Инструкция по разрешению жалоб в прокуратуре
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по разрешению жалоб в прокуратуре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""При этом, исходя из системного толкования положений ст. ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора рассмотреть обращение и принять по результатам рассмотрения конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным. Принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования по заявлению лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок обжалования действий (бездействия) прокурора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3.4 Инструкции обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Статья: О конституционно-правовом определении надзора, осуществляемого органами прокуратуры Российской Федерации, и его отражении в нормативных правовых актах
(Артеменков В.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Так, еще до принятия Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Генеральный прокурор РФ утвердил Приказом от 15 января 2003 г. N 3 (в настоящее время утратил силу) Инструкцию о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, согласно положению абзаца второго ч. 1 п. 4.13 которой прекращение переписки с заявителем возможно в случаях, если в обращении имеются нецензурная брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.
(Артеменков В.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Так, еще до принятия Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Генеральный прокурор РФ утвердил Приказом от 15 января 2003 г. N 3 (в настоящее время утратил силу) Инструкцию о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, согласно положению абзаца второго ч. 1 п. 4.13 которой прекращение переписки с заявителем возможно в случаях, если в обращении имеются нецензурная брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
"Методические рекомендации по вопросам особенностей порядка и сроков рассмотрения обращений в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(утв. ФАС России)Так, например, согласно пункту 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция Генеральной прокуратуры Российской Федерации), обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
(утв. ФАС России)Так, например, согласно пункту 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция Генеральной прокуратуры Российской Федерации), обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Статья: Участие органов прокуратуры в рассмотрении дел по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке административного судопроизводства
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Так, Ф. обратился в суд с административным иском к прокуратуре г. Москвы, начальнику уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы, заместителю начальника уголовно-судебного управления, и.о. заместителя начальника уголовно-судебного управления о признании незаконными принятых решений по жалобам, вынесении частного определения в адрес прокуратуры г. Москвы.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Так, Ф. обратился в суд с административным иском к прокуратуре г. Москвы, начальнику уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы, заместителю начальника уголовно-судебного управления, и.о. заместителя начальника уголовно-судебного управления о признании незаконными принятых решений по жалобам, вынесении частного определения в адрес прокуратуры г. Москвы.
Ситуация: Как составить заявление (жалобу) в прокуратуру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)суть вопроса, а также сведения, достаточные для разрешения обращения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)суть вопроса, а также сведения, достаточные для разрешения обращения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Разрешая заявленные требования, районный суд пришел к выводу, что обращение административного истца правомерно перенаправлено в прокуратуру Липецкой области для проверки изложенных в ней доводов. Однако при этом районный суд установил, что обращение гражданина от 01.11.2021 было зарегистрировано в Генеральной прокуратуре Российской Федерации лишь 11.11.2021, т.е. с пропуском установленного законом и инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан срока. В связи с этим районный суд, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, удовлетворил административное исковое заявление частично, признав решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о перенаправлении обращения административного истца в прокуратуру Липецкой области не соответствующим порядку рассмотрения обращений граждан в части срока рассмотрения обращения заявителя и направления ему ответа.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Разрешая заявленные требования, районный суд пришел к выводу, что обращение административного истца правомерно перенаправлено в прокуратуру Липецкой области для проверки изложенных в ней доводов. Однако при этом районный суд установил, что обращение гражданина от 01.11.2021 было зарегистрировано в Генеральной прокуратуре Российской Федерации лишь 11.11.2021, т.е. с пропуском установленного законом и инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан срока. В связи с этим районный суд, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, удовлетворил административное исковое заявление частично, признав решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о перенаправлении обращения административного истца в прокуратуру Липецкой области не соответствующим порядку рассмотрения обращений граждан в части срока рассмотрения обращения заявителя и направления ему ответа.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре, Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10 Закона о прокуратуре, Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации").
Статья: Обращение в прокуратуру
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 5.1, 5.1.1 Инструкции обращения разрешаются в течение 30 дней с момента регистрации обращения/жалобы в органах прокуратуры РФ, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день; обращения ветеранов и инвалидов ВОВ, а также граждан РФ, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 5.1, 5.1.1 Инструкции обращения разрешаются в течение 30 дней с момента регистрации обращения/жалобы в органах прокуратуры РФ, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день; обращения ветеранов и инвалидов ВОВ, а также граждан РФ, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Важным элементом правозащитной функции прокуратуры является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Важным элементом правозащитной функции прокуратуры является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов <1>.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в обращении недостаточно сведений для его разрешения, орган прокуратуры вернет обращение с предложением восполнить недостающие данные. А если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на такое обращение не дается и оно не передается для рассмотрения в иные органы, о чем вы будете уведомлены (п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45);
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в обращении недостаточно сведений для его разрешения, орган прокуратуры вернет обращение с предложением восполнить недостающие данные. А если текст обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на такое обращение не дается и оно не передается для рассмотрения в иные органы, о чем вы будете уведомлены (п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45);
Статья: Принцип независимости прокуратуры Российской империи после судебной реформы 1864 г.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Надзор за деятельностью чинов прокуратуры осуществляли вышестоящие прокуроры вплоть до генерал-прокурора (ст. 124 УСУ), которые реагировали на выявляемые нарушения подчиненных работников <4>. Проверку деятельности прокуратур окружных судов проводила прокуратура судебной палаты, а прокуроры окружных судов обязаны были не менее одного раза в год проводить ревизии делопроизводства товарищей прокурора <5>. Жалобы на действия работников прокуратуры должны были направляться их начальству последовательно, в порядке подчиненности: на товарища прокурора окружного суда - прокурору суда, на прокурора суда - прокурору судебной палаты, а на последнего - министру юстиции, который разрешал жалобы окончательно <6>. Чиновники прокуратуры в отношении обжалования их действий были поставлены "в исключительное положение и выше всех властей империи", так как были изъяты даже из-под ведомства Сената, которому можно было жаловаться на всех представителей власти империи, не исключая министров <7>.
(Горбачев В.П.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Надзор за деятельностью чинов прокуратуры осуществляли вышестоящие прокуроры вплоть до генерал-прокурора (ст. 124 УСУ), которые реагировали на выявляемые нарушения подчиненных работников <4>. Проверку деятельности прокуратур окружных судов проводила прокуратура судебной палаты, а прокуроры окружных судов обязаны были не менее одного раза в год проводить ревизии делопроизводства товарищей прокурора <5>. Жалобы на действия работников прокуратуры должны были направляться их начальству последовательно, в порядке подчиненности: на товарища прокурора окружного суда - прокурору суда, на прокурора суда - прокурору судебной палаты, а на последнего - министру юстиции, который разрешал жалобы окончательно <6>. Чиновники прокуратуры в отношении обжалования их действий были поставлены "в исключительное положение и выше всех властей империи", так как были изъяты даже из-под ведомства Сената, которому можно было жаловаться на всех представителей власти империи, не исключая министров <7>.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Провозглашенное в ст. 33 Конституции Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является одним из эффективных средств защиты от нарушения законов. Важной гарантией реализации этих конституционных норм служат положения ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", закрепляющие, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Эта сфера прокурорской деятельности стабильно интересна с позиции анализа правоприменения, в том числе с учетом современных доктринальных исследований <1>.
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)Провозглашенное в ст. 33 Конституции Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является одним из эффективных средств защиты от нарушения законов. Важной гарантией реализации этих конституционных норм служат положения ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", закрепляющие, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Эта сфера прокурорской деятельности стабильно интересна с позиции анализа правоприменения, в том числе с учетом современных доктринальных исследований <1>.