Инструкция по заполнению баланса за 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по заполнению баланса за 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2023 по делу N 88-18921/2023 (УИД 77RS0021-02-2022-016371-83)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении заявления о прекращения исполнительного производства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 13, 439 ГПК РФ, а также положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходил из того, что сведения о снятии квартиры с балансового учета ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России в 2019 году в связи с оформлением в отношении нее прав собственности третьих лиц не подтверждают воз***?
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении заявления о прекращения исполнительного производства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 13, 439 ГПК РФ, а также положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходил из того, что сведения о снятии квартиры с балансового учета ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России в 2019 году в связи с оформлением в отношении нее прав собственности третьих лиц не подтверждают воз***?
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 N 05АП-1139/2024 по делу N А51-8664/2021
Требование: Об отмене определения об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Как правильно установлено судом первой инстанции, динамика показателей бухгалтерского баланса ООО "Терра" за 2019-2021 годы свидетельствует о том, что в 2020 году произошло существенное ухудшение в хозяйственно-финансовой деятельности общества, что выразилось в сокращении объема основных средств, кратном росте дебиторской и кредиторской задолженности, снижении объема денежных средств, возникновении убытка в деятельности общества. Валюта баланса составляла 473 163 тыс. руб., объем задолженности по государственному контракту, установленный в настоящем деле о банкротстве, составил 116,54% (исходя из суммы основной задолженности, без учета финансовых санкций), следовательно, вывод конкурсного управляющего о том, что исполнение договорных обязательств по государственному контракту существенно влияло на финансовое положение ООО "Терра", является верным.
Требование: Об отмене определения об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Как правильно установлено судом первой инстанции, динамика показателей бухгалтерского баланса ООО "Терра" за 2019-2021 годы свидетельствует о том, что в 2020 году произошло существенное ухудшение в хозяйственно-финансовой деятельности общества, что выразилось в сокращении объема основных средств, кратном росте дебиторской и кредиторской задолженности, снижении объема денежных средств, возникновении убытка в деятельности общества. Валюта баланса составляла 473 163 тыс. руб., объем задолженности по государственному контракту, установленный в настоящем деле о банкротстве, составил 116,54% (исходя из суммы основной задолженности, без учета финансовых санкций), следовательно, вывод конкурсного управляющего о том, что исполнение договорных обязательств по государственному контракту существенно влияло на финансовое положение ООО "Терра", является верным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формирование отчета о финансовом положении компаниями Сирии в условиях гиперинфляции. Часть II
(Алсафади А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Прочая дебиторская задолженность. Балансовая стоимость данной статьи отчета о финансовом положении по состоянию на 31.12.2019 составила 15 905 224 сирийских фунта и представляет собой авансовые платежи поставщикам за товары и услуги, которые будут получены позже. Результат корректировки данного показателя представлен в табл. 11.
(Алсафади А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Прочая дебиторская задолженность. Балансовая стоимость данной статьи отчета о финансовом положении по состоянию на 31.12.2019 составила 15 905 224 сирийских фунта и представляет собой авансовые платежи поставщикам за товары и услуги, которые будут получены позже. Результат корректировки данного показателя представлен в табл. 11.
Вопрос: Каким образом налоговый орган уведомляется о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица и о составлении промежуточного ликвидационного баланса?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)По истечении срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой компании, перечне требований, предъявленных кредиторами, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ). Так, имеется судебная практика, где основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, что было рассмотрено судами как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.08.2020 N Ф03-2837/2020 по делу N А73-20581/2019).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)По истечении срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой компании, перечне требований, предъявленных кредиторами, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ). Так, имеется судебная практика, где основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, что было рассмотрено судами как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.08.2020 N Ф03-2837/2020 по делу N А73-20581/2019).
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бухгалтерской отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Материалы по заполнению бухгалтерского баланса организации:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Материалы по заполнению бухгалтерского баланса организации:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, из вариантов цен (тарифов) в расчетах за электрическую энергию применяют только трехставочную цену (тариф) вне зависимости от наличия приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. В случае отсутствия указанных приборов учета величина мощности, подлежащей оплате, определяется в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, из вариантов цен (тарифов) в расчетах за электрическую энергию применяют только трехставочную цену (тариф) вне зависимости от наличия приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. В случае отсутствия указанных приборов учета величина мощности, подлежащей оплате, определяется в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Ситуация: Каков порядок ликвидации ТСЖ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если ликвидация ТСЖ связана с изменением способа управления многоквартирным домом, то в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения общим собранием собственников об изменении способа управления многоквартирным домом ТСЖ представляет в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля, если региональным законодательством соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления) сведения о прекращении управления таким домом. В г. Москве таким органом является Мосжилинспекция (ч. 8 ст. 135 ЖК РФ; п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; п. 1.1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП; Письмо Минстроя России от 19.11.2019 N 40814-ОГ/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если ликвидация ТСЖ связана с изменением способа управления многоквартирным домом, то в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения общим собранием собственников об изменении способа управления многоквартирным домом ТСЖ представляет в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля, если региональным законодательством соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления) сведения о прекращении управления таким домом. В г. Москве таким органом является Мосжилинспекция (ч. 8 ст. 135 ЖК РФ; п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; п. 1.1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП; Письмо Минстроя России от 19.11.2019 N 40814-ОГ/04).
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Согласно Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (статья 35, часть 1); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1). Право собственности и иные имущественные права гарантируются посредством закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции РФ права на судебную защиту, которая в силу ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) должна быть полной и эффективной, отвечать критериям пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. В приведенных конституционных положениях выражен один из основополагающих аспектов верховенства права - общепризнанный принцип неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение своим имуществом (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2019 г. N 18-П).
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Согласно Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (статья 35, часть 1); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1). Право собственности и иные имущественные права гарантируются посредством закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции РФ права на судебную защиту, которая в силу ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) должна быть полной и эффективной, отвечать критериям пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. В приведенных конституционных положениях выражен один из основополагающих аспектов верховенства права - общепризнанный принцип неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение своим имуществом (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2019 г. N 18-П).
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете списание объекта основных средств по причине морального износа и его последующую ликвидацию?..
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации чистая стоимость продажи (15 000 руб.) меньше, чем фактическая себестоимость металлолома (36 000 руб. (108 000 руб. - 72 000 руб.)). Таким образом, сумма резерва составит 21 000 руб. (36 000 руб. - 15 000 руб.), а балансовая стоимость металлолома на отчетную дату будет равна 15 000 руб. <**>
(Консультация эксперта, 2025)В рассматриваемой ситуации чистая стоимость продажи (15 000 руб.) меньше, чем фактическая себестоимость металлолома (36 000 руб. (108 000 руб. - 72 000 руб.)). Таким образом, сумма резерва составит 21 000 руб. (36 000 руб. - 15 000 руб.), а балансовая стоимость металлолома на отчетную дату будет равна 15 000 руб. <**>
Статья: Место нахождения юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для применения такой крайней меры является установление судом совокупности следующих обстоятельств: отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, наличие у нее признаков недействующего юридического лица (несдача отчетности, отсутствие операций хотя бы по одному счету в течение года), отсутствие информации о месте ее нахождения, что свидетельствует о совершении грубого и неустранимого нарушения. В этом случае суд удовлетворяет иск о принудительной ликвидации компании, возлагает обязанность на ее учредителя составить ликвидационный баланс и завершить ликвидацию (Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 302-ЭС18-4018 по делу N А58-2716/2017). В связи с этим с целью недопущения такого положения вещей необходимо использовать только достоверные адреса.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основанием для применения такой крайней меры является установление судом совокупности следующих обстоятельств: отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, наличие у нее признаков недействующего юридического лица (несдача отчетности, отсутствие операций хотя бы по одному счету в течение года), отсутствие информации о месте ее нахождения, что свидетельствует о совершении грубого и неустранимого нарушения. В этом случае суд удовлетворяет иск о принудительной ликвидации компании, возлагает обязанность на ее учредителя составить ликвидационный баланс и завершить ликвидацию (Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 302-ЭС18-4018 по делу N А58-2716/2017). В связи с этим с целью недопущения такого положения вещей необходимо использовать только достоверные адреса.
Статья: Проблемы правового регулирования цифрового налогового контроля
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Очевидно, что в ходе нормативного регулирования информационной составляющей налогового контроля законодателю необходимо решать проблему поддержания баланса между соблюдением интересов граждан-налогоплательщиков, а также их объединений и государства. Логика конституционных положений со всей неизбежностью ставит вопросы о защите многочисленных созидателей общего блага, о пределах фискального суверенитета государства <6>.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Очевидно, что в ходе нормативного регулирования информационной составляющей налогового контроля законодателю необходимо решать проблему поддержания баланса между соблюдением интересов граждан-налогоплательщиков, а также их объединений и государства. Логика конституционных положений со всей неизбежностью ставит вопросы о защите многочисленных созидателей общего блага, о пределах фискального суверенитета государства <6>.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению заполнить и представить сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели в сведениях (ф. 0503773) сгруппированы по четырем разделам: "Изменение остатков валюты баланса", "Изменения в связи с реорганизацией", "Изменения на забалансовых счетах" и "Дополнительная информация по коду причины 03".
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели в сведениях (ф. 0503773) сгруппированы по четырем разделам: "Изменение остатков валюты баланса", "Изменения в связи с реорганизацией", "Изменения на забалансовых счетах" и "Дополнительная информация по коду причины 03".
Статья: Конституционный принцип разделения государственной власти как правовая основа конструктивной модернизации производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Во-третьих, минимизирование роли суда при назначении административных наказаний и расширение полномочий в этой сфере органов исполнительной власти будет способствовать усилению управляющей составляющей деятельности последних в целом. Такой перекос баланса властных полномочий в сторону исполнительной власти может привести к низведению статуса человека "до положения простого объекта управления, пассивного перед администрацией, наделенной публичными прерогативами и призванной обеспечить его беспрекословное подчинение государственной власти" <21>.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Во-третьих, минимизирование роли суда при назначении административных наказаний и расширение полномочий в этой сфере органов исполнительной власти будет способствовать усилению управляющей составляющей деятельности последних в целом. Такой перекос баланса властных полномочий в сторону исполнительной власти может привести к низведению статуса человека "до положения простого объекта управления, пассивного перед администрацией, наделенной публичными прерогативами и призванной обеспечить его беспрекословное подчинение государственной власти" <21>.
Статья: Проблемные вопросы практического применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)ФСБУ 25/2018 перечисляет требования к раскрытию информации об объектах учета аренды, но, к сожалению, не затрагивает представление этих объектов в самих отчетах [10]. Это является важным, так как, с одной стороны, отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении, а с другой - форма баланса унифицирована, и его формат в электронном виде определен приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@ <13>.
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)ФСБУ 25/2018 перечисляет требования к раскрытию информации об объектах учета аренды, но, к сожалению, не затрагивает представление этих объектов в самих отчетах [10]. Это является важным, так как, с одной стороны, отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении, а с другой - форма баланса унифицирована, и его формат в электронном виде определен приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@ <13>.
Корреспонденция счетов: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?..
(Консультация эксперта, 2025)По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
(Консультация эксперта, 2025)По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В судебной практике (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2019 г. N 11АП-20700/18) встречаются случаи обращения с иском об установлении сервитута для оформления сложившегося землепользования. При рассмотрении некоторых дел о сервитутах суды ссылаются на сложившийся порядок использования земельного участка в качестве одного из доказательств баланса интересов сторон спора (см., например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2019 г. N 14АП-4318/19). Однако в ГК РФ не предусмотрено положение о необходимости учета сложившегося порядка землепользования при рассмотрении споров об установлении сервитута. Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г. (далее - Обзор об установлении сервитута), при наличии нескольких вариантов использования чужого земельного участка суду необходимо стремиться к обеспечению баланса интересов сторон, но при этом установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка. Представляется, что данная формулировка внутренне противоречива, поскольку предпочтительные условия для одного лица не согласуются с понятием "баланс интересов". Кроме того, в Обзоре об установлении сервитута не упоминается обычай как одно из условий определения порядка использования обременяемого земельного участка.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В судебной практике (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2019 г. N 11АП-20700/18) встречаются случаи обращения с иском об установлении сервитута для оформления сложившегося землепользования. При рассмотрении некоторых дел о сервитутах суды ссылаются на сложившийся порядок использования земельного участка в качестве одного из доказательств баланса интересов сторон спора (см., например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2019 г. N 14АП-4318/19). Однако в ГК РФ не предусмотрено положение о необходимости учета сложившегося порядка землепользования при рассмотрении споров об установлении сервитута. Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г. (далее - Обзор об установлении сервитута), при наличии нескольких вариантов использования чужого земельного участка суду необходимо стремиться к обеспечению баланса интересов сторон, но при этом установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка. Представляется, что данная формулировка внутренне противоречива, поскольку предпочтительные условия для одного лица не согласуются с понятием "баланс интересов". Кроме того, в Обзоре об установлении сервитута не упоминается обычай как одно из условий определения порядка использования обременяемого земельного участка.