Интерпретационные акты
Подборка наиболее важных документов по запросу Интерпретационные акты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные формы судебного контроля за интерпретационными актами
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)"Российская юстиция", 2024, N 6
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)"Российская юстиция", 2024, N 6
Статья: Особенности судебного оспаривания интерпретационных нормативных актов
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)"Российская юстиция", 2025, N 6
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)"Российская юстиция", 2025, N 6
Статья: Сложный путь познания правового усмотрения: к чувству уверенности на основе ценностных ориентиров
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Вполне объяснимо результатами теоретического анализа стали такие формулировки, как "пределы усмотрения", "дискреционные полномочия", "дискреционные правовые акты"; если говорить проще, то речь идет об умозрительных подходах к решению управленческого вопроса, о выборе варианта административного поведения или принимаемого должностным лицом решения. Вместе с этим было бы невероятно просто объяснять административное усмотрение через один из предлагаемых (в норме права) выборов профессионального правового поведения или действия. Тут же возникает вопрос, что само по себе нормативное установление права выбора есть правовой подход к мотивации профессионального поведения. Часто полагают, что усмотрение - выражение собственного мнения по соответствующему правовому вопросу или факту, или планированию, или принятию административного акта. Конечно, это самый первый уровень понимания правовой ситуации с усмотрением. Но далее начинаются правовые ограничения <12>, размышления о сущности правовой нормы, возможностях и пределах действий (бездействия), соотношении всех принципов права, изучении и интерпретации множества правовых позиций. Разъяснение нормативных предписаний, содержащееся в принимаемых органами публичной власти так называемых интерпретационных актах, может быть рассмотрено и как деятельность по усмотрению, реализуемая уполномоченными исполнительными органами с целью разъяснения законодательства <13>. То есть усмотрение в таком контексте есть правовая деятельность, сравнимая в сущности с ситуацией, когда государственный служащий исполняет свои должностные обязанности и при этом обязательно подчиняется соответствующему правовому административному режиму, например подготавливает проекты административных решений, обосновывает управленческое планирование и пр. Учеными отмечалось развитие феномена административного усмотрения государственных служащих даже в условиях, когда за ними закреплены несложные функции <14>.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Вполне объяснимо результатами теоретического анализа стали такие формулировки, как "пределы усмотрения", "дискреционные полномочия", "дискреционные правовые акты"; если говорить проще, то речь идет об умозрительных подходах к решению управленческого вопроса, о выборе варианта административного поведения или принимаемого должностным лицом решения. Вместе с этим было бы невероятно просто объяснять административное усмотрение через один из предлагаемых (в норме права) выборов профессионального правового поведения или действия. Тут же возникает вопрос, что само по себе нормативное установление права выбора есть правовой подход к мотивации профессионального поведения. Часто полагают, что усмотрение - выражение собственного мнения по соответствующему правовому вопросу или факту, или планированию, или принятию административного акта. Конечно, это самый первый уровень понимания правовой ситуации с усмотрением. Но далее начинаются правовые ограничения <12>, размышления о сущности правовой нормы, возможностях и пределах действий (бездействия), соотношении всех принципов права, изучении и интерпретации множества правовых позиций. Разъяснение нормативных предписаний, содержащееся в принимаемых органами публичной власти так называемых интерпретационных актах, может быть рассмотрено и как деятельность по усмотрению, реализуемая уполномоченными исполнительными органами с целью разъяснения законодательства <13>. То есть усмотрение в таком контексте есть правовая деятельность, сравнимая в сущности с ситуацией, когда государственный служащий исполняет свои должностные обязанности и при этом обязательно подчиняется соответствующему правовому административному режиму, например подготавливает проекты административных решений, обосновывает управленческое планирование и пр. Учеными отмечалось развитие феномена административного усмотрения государственных служащих даже в условиях, когда за ними закреплены несложные функции <14>.
Статья: Рекомендации Пленума Верховного Суда РФ по применению положений ч. 6 ст. 15 УК РФ
(Мозина Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В заключение хотелось бы отметить, что постановления Пленума Верховного Суда РФ активно используют в своей деятельности не только суды, но и юристы-практики, и научное сообщество, и студенты юридического профиля. В связи с этим ожидаемо, что к данным интерпретационным актам предъявляются высокие требования. И конечно, несогласованность рекомендаций высшего судебного органа с уголовным законодательством остро воспринимается обществом, ведь в конечном итоге выявленные коллизии приведут к новым вопросам в правоприменении.
(Мозина Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В заключение хотелось бы отметить, что постановления Пленума Верховного Суда РФ активно используют в своей деятельности не только суды, но и юристы-практики, и научное сообщество, и студенты юридического профиля. В связи с этим ожидаемо, что к данным интерпретационным актам предъявляются высокие требования. И конечно, несогласованность рекомендаций высшего судебного органа с уголовным законодательством остро воспринимается обществом, ведь в конечном итоге выявленные коллизии приведут к новым вопросам в правоприменении.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится, что федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения. Такие разъяснения с точки зрения общей теории государства и права и правовой герменевтики (наука о толковании норм права), а точнее, их видовой классификации, по своей правовой природе являются особым видом официальных правовых интерпретационных актов, т.е. результатами аутентического толкования. Под аутентическим толкованием в данном случае следует понимать вид интерпретационной деятельности, направленной на подготовку официальных разъяснений норм права, содержащихся в принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актах.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)1. В ч. 1 комментируемой статьи говорится, что федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения. Такие разъяснения с точки зрения общей теории государства и права и правовой герменевтики (наука о толковании норм права), а точнее, их видовой классификации, по своей правовой природе являются особым видом официальных правовых интерпретационных актов, т.е. результатами аутентического толкования. Под аутентическим толкованием в данном случае следует понимать вид интерпретационной деятельности, направленной на подготовку официальных разъяснений норм права, содержащихся в принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актах.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Обоснованно автором определены объект (совокупность общественных отношений, складывающихся в урегулированном антимонопольным законодательством порядке осуществления конкуренции, направленном на соблюдение баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия) и предмет исследования (применимые к объекту научного поиска нормы отечественного и зарубежного конституционного, уголовного, уголовно-процессуального права, исторические аналоги и прообразы этих норм, международно-правовые документы, интерпретационные акты, теоретические источники соответствующего содержания, а также материалы судебной практики).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Обоснованно автором определены объект (совокупность общественных отношений, складывающихся в урегулированном антимонопольным законодательством порядке осуществления конкуренции, направленном на соблюдение баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия) и предмет исследования (применимые к объекту научного поиска нормы отечественного и зарубежного конституционного, уголовного, уголовно-процессуального права, исторические аналоги и прообразы этих норм, международно-правовые документы, интерпретационные акты, теоретические источники соответствующего содержания, а также материалы судебной практики).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Правовые акты, содержащие разъяснения законодательства (интерпретационные акты) играют достаточно важную роль в механизме правового регулирования, поскольку помогают уяснить содержание правовых норм, в том числе при применении судами и другими правоприменительными органами.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Правовые акты, содержащие разъяснения законодательства (интерпретационные акты) играют достаточно важную роль в механизме правового регулирования, поскольку помогают уяснить содержание правовых норм, в том числе при применении судами и другими правоприменительными органами.
Статья: Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)"Российский юридический журнал", 2023, N 1
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)"Российский юридический журнал", 2023, N 1
Статья: О правотворческом усмотрении как психолого-юридическом истоке права
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Двойственность в общетеоретической трактовке источников права воспроизводится в отраслевой науке. Это, например, находит выражение в конституционном праве при характеристике отечественной Конституции, которую, с одной стороны, называют источником "всего российского права", с другой - разновидностью нормативного правового акта, олицетворяющего собой одну из форм позитивного (государственного) права - "основной государственный закон" <6>. Кроме того, в Конституции закрепляется естественная природа прав и свобод человека, что позволяет рассматривать конституционный акт в качестве источника естественного ("надгосударственного") права <7>. Наконец, довольно часто в последнее время используется понятие живой конституции, в содержательную структуру которой наряду с формальным текстом включаются интерпретационные акты Конституционного Суда РФ, которые, по мнению экс-судьи КС РФ Н.С. Бондаря, не будучи в формальном смысле федеральными законами, по своей юридической силе находятся "над ними" <8>.
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Двойственность в общетеоретической трактовке источников права воспроизводится в отраслевой науке. Это, например, находит выражение в конституционном праве при характеристике отечественной Конституции, которую, с одной стороны, называют источником "всего российского права", с другой - разновидностью нормативного правового акта, олицетворяющего собой одну из форм позитивного (государственного) права - "основной государственный закон" <6>. Кроме того, в Конституции закрепляется естественная природа прав и свобод человека, что позволяет рассматривать конституционный акт в качестве источника естественного ("надгосударственного") права <7>. Наконец, довольно часто в последнее время используется понятие живой конституции, в содержательную структуру которой наряду с формальным текстом включаются интерпретационные акты Конституционного Суда РФ, которые, по мнению экс-судьи КС РФ Н.С. Бондаря, не будучи в формальном смысле федеральными законами, по своей юридической силе находятся "над ними" <8>.
Статья: Гражданско-правовые презумпции, возлагающие обязанность доказывания на ответчика
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Анализ законодательства и интерпретационных актов позволяет привести примеры, в которых презюмирование причинной связи между негативными последствиями для одного лица и поведением иного не имеет какой-либо обусловленности соглашением сторон. Например, п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве устанавливает перечень обстоятельств, наличие которых позволяет презюмировать, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия лица, контролирующего должника. Такая презумпция, если ее не опровергнет контролирующее должника лицо, позволит привлечь его к субсидиарной ответственности по долгам должника (если не будет опровергнута презумпция виновности контролирующего должника лица). При этом в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" аффилированность контролирующих должника лиц рассматривается как обстоятельство, позволяющее презюмировать квалификацию действий таких лиц как совместных, что означает солидарный характер их субсидиарной по долгам должника ответственности.
(Ломидзе О.Г., Ломидзе Э.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)Анализ законодательства и интерпретационных актов позволяет привести примеры, в которых презюмирование причинной связи между негативными последствиями для одного лица и поведением иного не имеет какой-либо обусловленности соглашением сторон. Например, п. 2 ст. 61.11 Закона о банкротстве устанавливает перечень обстоятельств, наличие которых позволяет презюмировать, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия лица, контролирующего должника. Такая презумпция, если ее не опровергнет контролирующее должника лицо, позволит привлечь его к субсидиарной ответственности по долгам должника (если не будет опровергнута презумпция виновности контролирующего должника лица). При этом в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" аффилированность контролирующих должника лиц рассматривается как обстоятельство, позволяющее презюмировать квалификацию действий таких лиц как совместных, что означает солидарный характер их субсидиарной по долгам должника ответственности.
Статья: Концептуальные основы юридической интерпретации в арбитражном производстве
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Ключевые слова: юридическая деятельность, реализация права, правоприменение, материальное право, процессуальное право, юридическая интерпретация, правоинтерпретационная деятельность, толкование права, интерпретационный акт, интерпретационная практика, арбитражный суд, арбитражное судопроизводство.
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Ключевые слова: юридическая деятельность, реализация права, правоприменение, материальное право, процессуальное право, юридическая интерпретация, правоинтерпретационная деятельность, толкование права, интерпретационный акт, интерпретационная практика, арбитражный суд, арбитражное судопроизводство.
Статья: Некоторые особенности составления приказа по основной деятельности
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Правовой акт - понятие более широкое, чем нормативный правовой акт, так как существуют и другие виды актов, например акты правоприменения, интерпретационные акты и другие. Причем правовые акты в зависимости от содержания могут носить как нормативный, так и ненормативный характер.
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Правовой акт - понятие более широкое, чем нормативный правовой акт, так как существуют и другие виды актов, например акты правоприменения, интерпретационные акты и другие. Причем правовые акты в зависимости от содержания могут носить как нормативный, так и ненормативный характер.