Инвентаризация при смене материально ответственного лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация при смене материально ответственного лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Инвентаризация активов и обязательств" Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете""При этом суд также исходил из того, что согласно статье 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абзацу 4 пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, при смене материально ответственного лица должна быть проведена инвентаризация ТМЦ, о чем должны быть составлены инвентаризационные описи."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения материально ответственного лица
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как провести инвентаризацию при увольнении материально ответственного лица
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как провести инвентаризацию при увольнении материально ответственного лица
Типовая ситуация: Инвентаризация: оформление, сроки и порядок проведения
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризацию при смене материально ответственного лица проводят на день приемки-передачи дел - в последний рабочий день перед отпуском, в день увольнения. Передачу ценностей фиксируют в инвентаризационной описи либо в отдельном акте. Документ составляют в трех экземплярах: один - для матответственного, сдающего имущество, второй - для принимающего, третий - для бухгалтерии (п. 16 ФСБУ 28/2023).
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризацию при смене материально ответственного лица проводят на день приемки-передачи дел - в последний рабочий день перед отпуском, в день увольнения. Передачу ценностей фиксируют в инвентаризационной описи либо в отдельном акте. Документ составляют в трех экземплярах: один - для матответственного, сдающего имущество, второй - для принимающего, третий - для бухгалтерии (п. 16 ФСБУ 28/2023).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н
(ред. от 13.09.2023)
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
(ред. от 13.09.2023)
"Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
Готовое решение: Как передать товарно-материальные ценности при смене материально ответственного лица
(КонсультантПлюс, 2025)В общем случае при смене МОЛ необходимо провести инвентаризацию. Однако в некоторых случаях без нее можно обойтись.
(КонсультантПлюс, 2025)В общем случае при смене МОЛ необходимо провести инвентаризацию. Однако в некоторых случаях без нее можно обойтись.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По мнению Минфина, изложенному в Письме от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, инвентаризацию при смене материально ответственного лица на период временного отсутствия одного из работников можно не проводить в случае заключения учреждением письменных договоров с материально ответственными лицами о коллективной (бригадной) материальной ответственности за вверенное им имущество.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)По мнению Минфина, изложенному в Письме от 02.06.2017 N 02-06-10/34524, инвентаризацию при смене материально ответственного лица на период временного отсутствия одного из работников можно не проводить в случае заключения учреждением письменных договоров с материально ответственными лицами о коллективной (бригадной) материальной ответственности за вверенное им имущество.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности организациями бюджетной сферы
(КонсультантПлюс, 2025)не проводились обязательные инвентаризации финансовых обязательств перед годовой отчетностью, а также инвентаризации имущества при смене материально ответственных лиц;
(КонсультантПлюс, 2025)не проводились обязательные инвентаризации финансовых обязательств перед годовой отчетностью, а также инвентаризации имущества при смене материально ответственных лиц;
Статья: Компания нашла недостачу и хотела повесить на работников 3 млн рублей
(Базыкин А., Гладышева Е., Мухина Е., Горелов А., Карпухин А., Кузнецова Е., Соболев И.)
("Трудовое право", 2021, N 12)Применение действующих положений ст. 245 ТК РФ на предприятиях розничной торговли практически исключено. Как следует из содержания типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности (приложение N 4 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85), при смене руководства коллектива (бригадира) или при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов от его первоначального состава договор должен быть перезаключен. Договор не перезаключается при выбытии из состава коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив (бригаду). Таким образом, любое изменение штатной численности (прием новых работников, увольнение старых) потребует от работодателя учета сохранения изначального количества членов коллектива, при выбытии более 50% от первоначального состава кроме переподписания договора потребуется также проведение инвентаризации. Согласно Методическим указаниям в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) и при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей (пункт 1.5).
(Базыкин А., Гладышева Е., Мухина Е., Горелов А., Карпухин А., Кузнецова Е., Соболев И.)
("Трудовое право", 2021, N 12)Применение действующих положений ст. 245 ТК РФ на предприятиях розничной торговли практически исключено. Как следует из содержания типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности (приложение N 4 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85), при смене руководства коллектива (бригадира) или при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов от его первоначального состава договор должен быть перезаключен. Договор не перезаключается при выбытии из состава коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив (бригаду). Таким образом, любое изменение штатной численности (прием новых работников, увольнение старых) потребует от работодателя учета сохранения изначального количества членов коллектива, при выбытии более 50% от первоначального состава кроме переподписания договора потребуется также проведение инвентаризации. Согласно Методическим указаниям в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) и при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей (пункт 1.5).
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В процессе ревизии в первую очередь подвергаются инвентаризации объекты, по которым были вскрыты нарушения установленного порядка оприходования денежных средств, материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков выполнения плановых инвентаризаций, смены материально ответственных лиц.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)В процессе ревизии в первую очередь подвергаются инвентаризации объекты, по которым были вскрыты нарушения установленного порядка оприходования денежных средств, материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков выполнения плановых инвентаризаций, смены материально ответственных лиц.
Статья: Наделение военнослужащего статусом материально ответственного лица: порядок и правовые последствия
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Нами уже отмечалось, что смене материально ответственных лиц должно предшествовать проведение инвентаризации на день приемки дел новым ответственным лицом. Однако является ли указанной сменой передача материально ответственным лицом вверенных ему материальных ценностей другому военнослужащему по акту на период отпуска, командировки или нахождения на лечении? Полагаем, что является. Так, требование о проведении инвентаризации материальных средств при убытии материально ответственного лица в отпуск содержится в Директиве Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 1998 г. N Д-22 <21>.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Нами уже отмечалось, что смене материально ответственных лиц должно предшествовать проведение инвентаризации на день приемки дел новым ответственным лицом. Однако является ли указанной сменой передача материально ответственным лицом вверенных ему материальных ценностей другому военнослужащему по акту на период отпуска, командировки или нахождения на лечении? Полагаем, что является. Так, требование о проведении инвентаризации материальных средств при убытии материально ответственного лица в отпуск содержится в Директиве Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 1998 г. N Д-22 <21>.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию товаров, материалов, готовой продукции и иных аналогичных ценностей
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательную инвентаризацию товаров, материалов, готовой продукции и иных аналогичных ценностей проводите перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (годовая инвентаризация), при смене материально ответственного лица, при выявлении фактов хищения или порчи имущества, при реорганизации или ликвидации организации, а также в других случаях, предусмотренных законодательством (п. 15 ФСБУ 28/2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательную инвентаризацию товаров, материалов, готовой продукции и иных аналогичных ценностей проводите перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (годовая инвентаризация), при смене материально ответственного лица, при выявлении фактов хищения или порчи имущества, при реорганизации или ликвидации организации, а также в других случаях, предусмотренных законодательством (п. 15 ФСБУ 28/2023).
Готовое решение: Как учреждению оформить передачу материальных ценностей при смене материально ответственного лица
(КонсультантПлюс, 2025)При смене материально ответственного лица (например, при увольнении, приеме на работу, очередном отпуске, болезни) проведите инвентаризацию. Для этого оформите решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 81 СГС "Концептуальные основы", п. п. 10, 31 Общих требований к инвентаризации, п. 32 Методических указаний, утвержденных Приказом N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)При смене материально ответственного лица (например, при увольнении, приеме на работу, очередном отпуске, болезни) проведите инвентаризацию. Для этого оформите решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 81 СГС "Концептуальные основы", п. п. 10, 31 Общих требований к инвентаризации, п. 32 Методических указаний, утвержденных Приказом N 61н).
Типовая ситуация: Когда надо проводить инвентаризацию (в том числе нефинансовых активов) (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризация при смене ответственных лиц проводится по всем передаваемым (принимаемым) объектам инвентаризации;
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризация при смене ответственных лиц проводится по всем передаваемым (принимаемым) объектам инвентаризации;
Готовое решение: Как оформить увольнение в связи с переменой места жительства работника
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: если такой работник подал заявление об увольнении по собственному желанию с указанием в качестве причины невозможности продолжения работы перемены места жительства, вы обязаны расторгнуть с ним трудовой договор в тот день, который он указал, без соблюдения срока предупреждения об увольнении. Перенести дату его увольнения на более поздний срок нельзя и в том случае, если, например, не проведена инвентаризация при смене материально ответственного лица (ч. 3 ст. 80 ТК РФ, абз. 2 пп. "б" п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите: если такой работник подал заявление об увольнении по собственному желанию с указанием в качестве причины невозможности продолжения работы перемены места жительства, вы обязаны расторгнуть с ним трудовой договор в тот день, который он указал, без соблюдения срока предупреждения об увольнении. Перенести дату его увольнения на более поздний срок нельзя и в том случае, если, например, не проведена инвентаризация при смене материально ответственного лица (ч. 3 ст. 80 ТК РФ, абз. 2 пп. "б" п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).