Инвентаризация товаров отгруженных
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация товаров отгруженных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 21.03.2024 по делу N 33-3657/2024 (УИД 77RS0001-02-2022-009624-44)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении убытков, причиненных при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что при исполнении трудовых обязанностей ответчик допустил ошибку: отгрузил контрагенту 5 тонн косметического сырья вместо 5 тонн удобрения, что привело к имущественному ущербу истца, в добровольном порядке возместить ущерб ответчик отказался.
Решение: Отказано.Как указано выше, ответчик к проведению инвентаризации не привлекался, материально ответственными лицами на складе Балашиха являлись заведующий складом З. и главный бухгалтер Б., что следует из инвентаризационной описи ТМЦ от ... (л.д. 36). При этом из материалов дела следует, что заведующий складом З. осуществил отгрузку спорного товара сульфата магния (удобрения) 14.10.2021 (л.д. 51 том 1), что подтверждается универсальным передаточным документом от 14.10.2021, на котором также имеется запись, что ответственным за правильность оформления факта хозяйственной жизни является главный бухгалтер Б. При этом именно главный бухгалтер Б. выставила 11.10.2021 контрагенту ответчика - ООО "Арго" счет на оплату сульфата магния (удобрения) (л.д. 35), который и был оплачен контрагентом. Именно заведующий складом является материально-ответственным лицом и несет полную материальную ответственность за вверенный ему товар на складе.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении убытков, причиненных при исполнении трудовых обязанностей.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что при исполнении трудовых обязанностей ответчик допустил ошибку: отгрузил контрагенту 5 тонн косметического сырья вместо 5 тонн удобрения, что привело к имущественному ущербу истца, в добровольном порядке возместить ущерб ответчик отказался.
Решение: Отказано.Как указано выше, ответчик к проведению инвентаризации не привлекался, материально ответственными лицами на складе Балашиха являлись заведующий складом З. и главный бухгалтер Б., что следует из инвентаризационной описи ТМЦ от ... (л.д. 36). При этом из материалов дела следует, что заведующий складом З. осуществил отгрузку спорного товара сульфата магния (удобрения) 14.10.2021 (л.д. 51 том 1), что подтверждается универсальным передаточным документом от 14.10.2021, на котором также имеется запись, что ответственным за правильность оформления факта хозяйственной жизни является главный бухгалтер Б. При этом именно главный бухгалтер Б. выставила 11.10.2021 контрагенту ответчика - ООО "Арго" счет на оплату сульфата магния (удобрения) (л.д. 35), который и был оплачен контрагентом. Именно заведующий складом является материально-ответственным лицом и несет полную материальную ответственность за вверенный ему товар на складе.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2023 N 18АП-13877/2023 по делу N А76-268/2022
Требование: О взыскании убытков в виде прямого ущерба от недостачи товарно-материальных ценностей.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что в качестве движения товарно-материальных ценностей взят только "приход" товара без соответствующего его расхода, что также доказывает о формальности проведения инвентаризации. Ответчиком в материалы дела представлены письменные возражения с приложением универсальных передаточных документов (счетов-фактур), отгрузочных документов, из которых следует, что часть товара стоимость которого истцом предъявляется ответчику в качестве возмещения убытков, реализовано в пользу контрагентов (покупателей) ООО "Дельта Инжиниринг", что подтверждается сведениями содержащимися в книге-продаж ООО "Дельта Инжиниринг", поступившей в материалы дела 22.03.2022 от ИФНС по Калининскому району города Челябинска по запросу суда на основании определения арбитражного суда об истребовании доказательств от 16.02.2022 по настоящему делу.
Требование: О взыскании убытков в виде прямого ущерба от недостачи товарно-материальных ценностей.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что в качестве движения товарно-материальных ценностей взят только "приход" товара без соответствующего его расхода, что также доказывает о формальности проведения инвентаризации. Ответчиком в материалы дела представлены письменные возражения с приложением универсальных передаточных документов (счетов-фактур), отгрузочных документов, из которых следует, что часть товара стоимость которого истцом предъявляется ответчику в качестве возмещения убытков, реализовано в пользу контрагентов (покупателей) ООО "Дельта Инжиниринг", что подтверждается сведениями содержащимися в книге-продаж ООО "Дельта Инжиниринг", поступившей в материалы дела 22.03.2022 от ИФНС по Калининскому району города Челябинска по запросу суда на основании определения арбитражного суда об истребовании доказательств от 16.02.2022 по настоящему делу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести инвентаризацию товаров, материалов, готовой продукции и иных аналогичных ценностей
(КонсультантПлюс, 2025)При инвентаризации товаров и иных ценностей, отгруженных покупателю, проверьте наличие документов, подтверждающих их передачу покупателям, перевозчику и др. На основании этих документов занесите в документы инвентаризации (описи, акты) по каждой отдельной отгрузке наименование контрагента, наименование, количество и стоимость отгруженных ценностей, дату их отгрузки, наименование, номера и даты документов, на основании которых произведена отгрузка.
(КонсультантПлюс, 2025)При инвентаризации товаров и иных ценностей, отгруженных покупателю, проверьте наличие документов, подтверждающих их передачу покупателям, перевозчику и др. На основании этих документов занесите в документы инвентаризации (описи, акты) по каждой отдельной отгрузке наименование контрагента, наименование, количество и стоимость отгруженных ценностей, дату их отгрузки, наименование, номера и даты документов, на основании которых произведена отгрузка.
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия (п. 3.17 Методических указаний по инвентаризации) (см. Акт инвентаризации отгруженных товаров (ф. N ИНВ-4), Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных (унифицированная форма)).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия (п. 3.17 Методических указаний по инвентаризации) (см. Акт инвентаризации отгруженных товаров (ф. N ИНВ-4), Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных (унифицированная форма)).
Нормативные акты
"Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Статья: Анализ эффективности работы склада: использование и интеграция полученных показателей
(Поклад В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 23)- Отчеты по инвентаризациям помогают оценить точность учета и выявить ошибки.
(Поклад В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 23)- Отчеты по инвентаризациям помогают оценить точность учета и выявить ошибки.
Статья: Инвентаризация перед составлением отчетности
(Северова А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Сделайте в ней записи о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.
(Северова А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Сделайте в ней записи о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.
Статья: Выбор модели внутреннего контроля в аграрных формированиях в целях обеспечения экономической безопасности
(Сафонова М.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Информационное направление контроля подразумевает применение информационных технологий на различных этапах производственного цикла и бизнес-процессов, включая программные комплексы с системой штрихового кодирования, позволяющие оперативно провести инвентаризацию, автоматизированную идентификацию запасов с помощью машиносчитывающих устройств; осуществлять автоматизированный учет и контроль товарных запасов; внедрять оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров; получать дополнительное информационное обеспечение маркетинговых исследований и др.
(Сафонова М.Ф.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Информационное направление контроля подразумевает применение информационных технологий на различных этапах производственного цикла и бизнес-процессов, включая программные комплексы с системой штрихового кодирования, позволяющие оперативно провести инвентаризацию, автоматизированную идентификацию запасов с помощью машиносчитывающих устройств; осуществлять автоматизированный учет и контроль товарных запасов; внедрять оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров; получать дополнительное информационное обеспечение маркетинговых исследований и др.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В отношении нереализованных товаров уточняются суммы наценок (скидок) согласно установленным учетной политикой учреждения размерам сумм наценок (скидок) на соответствующие товары. В случае выявленных расхождений делаются записи в графах 5, 19 инвентаризационной описи (ф. 0504087).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В отношении нереализованных товаров уточняются суммы наценок (скидок) согласно установленным учетной политикой учреждения размерам сумм наценок (скидок) на соответствующие товары. В случае выявленных расхождений делаются записи в графах 5, 19 инвентаризационной описи (ф. 0504087).
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, по состоянию на 31.12.2024 в учете организации числится задолженность покупателя за отгруженные в его адрес товары в размере 10 000 000 руб. Задолженность просрочена на 50 дней. Организация имеет полное право учесть эту сумму при расчете налогового резерва по сомнительным долгам (включить в резерв 50% суммы долга).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, по состоянию на 31.12.2024 в учете организации числится задолженность покупателя за отгруженные в его адрес товары в размере 10 000 000 руб. Задолженность просрочена на 50 дней. Организация имеет полное право учесть эту сумму при расчете налогового резерва по сомнительным долгам (включить в резерв 50% суммы долга).
Корреспонденция счетов: Как отразить формирование в бухгалтерском и налоговом учете организации резерва по сомнительному долгу, возникшему в связи с поставкой товара, при условии, что у организации имеется кредиторская задолженность перед тем же контрагентом за выполненные работы? Сомнительный долг не превышает предельно возможный размер отчислений в резерв в целях налогового учета...
(Консультация эксперта, 2025)По результатам инвентаризации на конец I квартала у организации имеется необеспеченная дебиторская задолженность по оплате отгруженного товара в размере 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.) с истекшим сроком платежа более 90 календарных дней, а также встречная просроченная кредиторская задолженность за выполненные работы в размере 360 000 руб. (в том числе НДС 60 000 руб.). Указанная необеспеченная дебиторская задолженность признана сомнительной. Зачет встречных требований не произведен и не может быть произведен в дальнейшем. Иная просроченная дебиторская задолженность у организации отсутствует.
(Консультация эксперта, 2025)По результатам инвентаризации на конец I квартала у организации имеется необеспеченная дебиторская задолженность по оплате отгруженного товара в размере 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.) с истекшим сроком платежа более 90 календарных дней, а также встречная просроченная кредиторская задолженность за выполненные работы в размере 360 000 руб. (в том числе НДС 60 000 руб.). Указанная необеспеченная дебиторская задолженность признана сомнительной. Зачет встречных требований не произведен и не может быть произведен в дальнейшем. Иная просроченная дебиторская задолженность у организации отсутствует.
Статья: Особенности учета НДС в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Правда, некоторые контрагенты могут настаивать на предъявлении им полной суммы налога, чтобы иметь возможность принять ее к вычету. Налогоплательщик может оказаться вынужден пойти навстречу такому контрагенту, чтобы тот не отказался от сделки. В подобной ситуации придется оформить счет-фактуру следующим образом, даже если отгружается товар, зафиксированный в инвентаризационной описи.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Правда, некоторые контрагенты могут настаивать на предъявлении им полной суммы налога, чтобы иметь возможность принять ее к вычету. Налогоплательщик может оказаться вынужден пойти навстречу такому контрагенту, чтобы тот не отказался от сделки. В подобной ситуации придется оформить счет-фактуру следующим образом, даже если отгружается товар, зафиксированный в инвентаризационной описи.
Статья: Как списать задолженность
(Киселева В.Л.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Для этого проверяются первичные учетные документы, составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Их форма законодательно не утверждена, поэтому учреждение может разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике учреждения.
(Киселева В.Л.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Для этого проверяются первичные учетные документы, составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Их форма законодательно не утверждена, поэтому учреждение может разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике учреждения.
Типовая ситуация: Как составить трудовой договор
(Издательство "Главная книга", 2025)участие в приемке, отпуске и инвентаризации товаров, ведении складского учета;
(Издательство "Главная книга", 2025)участие в приемке, отпуске и инвентаризации товаров, ведении складского учета;
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору. Инвентаризацию расчетов с дебиторами целесообразнее всего провести путем сверки расчетов. В ходе такой сверки осуществляются сверка данных сторон, а также проверка обоснованности выявленных расхождений (различий). С целью проведения сверки расчетов специалистам инвентаризационной комиссии следует проанализировать заключенные учреждением договоры и подтверждающие документы. Сверка оформляется актами сверки расчетов с дебиторами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Форма акта законодательно не утверждена, поэтому учреждение может разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору. Инвентаризацию расчетов с дебиторами целесообразнее всего провести путем сверки расчетов. В ходе такой сверки осуществляются сверка данных сторон, а также проверка обоснованности выявленных расхождений (различий). С целью проведения сверки расчетов специалистам инвентаризационной комиссии следует проанализировать заключенные учреждением договоры и подтверждающие документы. Сверка оформляется актами сверки расчетов с дебиторами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Форма акта законодательно не утверждена, поэтому учреждение может разработать ее самостоятельно и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике.