Инструкция по обращению с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обучение по экологической безопасности и обращению с отходами
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 73 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 3 ст. 15 Закона об отходах, п. 3, пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с отходами I - IV классов опасности
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.10 "Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Исходя из изложенных нормативных положений операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождаются от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов других организаций и индивидуальных предпринимателей в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция инженера в области обращения с отходами (с учетом профессионального стандарта) >>>
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 28
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации от 28
Нормативные акты
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Реализуя коммуникационную функцию, региональный оператор выступает лицом, занимающим доминирующее положение на рынке обращения отходов. При этом согласно ст. 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Региональные операторы осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений об организации деятельности по обращению с названными отходами на территории зоны деятельности региональных операторов, заключаемых между региональными операторами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере обращения с отходами. Региональные операторы осуществляют взаимодействие с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и/или захоронению отходов, а также операторами по сбору и транспортированию отходов и координацию их деятельности в зонах своей деятельности. Взаимодействие региональных операторов с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, операторами по сбору и транспортированию отходов осуществляется в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг в сфере обращения с отходами. Описанные договорные связи указывают на недопустимость уклонения регионального оператора от заключения договора с кем-либо из субъектов деятельности по оприходованию расходов. Необоснованный отказ от заключения договора региональным оператором в подобных случаях квалифицируется как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <4>.
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Реализуя коммуникационную функцию, региональный оператор выступает лицом, занимающим доминирующее положение на рынке обращения отходов. При этом согласно ст. 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Региональные операторы осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений об организации деятельности по обращению с названными отходами на территории зоны деятельности региональных операторов, заключаемых между региональными операторами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере обращения с отходами. Региональные операторы осуществляют взаимодействие с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и/или захоронению отходов, а также операторами по сбору и транспортированию отходов и координацию их деятельности в зонах своей деятельности. Взаимодействие региональных операторов с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, операторами по сбору и транспортированию отходов осуществляется в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг в сфере обращения с отходами. Описанные договорные связи указывают на недопустимость уклонения регионального оператора от заключения договора с кем-либо из субъектов деятельности по оприходованию расходов. Необоснованный отказ от заключения договора региональным оператором в подобных случаях квалифицируется как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <4>.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Договор, куда входят положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен содержать (п. 148(13) Правил предоставления коммунальных услуг):
(КонсультантПлюс, 2025)Договор, куда входят положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен содержать (п. 148(13) Правил предоставления коммунальных услуг):
Статья: Экономические отношения права собственности на товары, бывшие в употреблении, и отходы
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<10> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Управляющая Компания "КонсьержЪ" на нарушение его конституционных прав ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1 и 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.02.2023); решение АС ЯНАО от 15 мая 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2020 г. по делу N А81-2121/2020; решение АС ЯНАО от 22 мая 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. по делу N А81-2122/2020; решение АС ЯНАО от 22 апреля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление 8-го ААС от 16 июля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. по делу N 304-ЭС21-25313 и другие судебные акты. URL: https://kad.arbitr.ru/.
(Зинковский М.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<10> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 28 апреля 2022 г. N 1104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Управляющая Компания "КонсьержЪ" на нарушение его конституционных прав ч. 23 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ, ч. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 1 и 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 25.02.2023); решение АС ЯНАО от 15 мая 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2121/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2020 г. по делу N А81-2121/2020; решение АС ЯНАО от 22 мая 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление 8-го ААС от 21 июля 2020 г. по делу N А81-2122/2020; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 октября 2020 г. по делу N А81-2122/2020; решение АС ЯНАО от 22 апреля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление 8-го ААС от 16 июля 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2021 г. по делу N А81-2302/2021; Определение Верховного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. по делу N 304-ЭС21-25313 и другие судебные акты. URL: https://kad.arbitr.ru/.
Статья: Тенденции и перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования
(Агафонов В.Б.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Комплексное развитие проблема эколого-правового режима отходов недропользования получила только с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты" <4> (далее - Федеральный закон N 343-ФЗ), в котором, во-первых, было дано четкое понятие отходов недропользования, а во-вторых, был установлен дифференцированный режим отходов недропользования: 1) отходы недропользования, которые содержат полезные ископаемые и подлежат в связи с этим дальнейшему использованию; 2) отходы недропользования, которые не содержат полезные ископаемые и не подлежат дальнейшему использованию. Обращение с данными отходами регулируется положениями Федерального закона N 89-ФЗ.
(Агафонов В.Б.)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Комплексное развитие проблема эколого-правового режима отходов недропользования получила только с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты" <4> (далее - Федеральный закон N 343-ФЗ), в котором, во-первых, было дано четкое понятие отходов недропользования, а во-вторых, был установлен дифференцированный режим отходов недропользования: 1) отходы недропользования, которые содержат полезные ископаемые и подлежат в связи с этим дальнейшему использованию; 2) отходы недропользования, которые не содержат полезные ископаемые и не подлежат дальнейшему использованию. Обращение с данными отходами регулируется положениями Федерального закона N 89-ФЗ.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- деятельность по обращению с опасными отходами (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в первоначальной редакции; Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 N 556, устанавливающее порядок лицензирования деятельности в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов);
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- деятельность по обращению с опасными отходами (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в первоначальной редакции; Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 N 556, устанавливающее порядок лицензирования деятельности в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов);
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утвержденный Минприроды России 23 декабря 2022 г.; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утвержденный Минприроды России 27 ноября 2023 г.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации, утвержденный Минприроды России 23 декабря 2022 г.; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденный Минприроды России; Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в области водных ресурсов, утвержденный Минприроды России 27 ноября 2023 г.