Инициативное бюджетирование 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Инициативное бюджетирование 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2024 по делу N 77-2993/2024 (УИД 56RS0040-01-2023-000973-77)
Приговор: По ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата).
Определение: Приговор оставлен без изменения.утверждение о наличии у осужденного действительного или предполагаемого права на получение премии за участие и победу в конкурсе по инициативному бюджетированию в 2020 году и за качественную организацию и подготовку к проведению выборов является голословным и опровергнутым исследованной совокупностью доказательств. Получение аналогичной премии иными лицами об этом не свидетельствует, т.к. письма главы администрации МО Ташлинский район Оренбургской области от 19 мая 2021 года и от 22 сентября 2021 года носили рекомендательный характер;
Приговор: По ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата).
Определение: Приговор оставлен без изменения.утверждение о наличии у осужденного действительного или предполагаемого права на получение премии за участие и победу в конкурсе по инициативному бюджетированию в 2020 году и за качественную организацию и подготовку к проведению выборов является голословным и опровергнутым исследованной совокупностью доказательств. Получение аналогичной премии иными лицами об этом не свидетельствует, т.к. письма главы администрации МО Ташлинский район Оренбургской области от 19 мая 2021 года и от 22 сентября 2021 года носили рекомендательный характер;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Инициативное бюджетирование легализовано в 2020 г. введением в БК РФ термина "инициативные платежи" <18>, а также включением в Закон о местном самоуправлении ст. 26.1 "Инициативные проекты" и 56.1 "Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов" <19>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Инициативное бюджетирование легализовано в 2020 г. введением в БК РФ термина "инициативные платежи" <18>, а также включением в Закон о местном самоуправлении ст. 26.1 "Инициативные проекты" и 56.1 "Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов" <19>.
Статья: Принцип эффективности государственных (муниципальных) закупок: вопросы реализации и направления реформирования
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)<5> См., напр.: Барлыбаев А.А., Колечкина М.А., Насретдинова Л.Ф. Социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования // Уфимский гуманитарный научный форум. 2020. N 4. С 34 - 43.
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)<5> См., напр.: Барлыбаев А.А., Колечкина М.А., Насретдинова Л.Ф. Социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования // Уфимский гуманитарный научный форум. 2020. N 4. С 34 - 43.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации"
(в ред. от 05.12.2023)Настоящие методические рекомендации содержат описание основных элементов практик инициативного бюджетирования, которые базируются на модели инициативных проектов, разработанной в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ с учетом изменений, внесенных в 2020 году Федеральным законом N 236-ФЗ. В документе предложены рекомендации по сочетанию и применению процедур, закрепленных Федеральным законом N 236-ФЗ, в зависимости от типов субъектов реализации практики инициативного бюджетирования и уровня реализации практики инициативного бюджетирования. Предложены проекты нормативных правовых актов, регулирующие порядок выдвижения и проведения конкурсного отбора инициативных проектов, назначения и проведения собраний граждан и опросов населения. Описания основных элементов практик инициативного бюджетирования носят общий характер и могут быть применены к практикам, разрабатываемым на основе других моделей ИБ. В то же время, представленные в составе данных Методических рекомендаций подходы являются базовыми, и не покрывают всего спектра возможных практик инициативного бюджетирования. При разработке каждой конкретной практики ИБ рекомендованные подходы могут быть дополнены и доработаны в соответствии с конкретными условиями в каждом субъекте реализации инициативного бюджетирования.
(в ред. от 05.12.2023)Настоящие методические рекомендации содержат описание основных элементов практик инициативного бюджетирования, которые базируются на модели инициативных проектов, разработанной в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ с учетом изменений, внесенных в 2020 году Федеральным законом N 236-ФЗ. В документе предложены рекомендации по сочетанию и применению процедур, закрепленных Федеральным законом N 236-ФЗ, в зависимости от типов субъектов реализации практики инициативного бюджетирования и уровня реализации практики инициативного бюджетирования. Предложены проекты нормативных правовых актов, регулирующие порядок выдвижения и проведения конкурсного отбора инициативных проектов, назначения и проведения собраний граждан и опросов населения. Описания основных элементов практик инициативного бюджетирования носят общий характер и могут быть применены к практикам, разрабатываемым на основе других моделей ИБ. В то же время, представленные в составе данных Методических рекомендаций подходы являются базовыми, и не покрывают всего спектра возможных практик инициативного бюджетирования. При разработке каждой конкретной практики ИБ рекомендованные подходы могут быть дополнены и доработаны в соответствии с конкретными условиями в каждом субъекте реализации инициативного бюджетирования.
"Методические рекомендации по проведению аудита государственных программ Российской Федерации, реализации национальных проектов (программ) и федеральных проектов"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 12.04.2024 N 22К (1706))Следует также учитывать, что соответствие предмета аудита программ (проектов) (аспектов предмета аудита) практикам (например, существующим, лучшим практикам) осуществляется с учетом отражения таких практик в определенных документах. Примерами таких документов являются, в частности: приказ Минстроя России от 1 сентября 2017 г. N 1192/пр "О Федеральном реестре лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству", Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, опубликованный Минфином России в 2023 году <13>, документ Минфина России ПЗ-14/2020 "О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" <14>.
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 12.04.2024 N 22К (1706))Следует также учитывать, что соответствие предмета аудита программ (проектов) (аспектов предмета аудита) практикам (например, существующим, лучшим практикам) осуществляется с учетом отражения таких практик в определенных документах. Примерами таких документов являются, в частности: приказ Минстроя России от 1 сентября 2017 г. N 1192/пр "О Федеральном реестре лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству", Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, опубликованный Минфином России в 2023 году <13>, документ Минфина России ПЗ-14/2020 "О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции" <14>.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<6> Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9 - 24; Левина В.В. Вовлеченность граждан как фактор развития инициативного бюджетирования в Тульской области // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. N 1. С. 28 - 34; Цветова Г.В. Инициативное бюджетирование как инструмент гражданского участия в бюджетном процессе // Экономика и предпринимательство. 2018. N 2 (91). С. 76 - 79; и др.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<6> Вагин В.В., Шугрина Е.С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. N 2. С. 9 - 24; Левина В.В. Вовлеченность граждан как фактор развития инициативного бюджетирования в Тульской области // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2020. N 1. С. 28 - 34; Цветова Г.В. Инициативное бюджетирование как инструмент гражданского участия в бюджетном процессе // Экономика и предпринимательство. 2018. N 2 (91). С. 76 - 79; и др.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<18> Под инициативным бюджетированием понимается совокупность практик вовлечения в бюджетный процесс в Российской Федерации граждан, объединенных идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, с последующим контролем за реализацией отобранных проектов со стороны граждан (см.: Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, утв. Министерством финансов РФ на 31.12.2020 // URL: https://minfin.gov.ru).
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<18> Под инициативным бюджетированием понимается совокупность практик вовлечения в бюджетный процесс в Российской Федерации граждан, объединенных идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, с последующим контролем за реализацией отобранных проектов со стороны граждан (см.: Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, утв. Министерством финансов РФ на 31.12.2020 // URL: https://minfin.gov.ru).
Статья: Участие граждан в бюджетном процессе: опыт самообложения и инициативного бюджетирования
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<3> Поветкина Н.А. Трансформация и особенности архитектуры бюджетного права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9. С. 89.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<3> Поветкина Н.А. Трансформация и особенности архитектуры бюджетного права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9. С. 89.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)<27> Автор резюмирует: "Как видно из этих немногочисленных примеров, существуют различные практики инициативного бюджетирования, при которых участие жителей наблюдается на тех или иных этапах распределения бюджетных средств. Но к формам партисипативной демократии мы можем отнести только практику партисипаторного бюджетирования, а не весь механизм инициативного бюджетирования. Так как участие населения проявляется на всех этапах распределения бюджета: участие в реализации местной инициативы путем выбора объекта для финансирования; участие в работе комиссий, которые отбирают проекты для финансирования; участие в контроле за ходом реализации проекта, финансируемого из средств местного бюджета и софинансируемого населением". См.: Усманова Р.М. Практики инициативного бюджетирования как формы партисипативной демократии на местном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 4 (доступ из СПС "КонсультантПлюс").
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)<27> Автор резюмирует: "Как видно из этих немногочисленных примеров, существуют различные практики инициативного бюджетирования, при которых участие жителей наблюдается на тех или иных этапах распределения бюджетных средств. Но к формам партисипативной демократии мы можем отнести только практику партисипаторного бюджетирования, а не весь механизм инициативного бюджетирования. Так как участие населения проявляется на всех этапах распределения бюджета: участие в реализации местной инициативы путем выбора объекта для финансирования; участие в работе комиссий, которые отбирают проекты для финансирования; участие в контроле за ходом реализации проекта, финансируемого из средств местного бюджета и софинансируемого населением". См.: Усманова Р.М. Практики инициативного бюджетирования как формы партисипативной демократии на местном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 4 (доступ из СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Если цель правотворческой инициативы - внесение проекта нормативного правового акта в органы местного самоуправления, территорией воздействия которого является весь муниципальный округ, то цель инициативного проекта - реализация мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части по решению вопросов местного значения с участием населения и предприятий в финансировании таких мероприятий (инициативное бюджетирование).
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Если цель правотворческой инициативы - внесение проекта нормативного правового акта в органы местного самоуправления, территорией воздействия которого является весь муниципальный округ, то цель инициативного проекта - реализация мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части по решению вопросов местного значения с участием населения и предприятий в финансировании таких мероприятий (инициативное бюджетирование).
Статья: Самообложение как форма самоорганизации граждан
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Инициаторы внедрения нового института полагали, что механизм инициативного бюджетирования, как более гибкий и удобный, со временем может вытеснить механизм самообложения. Эта уверенность строилась на том, что: во-первых, он не предполагает затрат времени и средств на проведение референдумов; во-вторых, инициативную группу сформировать легче, чем убедить всех жителей поселения; в-третьих, свои проекты по инициативному бюджетированию могут подавать уже сложившиеся ячейки гражданского общества - ТОСы, спортивные клубы, коллективы самодеятельности и т.д.; в-четвертых, действие закона распространяется на все типы муниципалитетов <15>.
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Инициаторы внедрения нового института полагали, что механизм инициативного бюджетирования, как более гибкий и удобный, со временем может вытеснить механизм самообложения. Эта уверенность строилась на том, что: во-первых, он не предполагает затрат времени и средств на проведение референдумов; во-вторых, инициативную группу сформировать легче, чем убедить всех жителей поселения; в-третьих, свои проекты по инициативному бюджетированию могут подавать уже сложившиеся ячейки гражданского общества - ТОСы, спортивные клубы, коллективы самодеятельности и т.д.; в-четвертых, действие закона распространяется на все типы муниципалитетов <15>.
Статья: Информационно-мировоззренческая безопасность в области образования как фактор безопасного социально-экономического развития
(Душакова Л.А., Шмалий О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)<21> Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации (утв. Минфином России) (в ред. от 22.12.2021). URL: https://minfin.gov.ru/ по состоянию на 31.12.2020.
(Душакова Л.А., Шмалий О.В.)
("Юрист", 2024, N 4)<21> Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации (утв. Минфином России) (в ред. от 22.12.2021). URL: https://minfin.gov.ru/ по состоянию на 31.12.2020.