Инструкция по проведению лесоустройства
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по проведению лесоустройства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2024 N 15АП-17417/2024 по делу N А32-49123/2021
Требование: Об урегулировании разногласий при заключении договора аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.Исходя из буквального толкования абзаца 3 пункта 8 таблицы 16 указанного постановления приходит к выводу о том, что понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого участка, обладающего определенными свойствами в силу тех или иных объективных причин, в связи с чем ссылка Министерства на пункты 63, 64, 65 Лесоустроительной инструкции N 122, признана несостоятельной, поскольку указанная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства, в то время как постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем, указание в пункте 63 Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к лесным землям не исключает применение к этим лесным землям коэффициента 0,75, утвержденного постановлением N 310.
Требование: Об урегулировании разногласий при заключении договора аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части.Исходя из буквального толкования абзаца 3 пункта 8 таблицы 16 указанного постановления приходит к выводу о том, что понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого участка, обладающего определенными свойствами в силу тех или иных объективных причин, в связи с чем ссылка Министерства на пункты 63, 64, 65 Лесоустроительной инструкции N 122, признана несостоятельной, поскольку указанная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства, в то время как постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в связи с чем, указание в пункте 63 Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к лесным землям не исключает применение к этим лесным землям коэффициента 0,75, утвержденного постановлением N 310.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 81 "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений" ЛК РФ"Из положений статей 68, 69.1, пункта 22 статьи 81, пункта 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 2 июля 2021 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), пункта 5.6(1) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736, следует, что с 1 января 2022 года проведение на землях лесного фонда лесоустройства, таксации лесов относится к полномочиям Федерального органа исполнительной власти, Рослесхоза."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Законодатель прямо предусматривает возможность нахождения лесов на землях населенных пунктов - городских лесов. На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, в соответствии со ст. 23 ЛК РФ располагаются лесничества и лесопарки и, соответственно, осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Городские леса относятся к защитным лесам (ст. 102 ЛК РФ). Таким образом, в случае, если лесные участки находятся на землях населенных пунктов, основные положения лесного законодательства будут также применимы для определения их правового статуса.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Законодатель прямо предусматривает возможность нахождения лесов на землях населенных пунктов - городских лесов. На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, в соответствии со ст. 23 ЛК РФ располагаются лесничества и лесопарки и, соответственно, осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Городские леса относятся к защитным лесам (ст. 102 ЛК РФ). Таким образом, в случае, если лесные участки находятся на землях населенных пунктов, основные положения лесного законодательства будут также применимы для определения их правового статуса.
Статья: Некоторые вопросы правоприменения статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, указав в мотивировочной части решения на то, что третье лицо - ПАО обязано выполнить работы по лесовосстановлению <6>. Апелляционная инстанция <7> поддержала выводы суда первой инстанции, обосновав свое постановление ст. ст. 25, 62, 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и Закона N 303-ФЗ), Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, сделав вывод о том, что из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства... вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. Рассматриваемый в настоящем деле лесной участок арендован ответчиком не в своем интересе, а с целью выполнения заказа ПАО. Ответчик не является пользователем линейного объекта, размещенного на лесном участке, переданном по договору аренды, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по проведению работ по лесоустройству и лесовосстановлению в порядке ст. 63.1 ЛК РФ.
(Осипова Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, указав в мотивировочной части решения на то, что третье лицо - ПАО обязано выполнить работы по лесовосстановлению <6>. Апелляционная инстанция <7> поддержала выводы суда первой инстанции, обосновав свое постановление ст. ст. 25, 62, 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и Закона N 303-ФЗ), Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, сделав вывод о том, что из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства... вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. Рассматриваемый в настоящем деле лесной участок арендован ответчиком не в своем интересе, а с целью выполнения заказа ПАО. Ответчик не является пользователем линейного объекта, размещенного на лесном участке, переданном по договору аренды, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по проведению работ по лесоустройству и лесовосстановлению в порядке ст. 63.1 ЛК РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков в соответствии с положениями ст. 68.1, 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям), чч. II и III Лесоустроительной инструкции проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков в соответствии с положениями ст. 68.1, 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям), чч. II и III Лесоустроительной инструкции проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.143. лесоустроительная инструкция, устанавливающая правила проведения лесоустройства;
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.143. лесоустроительная инструкция, устанавливающая правила проведения лесоустройства;
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Отклоняя возражения, заявленные причинившим вред лицом, суды указали, что по смыслу положений ЛК РФ, Правил N 474 и Наставлений отвод и таксация лесосек производятся на основе лесохозяйственных регламентов и проекта освоения лесов. При этом в силу пункта 9 Наставлений анализ, а при необходимости уточнение лесоустроительных материалов являются обязательными перед началом проведения работ по отводу.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Отклоняя возражения, заявленные причинившим вред лицом, суды указали, что по смыслу положений ЛК РФ, Правил N 474 и Наставлений отвод и таксация лесосек производятся на основе лесохозяйственных регламентов и проекта освоения лесов. При этом в силу пункта 9 Наставлений анализ, а при необходимости уточнение лесоустроительных материалов являются обязательными перед началом проведения работ по отводу.
Статья: Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места происшествия в ходе расследования уничтожения или повреждения лесных насаждений
(Морозов Р.О.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующей задачей является дифференциация поврежденных и уничтоженных лесных насаждений в целях оценки ущерба, причиненного пожаром. В ходе своего исследования С.В. Унжакова указывает на наличие проблем, возникающих на этапе установления количества уничтоженных и поврежденных насаждений, и, как следствие, суммы причиненного ущерба, так как основой расчета ущерба является площадь, пройденная огнем, в том числе и непокрытая лесными насаждениями <7>. Кроме того, значимым фактом является то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случаях, когда площадь лесного пожара превышает 1 гектар, позволяют для расчета ущерба применять материалы лесоустройства. Попросту говоря, в ряде случаев (свыше 80%) существует законная возможность оценивать ущерб без выезда к месту пожара. При этом материалы лесоустройства могут не соответствовать существующей ситуации. Проведенный анализ уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений полностью подтверждает описанную выше проблематику. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что существующий подход к оценке ущерба лесного пожара не учитывает пожары, произошедшие на осматриваемой территории годы ранее. Следовательно, ущерб пожара может складываться в том числе с лесными насаждениями, уничтоженными на этой территории ранее.
(Морозов Р.О.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующей задачей является дифференциация поврежденных и уничтоженных лесных насаждений в целях оценки ущерба, причиненного пожаром. В ходе своего исследования С.В. Унжакова указывает на наличие проблем, возникающих на этапе установления количества уничтоженных и поврежденных насаждений, и, как следствие, суммы причиненного ущерба, так как основой расчета ущерба является площадь, пройденная огнем, в том числе и непокрытая лесными насаждениями <7>. Кроме того, значимым фактом является то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случаях, когда площадь лесного пожара превышает 1 гектар, позволяют для расчета ущерба применять материалы лесоустройства. Попросту говоря, в ряде случаев (свыше 80%) существует законная возможность оценивать ущерб без выезда к месту пожара. При этом материалы лесоустройства могут не соответствовать существующей ситуации. Проведенный анализ уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений полностью подтверждает описанную выше проблематику. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что существующий подход к оценке ущерба лесного пожара не учитывает пожары, произошедшие на осматриваемой территории годы ранее. Следовательно, ущерб пожара может складываться в том числе с лесными насаждениями, уничтоженными на этой территории ранее.
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)И здесь мы подошли к центральному вопросу о компетентном органе публичной власти на проведение лесоустройства в отношении городских лесов, а следовательно, и на установление/изменение их границ. Действующая редакция ЛК РФ достаточно категорично закрепляет, что отнесение лесов к защитным лесам и исключение их из состава защитных, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 и 82 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (ч. 2 ст. 110 ЛК РФ). И применительно к городским лесам речь идет именно о федеральном органе исполнительной власти (п. 9, 10 и 16 ст. 81 ЛК РФ).
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)И здесь мы подошли к центральному вопросу о компетентном органе публичной власти на проведение лесоустройства в отношении городских лесов, а следовательно, и на установление/изменение их границ. Действующая редакция ЛК РФ достаточно категорично закрепляет, что отнесение лесов к защитным лесам и исключение их из состава защитных, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 и 82 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (ч. 2 ст. 110 ЛК РФ). И применительно к городским лесам речь идет именно о федеральном органе исполнительной власти (п. 9, 10 и 16 ст. 81 ЛК РФ).
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья первая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)О юридическом обособлении природного ресурса, как указывает П.С. Яни, может свидетельствовать его постановка на учет <18>. В то же время на землях лесного фонда учет экономических характеристик лесов и лесных ресурсов осуществляется в рамках таксации как лесоустроительного мероприятия (п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ). Таксация лесов согласно ч. 1 ст. 69.1 ЛК РФ проводится для получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы, в частности для ведения государственного лесного реестра. При таксации лесов, как предусмотрено в п. 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 5 августа 2022 г. N 510, определяется запас лесных насаждений (измеряемый в кубических метрах), который уже согласно п. 1.6 Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления (утв. Приказом Минприроды России от 30 октября 2013 г. N 464) относится к экономическим характеристикам лесов и лесных ресурсов.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)О юридическом обособлении природного ресурса, как указывает П.С. Яни, может свидетельствовать его постановка на учет <18>. В то же время на землях лесного фонда учет экономических характеристик лесов и лесных ресурсов осуществляется в рамках таксации как лесоустроительного мероприятия (п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ). Таксация лесов согласно ч. 1 ст. 69.1 ЛК РФ проводится для получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы, в частности для ведения государственного лесного реестра. При таксации лесов, как предусмотрено в п. 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 5 августа 2022 г. N 510, определяется запас лесных насаждений (измеряемый в кубических метрах), который уже согласно п. 1.6 Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий ее предоставления (утв. Приказом Минприроды России от 30 октября 2013 г. N 464) относится к экономическим характеристикам лесов и лесных ресурсов.
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Для Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры вопросы исполнения законодательства в сфере лесопользования входят в число приоритетных, поскольку от эффективности работы уполномоченных органов власти напрямую зависит экономическое благополучие не только самого региона, но и граждан, а чрезмерное освоение лесов и несвоевременное проведение работ по лесоустройству и лесовосстановлению может привести к нарушению прав как граждан, так и представителей бизнеса.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Для Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры вопросы исполнения законодательства в сфере лесопользования входят в число приоритетных, поскольку от эффективности работы уполномоченных органов власти напрямую зависит экономическое благополучие не только самого региона, но и граждан, а чрезмерное освоение лесов и несвоевременное проведение работ по лесоустройству и лесовосстановлению может привести к нарушению прав как граждан, так и представителей бизнеса.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит системы мониторинга и учета лесных ресурсов Российской Федерации, а также охраны лесов от пожаров за 2020 - 2021 годы и истекший период 2022 года"
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)8.1.6.2. Положения пункта 4 Правил подготовки плана лесоустройства N 166 не соответствуют положениям Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, поскольку предусматривают возможность проведения лесоустройства в отношении лесного участка, а не лесничества.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)8.1.6.2. Положения пункта 4 Правил подготовки плана лесоустройства N 166 не соответствуют положениям Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, поскольку предусматривают возможность проведения лесоустройства в отношении лесного участка, а не лесничества.