоговый курьер", 2012, N 20)Это правило может привести к спору о том, вправе ли инспекторы требовать представить такие документы, если они датированы ранее периода проведения выездной проверки, в рамках которой проводится налоговая инвентаризация. Например, если выездная проверка проводится за период 2009 - 2011 гг., а документы, необходимые для проведения инвентаризации, относятся к 2012 г. (последние отчеты о движении материальных ценностей).
Вопрос: О проведении в рамках камеральной проверки допроса свидетеля и проверки складских помещений с полной инвентаризацией.
(Письмо Минфина РФ от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411)В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 Кодекса и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса, только в рамках выездной налоговой проверки. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удостоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.
(Письмо Минфина РФ от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411)В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 Кодекса и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса, только в рамках выездной налоговой проверки. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика и предъявлении служебных удостоверений должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящими выездную налоговую проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика.
Интервью: Налоговые проверки. На вопросы отвечает Александр Мосякин (УФНС России по Московской области)
("Учет. Налоги. Право", 2006, N 49)- Инвентаризация может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.
("Учет. Налоги. Право", 2006, N 49)- Инвентаризация может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2018 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2019, N 4)(-) 6. По мнению налогоплательщика, распоряжение ИФНС о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки незаконно, подписано неуполномоченным лицом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2019, N 4)(-) 6. По мнению налогоплательщика, распоряжение ИФНС о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки незаконно, подписано неуполномоченным лицом.
Статья: Инвентаризация в рамках выездной проверки: взаимодействие сторон
(Данилова О.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2)Обязан ли налогоплательщик оказывать содействие контролерам в проведении инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки? Данный вопрос рассмотрел ВС РФ.
(Данилова О.К.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2)Обязан ли налогоплательщик оказывать содействие контролерам в проведении инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки? Данный вопрос рассмотрел ВС РФ.
"Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н.)
(под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных налоговым законодательством. Данное право прямо не закреплено в ст. 31 "Права налоговых органов" Налогового кодекса РФ, однако оно является производным таких прав, как право осматривать (обследовать) территории или помещения налогоплательщика, проводить инвентаризацию его имущества, изымать у налогоплательщика документы и т.п.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н.)
(под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)Право доступа должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика является необходимым условием совершения определенных процессуальных действий, предусмотренных налоговым законодательством. Данное право прямо не закреплено в ст. 31 "Права налоговых органов" Налогового кодекса РФ, однако оно является производным таких прав, как право осматривать (обследовать) территории или помещения налогоплательщика, проводить инвентаризацию его имущества, изымать у налогоплательщика документы и т.п.
"Налоговые споры: порядок урегулирования во внесудебном и судебном порядке. Арбитражная практика"
(Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А.)
("Налоговый вестник", 2003)Право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента предполагает право должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, входить в помещения и на территорию налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и находиться там для изучения первичных документов, осмотра (обследования) помещений и территорий, осмотра объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных о вышеуказанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом, для проведения инвентаризации, производства выемки документов и предметов, то есть для совершения действий, которые должны осуществляться в рамках выездной налоговой проверки.
(Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А.)
("Налоговый вестник", 2003)Право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента предполагает право должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, входить в помещения и на территорию налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и находиться там для изучения первичных документов, осмотра (обследования) помещений и территорий, осмотра объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных о вышеуказанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом, для проведения инвентаризации, производства выемки документов и предметов, то есть для совершения действий, которые должны осуществляться в рамках выездной налоговой проверки.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2018, N 5)(-) 1. По мнению налогоплательщика, распоряжение ИФНС о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки незаконно, подписано неуполномоченным лицом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2018, N 5)(-) 1. По мнению налогоплательщика, распоряжение ИФНС о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки незаконно, подписано неуполномоченным лицом.
Статья: Доказательства в налоговом споре
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (газета), 2010, N 31)- материалы, полученные в результате инвентаризации имущества налогоплательщика, проведенной в рамках выездной налоговой проверки, - п. 13 ст. 89 НК РФ;
(Пантюшов О.В.)
("Налоги" (газета), 2010, N 31)- материалы, полученные в результате инвентаризации имущества налогоплательщика, проведенной в рамках выездной налоговой проверки, - п. 13 ст. 89 НК РФ;
Статья: Налог на добавленную стоимость. Актуальные вопросы проведения выездных налоговых проверок
(Смирнова Е.)
("Финансовая газета", 2015, N 18)Анализ полноты проводимых в рамках выездных налоговых проверок по НДС контрольных мероприятий показывает, что достаточно редко проводится инвентаризация имущества и выемка документов и предметов.
(Смирнова Е.)
("Финансовая газета", 2015, N 18)Анализ полноты проводимых в рамках выездных налоговых проверок по НДС контрольных мероприятий показывает, что достаточно редко проводится инвентаризация имущества и выемка документов и предметов.