Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2002 N 9-Г02-31
Заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Нижегородской области "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" от 10.01.1999 N 25-З удовлетворено правомерно, поскольку органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти.Довод кассационной жалобы о том, что субъект Российской Федерации вправе в силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 6 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями с одновременной передачей им необходимых для этого финансовых средств, нельзя признать правильным, поскольку субъекты Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления только теми полномочиями, которыми обладают сами. В данном же случае органы государственной власти Нижегородской области наделены Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (п. 1 ст. 4) полномочиями по образованию и организации деятельности органов записи актов гражданского состояния, а обжалуемым Законом области органы местного самоуправления наделены не указанными полномочиями, а полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния, в результате чего, вопреки положениям Федерального закона "Об актах гражданского состояния", регистрацию актов гражданского состояния в области должны производить не органы записи актов гражданского состояния, которые должны быть образованы органами государственной власти, а органы местного самоуправления.
Заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Нижегородской области "О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области" от 10.01.1999 N 25-З удовлетворено правомерно, поскольку органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти.Довод кассационной жалобы о том, что субъект Российской Федерации вправе в силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 6 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями с одновременной передачей им необходимых для этого финансовых средств, нельзя признать правильным, поскольку субъекты Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления только теми полномочиями, которыми обладают сами. В данном же случае органы государственной власти Нижегородской области наделены Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (п. 1 ст. 4) полномочиями по образованию и организации деятельности органов записи актов гражданского состояния, а обжалуемым Законом области органы местного самоуправления наделены не указанными полномочиями, а полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния, в результате чего, вопреки положениям Федерального закона "Об актах гражданского состояния", регистрацию актов гражданского состояния в области должны производить не органы записи актов гражданского состояния, которые должны быть образованы органами государственной власти, а органы местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)С введением в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье с 1 октября 1968 г., КоБС РСФСР с 1 ноября 1969 г., Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 1 ноября 1969 г. вопрос о возможности матери, состоящей в браке, оспорить презумпцию отцовства своего мужа в административном порядке вызвал много споров. Так, по мнению Е.М. Белогорской, норма, закрепляющая презумпцию отцовства, имеет общеобязательный характер и, следовательно, лишает мать ребенка, состоящую в браке, возможности указывать вместо мужа иное лицо либо вообще не указывать отца <1>. Другие авторы полагали, что мать ребенка наделена правом отказа от регистрации ребенка на имя своего мужа <2>.
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)С введением в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье с 1 октября 1968 г., КоБС РСФСР с 1 ноября 1969 г., Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 1 ноября 1969 г. вопрос о возможности матери, состоящей в браке, оспорить презумпцию отцовства своего мужа в административном порядке вызвал много споров. Так, по мнению Е.М. Белогорской, норма, закрепляющая презумпцию отцовства, имеет общеобязательный характер и, следовательно, лишает мать ребенка, состоящую в браке, возможности указывать вместо мужа иное лицо либо вообще не указывать отца <1>. Другие авторы полагали, что мать ребенка наделена правом отказа от регистрации ребенка на имя своего мужа <2>.
Статья: Проблема реализации частных интересов в родительских соглашениях об имени ребенка
(Татаринцева Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2016, N 6)По этому поводу стоит отметить, что ранее в п. 16 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утв. Постановлением Совета министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 (с изм. на 5 июня 1984 г.), предусматривалось, что фамилия, имя, отчество найденному ребенку записываются не только по указанию государственных органов власти, но и по указанию лица, взявшего ребенка на воспитание, что представляется справедливым. На наш взгляд, введение такой нормы в СК РФ позволило бы близким родственникам, а также иным лицам, взявшим ребенка в семью на воспитание, в случае, когда ребенок остался без попечения родителей, назвать его именем, соответствующим религиозным, культурным, национальным традициям семьи, способствуя тем самым укреплению кровнородственных связей внутри семьи и гармонизации частно-публичных интересов в правоотношениях по воспитанию ребенка в семье.
(Татаринцева Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2016, N 6)По этому поводу стоит отметить, что ранее в п. 16 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утв. Постановлением Совета министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 (с изм. на 5 июня 1984 г.), предусматривалось, что фамилия, имя, отчество найденному ребенку записываются не только по указанию государственных органов власти, но и по указанию лица, взявшего ребенка на воспитание, что представляется справедливым. На наш взгляд, введение такой нормы в СК РФ позволило бы близким родственникам, а также иным лицам, взявшим ребенка в семью на воспитание, в случае, когда ребенок остался без попечения родителей, назвать его именем, соответствующим религиозным, культурным, национальным традициям семьи, способствуя тем самым укреплению кровнородственных связей внутри семьи и гармонизации частно-публичных интересов в правоотношениях по воспитанию ребенка в семье.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.07.1998 N 709
(ред. от 30.12.2017)
"О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния"Постановление Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР" (СП РСФСР, 1969, N 22, ст. 123);
(ред. от 30.12.2017)
"О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния"Постановление Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР" (СП РСФСР, 1969, N 22, ст. 123);
"Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера"
(разработаны ВНИИДАД)Постановление Совета Министров СССР от 02.06.1969 N 410 "Об утверждении Основных положений, определяющих порядок изменения и восстановления записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, а также формы регистрации актов гражданского состояния" // Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров СССР. 1969. N 16. Ст. 85.
(разработаны ВНИИДАД)Постановление Совета Министров СССР от 02.06.1969 N 410 "Об утверждении Основных положений, определяющих порядок изменения и восстановления записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг, а также формы регистрации актов гражданского состояния" // Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров СССР. 1969. N 16. Ст. 85.
"Комментарий к Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
(постатейный)
(Шагалова О.Л., Степаненко О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)На сегодняшний день представляется возможным проследить изменения комментируемой статьи в связи с развитием семейного законодательства. Так, п. 21 Постановления Совмина РСФСР об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 17.10.1969 N 592 устанавливал местом регистрации брака место жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Таким образом, для установления факта регистрации того или иного брака возможно было провести проверку наличия соответствующей записи акта о заключении брака в органе регистрации актов гражданского состояния по месту жительства супругов либо их родителей.
(постатейный)
(Шагалова О.Л., Степаненко О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)На сегодняшний день представляется возможным проследить изменения комментируемой статьи в связи с развитием семейного законодательства. Так, п. 21 Постановления Совмина РСФСР об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР от 17.10.1969 N 592 устанавливал местом регистрации брака место жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Таким образом, для установления факта регистрации того или иного брака возможно было провести проверку наличия соответствующей записи акта о заключении брака в органе регистрации актов гражданского состояния по месту жительства супругов либо их родителей.
Статья: Изменение даты и места рождения усыновляемого ребенка, а также даты и места государственной регистрации его рождения
(Шелютто М.Л.)
("Юридическая литература", 2008)<1> См. пункт 40 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 (СП РСФСР. 1969. N 22. Ст. 123).
(Шелютто М.Л.)
("Юридическая литература", 2008)<1> См. пункт 40 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 (СП РСФСР. 1969. N 22. Ст. 123).
"Правоотношения собственности супругов"
(Слепакова А.В.)
("Статут", 2005)Одним из основных принципов действующего семейного законодательства Российской Федерации является признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 Семейного кодекса РФ). По общему правилу только зарегистрированный в установленном порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены законом для супругов. Эти нормы Семейного кодекса РФ воспроизводят положения ч. 2 ст. 6 и ст. 17 КоБС РСФСР.
(Слепакова А.В.)
("Статут", 2005)Одним из основных принципов действующего семейного законодательства Российской Федерации является признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 10 Семейного кодекса РФ). По общему правилу только зарегистрированный в установленном порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены законом для супругов. Эти нормы Семейного кодекса РФ воспроизводят положения ч. 2 ст. 6 и ст. 17 КоБС РСФСР.
"Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др.)
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2010)Вторым кодифицированным актом семейного законодательства - Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. <1> (КЗоБСО РСФСР) - закреплялось положение о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей (п. п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР). Вместе с тем предусматривалось некоторое отступление от данного принципа: лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 КЗоБСО РСФСР).
(постатейный)
(Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др.)
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2010)Вторым кодифицированным актом семейного законодательства - Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. <1> (КЗоБСО РСФСР) - закреплялось положение о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей (п. п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР). Вместе с тем предусматривалось некоторое отступление от данного принципа: лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 КЗоБСО РСФСР).
Статья: Проблемы правового регулирования фактических брачных отношений
(Ламейкина Е.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2013, N 1)Вторым кодифицированным актом семейного законодательства - Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. <3>. (КЗоБСО РСФСР) - закреплялось положение о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей (п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР). Вместе с тем предусматривалось некоторое отступление от данного принципа: лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 КЗоБСО РСФСР).
(Ламейкина Е.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2013, N 1)Вторым кодифицированным актом семейного законодательства - Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. <3>. (КЗоБСО РСФСР) - закреплялось положение о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей (п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР). Вместе с тем предусматривалось некоторое отступление от данного принципа: лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 КЗоБСО РСФСР).
"Семейное право: Учебник"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2019)Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР 1991 г., формально действовавшая до вступления в силу Приказа Минюста России от 19 февраля 2002 г. N 52, предусматривала различные сроки для разных республик в составе СССР. В РСФСР, Белоруссии, Молдавии, Кыргызстане, Армении, Эстонии и Туркмении органам загса было предоставлено право увеличивать указанный срок до трех месяцев; в Таджикистане - до шести месяцев, в Азербайджане - на один месяц.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2019)Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР 1991 г., формально действовавшая до вступления в силу Приказа Минюста России от 19 февраля 2002 г. N 52, предусматривала различные сроки для разных республик в составе СССР. В РСФСР, Белоруссии, Молдавии, Кыргызстане, Армении, Эстонии и Туркмении органам загса было предоставлено право увеличивать указанный срок до трех месяцев; в Таджикистане - до шести месяцев, в Азербайджане - на один месяц.
Статья: Порядок и особенности признания военнослужащих безвестно отсутствующими и умершими. Правовые последствия
(Машин И.П.)
("Право в Вооруженных Силах", N 10, 2000)В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Совета Министров РСФСР от 18 марта 1981 г. N 156, от 5 июня 1984 г. N 232, судебное решение необходимо направить в орган загса в трехдневный срок.
(Машин И.П.)
("Право в Вооруженных Силах", N 10, 2000)В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Совета Министров РСФСР от 18 марта 1981 г. N 156, от 5 июня 1984 г. N 232, судебное решение необходимо направить в орган загса в трехдневный срок.
Статья: Рассмотрение судами дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка
(Трубников П.)
("Законность", N 8, 1999)Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами, содержащимися в Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 с изменениями от 18 марта 1981 г. и 5 июня 1984 г. <*> При этом должно быть обеспечено сохранение тайны усыновления.
(Трубников П.)
("Законность", N 8, 1999)Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка. Регистрация усыновления производится в соответствии с правилами, содержащимися в Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 с изменениями от 18 марта 1981 г. и 5 июня 1984 г. <*> При этом должно быть обеспечено сохранение тайны усыновления.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
(постатейный)
(Шляпников А.В., Братановский С.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)В соответствии с частью пятой комментируемой статьи, по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке. О своем намерении произвести регистрацию брака в торжественной обстановке лица, вступающие в брак, могут заявить при подаче заявления о регистрации брака, при этом с них взыскивается дополнительная сумма госпошлины. Торжественная регистрация брака производится в специальном благоустроенном помещении, которое оборудовано необходимой мебелью (стол для регистрации брака), а также позволяющим вместить пришедших на регистрацию брака гостей. Торжественная регистрация брака производится в присутствии свидетелей, которые также ставят свои подписи в актовой записи о регистрации брака. Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит прямого указания на необходимость участия в церемонии заключения брака свидетелей со стороны вступающих в брак лиц. Ранее, согласно п. 24 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением СМ РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592, по желанию вступающих в брак лиц регистрация брака могла быть произведена в присутствии свидетелей, родственников и знакомых, однако в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" указанная Инструкция утратила силу. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, регистрация брака, даже в торжественной обстановке, не предусматривает обязательное участие свидетелей.
(постатейный)
(Шляпников А.В., Братановский С.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)В соответствии с частью пятой комментируемой статьи, по желанию лиц, вступающих в брак, государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке. О своем намерении произвести регистрацию брака в торжественной обстановке лица, вступающие в брак, могут заявить при подаче заявления о регистрации брака, при этом с них взыскивается дополнительная сумма госпошлины. Торжественная регистрация брака производится в специальном благоустроенном помещении, которое оборудовано необходимой мебелью (стол для регистрации брака), а также позволяющим вместить пришедших на регистрацию брака гостей. Торжественная регистрация брака производится в присутствии свидетелей, которые также ставят свои подписи в актовой записи о регистрации брака. Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит прямого указания на необходимость участия в церемонии заключения брака свидетелей со стороны вступающих в брак лиц. Ранее, согласно п. 24 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением СМ РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592, по желанию вступающих в брак лиц регистрация брака могла быть произведена в присутствии свидетелей, родственников и знакомых, однако в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния" указанная Инструкция утратила силу. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, регистрация брака, даже в торжественной обстановке, не предусматривает обязательное участие свидетелей.
"Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. И.М. Кузнецовой)
("БЕК", 1996)СК не содержит никаких указаний относительно того, должны ли оба вступающих в брак лица присутствовать лично в момент подачи заявления в органы загса. Такое требование содержится в п. 21 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР 17 октября 1969 г. N 592 (СП РСФСР, N 1969, N 22, ст. 123). Столь жесткие требования к порядку подачи заявления вряд ли являются всегда обоснованными. В принципе должна быть признана допустимой возможность подачи заявления о вступлении в брак одним из будущих супругов при условии, что заявление другого супруга было подписано им лично и нотариально удостоверено в установленном законом порядке (ст. ст. 35, 36, 80 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года). Такая ситуация может возникнуть в связи с невозможностью для вступающих в брак заполнить одновременно заявление о вступлении в брак и совместно подать его в орган загса (например, если будущие супруги находятся в разных местах и совместная подача заявления для них затруднительна). Практика уже сейчас идет по такому пути: заявление принимается от одного из вступающих в брак.
(постатейный)
(под ред. И.М. Кузнецовой)
("БЕК", 1996)СК не содержит никаких указаний относительно того, должны ли оба вступающих в брак лица присутствовать лично в момент подачи заявления в органы загса. Такое требование содержится в п. 21 Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР 17 октября 1969 г. N 592 (СП РСФСР, N 1969, N 22, ст. 123). Столь жесткие требования к порядку подачи заявления вряд ли являются всегда обоснованными. В принципе должна быть признана допустимой возможность подачи заявления о вступлении в брак одним из будущих супругов при условии, что заявление другого супруга было подписано им лично и нотариально удостоверено в установленном законом порядке (ст. ст. 35, 36, 80 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 года). Такая ситуация может возникнуть в связи с невозможностью для вступающих в брак заполнить одновременно заявление о вступлении в брак и совместно подать его в орган загса (например, если будущие супруги находятся в разных местах и совместная подача заявления для них затруднительна). Практика уже сейчас идет по такому пути: заявление принимается от одного из вступающих в брак.