Инвентаризация источников выбросов
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация источников выбросов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Росприроднадзор, госинспектор в области охраны окружающей среды и др.) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо) к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Например, за то, что после замены газоочистного оборудования котельной не проводилась корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Росприроднадзор, госинспектор в области охраны окружающей среды и др.) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо) к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Например, за то, что после замены газоочистного оборудования котельной не проводилась корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, он неоднократно указывал ответчику на необходимость проведения корректировки инвентаризации всего объекта НВОС с учетом всех действующих источников выбросов объекта и получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ лишь после актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, он неоднократно указывал ответчику на необходимость проведения корректировки инвентаризации всего объекта НВОС с учетом всех действующих источников выбросов объекта и получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ лишь после актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)порядковый номер источника выбросов и номер источника выбросов по данным инвентаризации в соответствии с п. 15 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
(КонсультантПлюс, 2025)порядковый номер источника выбросов и номер источника выбросов по данным инвентаризации в соответствии с п. 15 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Инвентаризация источников выбросов и объектов размещения отходов: разъяснены отдельные нюансы (24.11.2025)
Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране атмосферного воздуха"Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Статья: Роль национального климатического закона в обеспечении "энергетического перехода"
(Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)5. Уточнить полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти по инвентаризации источников выбросов парниковых газов, по переходу на альтернативные источники энергии.
(Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)5. Уточнить полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти по инвентаризации источников выбросов парниковых газов, по переходу на альтернативные источники энергии.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Из официального сообщения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <13> следует, что в отношении полигона "Игумново" зафиксировано 23 нарушения, среди которых: отсутствие рекультивации участков общей площадью 2,4 га, отсутствие предусмотренной проектом испарительной установки на локальных очистных сооружениях, непроведение инвентаризации источников выбросов, отсутствие разработанных в установленном законом порядке нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, превышение значений ПДК, достигающее по некоторым веществам 2 810 раз <14>.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Из официального сообщения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <13> следует, что в отношении полигона "Игумново" зафиксировано 23 нарушения, среди которых: отсутствие рекультивации участков общей площадью 2,4 га, отсутствие предусмотренной проектом испарительной установки на локальных очистных сооружениях, непроведение инвентаризации источников выбросов, отсутствие разработанных в установленном законом порядке нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, превышение значений ПДК, достигающее по некоторым веществам 2 810 раз <14>.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)как количество выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации стационарных источников;
(КонсультантПлюс, 2023)как количество выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации стационарных источников;
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)- инвентаризация источников выбросов и выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)- инвентаризация источников выбросов и выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)других услуг по охране окружающей среды, в том числе по проведению инвентаризации источников загрязнения, разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, нормативов допустимого воздействия на водные объекты, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, экологической сертификации и аудиту.
(КонсультантПлюс, 2024)других услуг по охране окружающей среды, в том числе по проведению инвентаризации источников загрязнения, разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, нормативов допустимого воздействия на водные объекты, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, экологической сертификации и аудиту.
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Например, прокурорами Мурманской области и Чукотского автономного округа было пресечено осуществление хозяйственной деятельности без оформления экологической документации, в том числе планов мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, санитарно-защитных зон объектов капитального строительства <4>; вскрыты факты непроведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду <5>.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Например, прокурорами Мурманской области и Чукотского автономного округа было пресечено осуществление хозяйственной деятельности без оформления экологической документации, в том числе планов мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, санитарно-защитных зон объектов капитального строительства <4>; вскрыты факты непроведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду <5>.
Статья: Правовые проблемы охраны земель и обеспечения низкоуглеродного природопользования
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Сравнительный анализ целей и задач, поставленных в период 2019 - 2021 гг. и ранее в международно-правовых документах и актах российского законодательства, показывает, что длительный период участия в международных соглашениях по климатической повестке не привел к ожидаемым результатам <12>. Показательным в этом анализе является сравнение задач, поставленных указанным выше Распоряжением Правительства РФ N 1458-р в части исследований климата, что предусматривало мониторинг факторов, формирующих климат, развития методов инвентаризации источников выбросов и поглощения парниковых газов, развития агрометеорологического обеспечения АПК аналитической информацией о погодных условиях и воздействии на урожайность. И в 2019 г., руководствуясь Климатической доктриной Российской Федерации <13> (во исполнение которой было принято и вышеуказанное Распоряжение N 1458-р), Правительство РФ утверждает Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г. <14>, который "снова" предусмотрел обеспечение выполнения международных обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных договоров, а также разработку и принятие ряда документов, обеспечивающих климатическую безопасность и адаптацию к последствиям изменений климата. Новыми направлениями реализации Климатической доктрины России стало законодательное регулирование ограничения выбросов парниковых газов <15>, создание карбоновых полигонов <16>, некоторые из запланированных уже действуют <17>.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2022, N 2)Сравнительный анализ целей и задач, поставленных в период 2019 - 2021 гг. и ранее в международно-правовых документах и актах российского законодательства, показывает, что длительный период участия в международных соглашениях по климатической повестке не привел к ожидаемым результатам <12>. Показательным в этом анализе является сравнение задач, поставленных указанным выше Распоряжением Правительства РФ N 1458-р в части исследований климата, что предусматривало мониторинг факторов, формирующих климат, развития методов инвентаризации источников выбросов и поглощения парниковых газов, развития агрометеорологического обеспечения АПК аналитической информацией о погодных условиях и воздействии на урожайность. И в 2019 г., руководствуясь Климатической доктриной Российской Федерации <13> (во исполнение которой было принято и вышеуказанное Распоряжение N 1458-р), Правительство РФ утверждает Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г. <14>, который "снова" предусмотрел обеспечение выполнения международных обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных договоров, а также разработку и принятие ряда документов, обеспечивающих климатическую безопасность и адаптацию к последствиям изменений климата. Новыми направлениями реализации Климатической доктрины России стало законодательное регулирование ограничения выбросов парниковых газов <15>, создание карбоновых полигонов <16>, некоторые из запланированных уже действуют <17>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Обязан ли заказчик при отказе от договора подряда оплатить принятые работы, не имеющие для него ценности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.01.2012 между ООО "ПК "Пирамида" (исполнитель) и ОАО "РЖД" (заказчик) заключен договор N ДСахю-5/2/12, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по разработке нормативной природоохранной документации; инвентаризации источников выбросов; сопровождению согласований природоохранной документации в территориальном управлении Росприроднадзора, СЭС и других государственных органах, для Сахалинской директории управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".
Обязан ли заказчик при отказе от договора подряда оплатить принятые работы, не имеющие для него ценности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.01.2012 между ООО "ПК "Пирамида" (исполнитель) и ОАО "РЖД" (заказчик) заключен договор N ДСахю-5/2/12, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по разработке нормативной природоохранной документации; инвентаризации источников выбросов; сопровождению согласований природоохранной документации в территориальном управлении Росприроднадзора, СЭС и других государственных органах, для Сахалинской директории управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)как количество выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации стационарных источников;
(КонсультантПлюс, 2025)как количество выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации стационарных источников;
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)5) возможность манипуляции платежной базой: база для ПНВОС определяется лицами, обязанными вносить плату, а не государственным контролирующим (регулирующим) органом. Но даже законопослушный налогоплательщик не в состоянии достоверно отразить все виды загрязняющих веществ в платежной базе. Причина кроется в источнике информации. К примеру, по выбросам данные о платежной базе формируются на основании отчета о результатах ПЭК. Согласно Закону N 7-ФЗ отчет о ПЭК - это платежная база, но так как этот документ ориентирован на контроль соблюдения нормативов, он не в полном объеме дает информацию о выбросах ЗВ от объекта. Для того чтобы определить платежную базу и рассчитать ПНВОС, плательщику необходимо обращаться к нескольким документам и проводить ежегодные сложные перерасчеты фактических выбросов, которые при этом не являются достаточно достоверными. Согласно статьям 31.1 и 22 Закона N 7-ФЗ объем фактических выбросов определяется по данным ПЭК, маркерные вещества и нормативы сверяются с комплексным экологическим разрешением (далее - КЭР) на выброс (сброс) ЗВ и нормативами допустимых выбросов и сбросов, а вещества 3 - 4-го классов опасности и вещества, для которых класс опасности не определен, определяются по данным отчета об инвентаризации источников выбросов (сбросов) ЗВ.
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)5) возможность манипуляции платежной базой: база для ПНВОС определяется лицами, обязанными вносить плату, а не государственным контролирующим (регулирующим) органом. Но даже законопослушный налогоплательщик не в состоянии достоверно отразить все виды загрязняющих веществ в платежной базе. Причина кроется в источнике информации. К примеру, по выбросам данные о платежной базе формируются на основании отчета о результатах ПЭК. Согласно Закону N 7-ФЗ отчет о ПЭК - это платежная база, но так как этот документ ориентирован на контроль соблюдения нормативов, он не в полном объеме дает информацию о выбросах ЗВ от объекта. Для того чтобы определить платежную базу и рассчитать ПНВОС, плательщику необходимо обращаться к нескольким документам и проводить ежегодные сложные перерасчеты фактических выбросов, которые при этом не являются достаточно достоверными. Согласно статьям 31.1 и 22 Закона N 7-ФЗ объем фактических выбросов определяется по данным ПЭК, маркерные вещества и нормативы сверяются с комплексным экологическим разрешением (далее - КЭР) на выброс (сброс) ЗВ и нормативами допустимых выбросов и сбросов, а вещества 3 - 4-го классов опасности и вещества, для которых класс опасности не определен, определяются по данным отчета об инвентаризации источников выбросов (сбросов) ЗВ.