Инвентаризация расчетов по налогам и сБорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация расчетов по налогам и сБорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами
(КонсультантПлюс, 2025)При инвентаризации расчетов с бюджетом и СФР проверьте правильность расчетов по каждому налогу, сбору, страховому взносу.
(КонсультантПлюс, 2025)При инвентаризации расчетов с бюджетом и СФР проверьте правильность расчетов по каждому налогу, сбору, страховому взносу.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию расчетов с бюджетом
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении обязательной инвентаризации расчетов с бюджетом перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверьте всю дебиторскую и кредиторскую задолженность, учитываемую на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" по состоянию на отчетную дату (пп. "а" п. 15, пп. "а" п. 16 ФСБУ 28/2023).
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении обязательной инвентаризации расчетов с бюджетом перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверьте всю дебиторскую и кредиторскую задолженность, учитываемую на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" по состоянию на отчетную дату (пп. "а" п. 15, пп. "а" п. 16 ФСБУ 28/2023).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное, по общему правилу, для налогоплательщика (п. 4.1). Однако, когда инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), а муниципальными образованиями этого субъекта Российской Федерации реализовано право на установление размера налоговых ставок, которые значительно превышают пороговые значения налоговых ставок применительно к кадастровой стоимости объекта недвижимости, - притом что сама дискреция представительных органов муниципальных образований в вопросе определения конкретных размеров налоговых ставок по местным налогам в пределах предусмотренных законодательством о налогах и сборах ограничений не ставится под сомнение, - размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, может оказаться существенно, а иногда и многократно, большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, если бы таковая была установлена и применялась в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 4.2).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что законодатель рассматривает налогообложение с использованием инвентаризационной стоимости как менее обременительное, по общему правилу, для налогоплательщика (п. 4.1). Однако, когда инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости такова, что не подтверждается предположение законодателя о ее существенно более низкой стоимости (по сравнению с кадастровой или рыночной стоимостью), а муниципальными образованиями этого субъекта Российской Федерации реализовано право на установление размера налоговых ставок, которые значительно превышают пороговые значения налоговых ставок применительно к кадастровой стоимости объекта недвижимости, - притом что сама дискреция представительных органов муниципальных образований в вопросе определения конкретных размеров налоговых ставок по местным налогам в пределах предусмотренных законодательством о налогах и сборах ограничений не ставится под сомнение, - размер налогового бремени конкретных налогоплательщиков, исчисленный исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, может оказаться существенно, а иногда и многократно, большим, чем исчисленный из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, если бы таковая была установлена и применялась в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 4.2).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2023 года"Как отметил Конституционный Суд, исключенное из текста оспоренного положения (Федеральный закон от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ) с 1 января 2020 года упоминание инвентаризационной стоимости в качестве одного из видов стоимости для исчисления государственной пошлины (а следовательно, и соответствующего нотариального тарифа) осуществлено законодателем в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения и обложения сборами.
Статья: Новые субъекты РФ: НДС-вопросы
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)Налогоплательщик до 31.03.2023 представляет в налоговый орган по месту своего нахождения акт с приложением инвентаризационных описей. Сведения из них последующему уточнению не подлежат и являются начальными данными налогоплательщика об объектах налогового учета с даты начала применения им положений законодательства РФ о налогах и сборах.
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)Налогоплательщик до 31.03.2023 представляет в налоговый орган по месту своего нахождения акт с приложением инвентаризационных описей. Сведения из них последующему уточнению не подлежат и являются начальными данными налогоплательщика об объектах налогового учета с даты начала применения им положений законодательства РФ о налогах и сборах.
Статья: Учет приобретения (создания), обесценения и списания нематериальных активов
(Алборов Р.А., Алборов Г.Р., Козменкова С.В., Мосунова Е.Л.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)- дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (субсчета 19-2) - на сумму возмещения НДС; дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (осуществлен взаимозачет на основании акта взаимозачета).
(Алборов Р.А., Алборов Г.Р., Козменкова С.В., Мосунова Е.Л.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)- дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (субсчета 19-2) - на сумму возмещения НДС; дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (осуществлен взаимозачет на основании акта взаимозачета).
Статья: Особенности учета НДС в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Сведения о фактическом наличии имущества, имущественных прав, требований и обязательств и их стоимость в рублях записываются в инвентаризационные описи. Стоимость, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату, непосредственно предшествующую дате начала применения в отношении налогоплательщика положений законодательства РФ о налогах и сборах.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Сведения о фактическом наличии имущества, имущественных прав, требований и обязательств и их стоимость в рублях записываются в инвентаризационные описи. Стоимость, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату, непосредственно предшествующую дате начала применения в отношении налогоплательщика положений законодательства РФ о налогах и сборах.
Статья: ФНС разъяснила порядок учета межценовой разницы в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Если при производстве и (или) реализации товаров они используют товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах (то есть до 01.01.2023) и учтенные при инвентаризации, произведенной на основании ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ, то они определяют налоговую базу по НДС особым образом, а именно как разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемую исходя из ст. 154 НК РФ (то есть в обычном порядке), с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества).
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)Если при производстве и (или) реализации товаров они используют товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах (то есть до 01.01.2023) и учтенные при инвентаризации, произведенной на основании ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ, то они определяют налоговую базу по НДС особым образом, а именно как разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемую исходя из ст. 154 НК РФ (то есть в обычном порядке), с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества).
Статья: Хозяйствующим субъектам новых регионов РФ: об НДС-документах
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 4)В силу ст. 162.3 НК РФ налогоплательщики новых субъектов РФ, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения российского законодательства о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, проведенной на основании ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ, определяют базу по НДС с межценовой разницы. Таковая, в частности, представляет собой разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемой в соответствии со ст. 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление НДС производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок 9,09 и (или) 16,67% либо нулевой налоговой ставки в случаях, предусмотренных ст. 164 НК РФ <1>.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 4)В силу ст. 162.3 НК РФ налогоплательщики новых субъектов РФ, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения российского законодательства о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, проведенной на основании ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ, определяют базу по НДС с межценовой разницы. Таковая, в частности, представляет собой разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемой в соответствии со ст. 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление НДС производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок 9,09 и (или) 16,67% либо нулевой налоговой ставки в случаях, предусмотренных ст. 164 НК РФ <1>.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме ФНС России от 27.04.2023 N СД-4-3/5460@ "По вопросу применения статьи 162.3 Налогового кодекса Российской Федерации" сообщается, что в соответствии со статьей 162.3 НК РФ налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имели место жительства на территории новых субъектов Российской Федерации, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, произведенной в соответствии с частями двенадцатой - семнадцатой статьи 313 НК РФ, определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемую в соответствии со статьей 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление налога на добавленную стоимость производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09 процента и (или) 16,67 процента либо налоговой ставки в размере 0 процентов в случаях, предусмотренных статьей 164 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме ФНС России от 27.04.2023 N СД-4-3/5460@ "По вопросу применения статьи 162.3 Налогового кодекса Российской Федерации" сообщается, что в соответствии со статьей 162.3 НК РФ налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имели место жительства на территории новых субъектов Российской Федерации, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, произведенной в соответствии с частями двенадцатой - семнадцатой статьи 313 НК РФ, определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемую в соответствии со статьей 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление налога на добавленную стоимость производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09 процента и (или) 16,67 процента либо налоговой ставки в размере 0 процентов в случаях, предусмотренных статьей 164 НК РФ.
Статья: Особенности налогообложения новых регионов РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Согласно новой ст. 162.3 "Особенности определения налоговой базы и исчисления налога на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области" НК РФ налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию новых регионов РФ и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имели место жительства на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, произведенной в соответствии с ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ, определяют базу по НДС как разницу между стоимостью реализованных товаров, устанавливаемую в силу ст. 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление НДС производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09% и (или) 16,67% либо налоговой ставки в размере 0% в случаях, предусмотренных ст. 164 НК РФ.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Согласно новой ст. 162.3 "Особенности определения налоговой базы и исчисления налога на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области" НК РФ налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию новых регионов РФ и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имели место жительства на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, произведенной в соответствии с ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ, определяют базу по НДС как разницу между стоимостью реализованных товаров, устанавливаемую в силу ст. 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление НДС производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09% и (или) 16,67% либо налоговой ставки в размере 0% в случаях, предусмотренных ст. 164 НК РФ.
Статья: Положения налогового законодательства для новых регионов Российской Федерации
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Может быть так, что при производстве и (или) реализации товаров они используют товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Важное условие: такие товары должны быть учтены при инвентаризации, произведенной согласно ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Может быть так, что при производстве и (или) реализации товаров они используют товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах. Важное условие: такие товары должны быть учтены при инвентаризации, произведенной согласно ч. 12 - 17 ст. 313 НК РФ.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации списание кредиторской задолженности по полученной по договору купли-продажи предоплате в связи с истечением срока исковой давности? Организация применяет метод начисления в налоговом учете...
(Консультация эксперта, 2025)Полученная по договору купли-продажи предоплата не признается доходом организации и учитывается в качестве кредиторской задолженности (п. п. 3, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Напомним, что сумма полученной предоплаты отражается на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно (на отдельном аналитическом счете). Сумма НДС, исчисленная с полученной предоплаты (о чем будет сказано ниже) отражается в бухгалтерском учете обособленно, например, в аналитическом учете по счету 62 или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Полученная по договору купли-продажи предоплата не признается доходом организации и учитывается в качестве кредиторской задолженности (п. п. 3, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Напомним, что сумма полученной предоплаты отражается на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно (на отдельном аналитическом счете). Сумма НДС, исчисленная с полученной предоплаты (о чем будет сказано ниже) отражается в бухгалтерском учете обособленно, например, в аналитическом учете по счету 62 или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) <*>.
Вопрос: Возможна ли ответственность для организации, которая при расчете ежемесячных отчислений в резерв на выплату годового вознаграждения на 2023 г. в целях налогового учета включила выплаты, которые будут начислены и выплачены в 2023 г., а страховые взносы с выплат исчислила по ставкам 2022 г.? Нужно ли их пересчитывать?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2022)В силу п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2022)В силу п. 1 ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.