Инициативная группа граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Инициативная группа граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""К. как член инициативной группы, получивший доступ к персональным данным, должен соблюдать все нормы и требования федерального законодательства о персональных данных. При этом с учетом вышеприведенных положений закона обязанность не разглашать полученные сведения о персональных данных не ставится в зависимость от указания либо не указания на такую обязанность в документе (в данном случае в подписном листе). Становясь оператором данных, либо лицом, получающим доступ к ним, такое лицо в силу требований закона должно соблюдать требования. Отсутствие записи в подписном листе, в приложении 2 к Порядку не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца как гражданина и как члена инициативной группы, требованиям законодательства не противоречит. В судебном заседании представитель административного истца К. пояснил, что случаев привлечения истца к ответственности не имелось, возврата подписных листов и иных документов либо отказа в реализации правотворческой инициативы не было."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Субъектный состав инициативного бюджетирования шире и конкретней, чем в случае самообложения. Закон наделяет правом внесения инициативных проектов инициативные группы граждан; органы территориального общественного самоуправления (ТОС); старост сельского поселения; социально ориентированные некоммерческие и иные организации, общественные объединения, ассоциации, союзы, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования <34>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Субъектный состав инициативного бюджетирования шире и конкретней, чем в случае самообложения. Закон наделяет правом внесения инициативных проектов инициативные группы граждан; органы территориального общественного самоуправления (ТОС); старост сельского поселения; социально ориентированные некоммерческие и иные организации, общественные объединения, ассоциации, союзы, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования <34>.
Статья: Территориальное общественное самоуправление
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организацию учредительного собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее 3 человек, проживающих на соответствующей территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организацию учредительного собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее 3 человек, проживающих на соответствующей территории.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Проекты нормативных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Проекты нормативных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Мероприятие рекомендуется проводить инициативной группой граждан, членами общественных организаций правоохранительной направленности (добровольцами) в составе, как правило, не менее двух человек.
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Мероприятие рекомендуется проводить инициативной группой граждан, членами общественных организаций правоохранительной направленности (добровольцами) в составе, как правило, не менее двух человек.
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) должен быть гражданином страны старше 21 года (Беларусь, Украина, Кыргызстан, Латвия, Эстония) или 25 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Литва, Казахстан, Грузия, Армения). Кандидат в депутаты должен постоянно проживать на территории страны (Литва) либо проживать в стране в течение последних пяти лет (Украина, Армения, Узбекистан) или десяти лет (Казахстан, Туркменистан, Грузия). Кандидат в депутаты в ряде стран должен являться гражданином страны последние пять лет (Таджикистан, Армения) или десяти лет (Казахстан), иметь высшее образование (Таджикистан) или знать государственный язык (Грузия). В Грузии депутатом парламента не может быть избран гражданин, не проживший в Грузии последние два года перед выборами и не состоящий на консульском учете. Для членов верхней палаты двухпалатного парламента устанавливаются повышенные требования. Так, член верхней палаты должен быть не моложе 30 лет (Беларусь, Казахстан, Туркменистан) или 35 лет (Таджикистан). Член верхней палаты также должен постоянно проживать на территории административно-территориального образования, от которого избран, в течение трех лет (Казахстан) или пяти лет (Беларусь) либо состоять в гражданстве страны последние семь лет (Таджикистан). Члены верхней палаты парламента должны иметь высшее образование (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан) и стаж работы не менее пяти лет (Казахстан). Кандидат в депутаты парламента (нижней палаты) выдвигается политическими партиями или блоками (большинство стран СНГ и Балтии), трудовыми коллективами (Беларусь) или общественными объединениями (Туркменистан). В ряде стран допускается самовыдвижение кандидата (Литва, Узбекистан, Азербайджан, Эстония), выдвижение инициативной группой граждан (Узбекистан, Армения, Туркменистан). Кандидат в депутаты должен собрать установленное число подписей избирателей или внести залог. Кандидаты в члены верхних палат парламентов зарубежных стран СНГ выдвигаются в порядке самовыдвижения (Казахстан), местными представительными органами (Казахстан, Таджикистан) либо президиумами этих органов (Беларусь), а также местными исполнительными органами власти (Беларусь). В большинстве стран выборы проводятся на альтернативной основе, однако в Армении допускаются выборы депутатов парламента на безальтернативной основе.
Статья: Особенности организации поселков старателей в системе местного самоуправления Российской Федерации
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Первым вариантом решения данного вопроса является создание городского поселения внутри муниципального района на базе инфраструктуры рабочего поселка старателей. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существует возможность выделения из состава или создания внутри другого муниципального образования по инициативе граждан, проживающих на данной территории <9>. Более подробно этапы формирования инициативной группы граждан и дальнейший процесс создания нового муниципального образования регламентируется законами субъектов. Например, присутствует четкое описание данного муниципального процесса в статье 8 Закона Иркутской области от 15 декабря 1997 года N 44-ОЗ "О местном самоуправлении в Иркутской области" <10>.
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Первым вариантом решения данного вопроса является создание городского поселения внутри муниципального района на базе инфраструктуры рабочего поселка старателей. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существует возможность выделения из состава или создания внутри другого муниципального образования по инициативе граждан, проживающих на данной территории <9>. Более подробно этапы формирования инициативной группы граждан и дальнейший процесс создания нового муниципального образования регламентируется законами субъектов. Например, присутствует четкое описание данного муниципального процесса в статье 8 Закона Иркутской области от 15 декабря 1997 года N 44-ОЗ "О местном самоуправлении в Иркутской области" <10>.
Статья: Самообложение как форма самоорганизации граждан
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Исходя из Закона, инициативный проект следует понимать как документ, содержащий обоснование необходимости выделения бюджетных средств на решение конкретного вопроса местного значения в интересах жителей поселения или его части. Проект с развернутым обоснованием подается в местную администрацию. Инициаторами его разработки могут выступить: инициативная группа численностью не менее 10 граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования; органы территориального общественного самоуправления; староста сельского населенного пункта. Использование имеющихся общественных структур для выработки инициативных предложений облегчает процесс их подготовки, поскольку инициативные группы граждан уже изначально нацелены на решение вопросов местного значения <17>.
(Малый А.Ф., Качалов П.Н., Артемова О.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Исходя из Закона, инициативный проект следует понимать как документ, содержащий обоснование необходимости выделения бюджетных средств на решение конкретного вопроса местного значения в интересах жителей поселения или его части. Проект с развернутым обоснованием подается в местную администрацию. Инициаторами его разработки могут выступить: инициативная группа численностью не менее 10 граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования; органы территориального общественного самоуправления; староста сельского населенного пункта. Использование имеющихся общественных структур для выработки инициативных предложений облегчает процесс их подготовки, поскольку инициативные группы граждан уже изначально нацелены на решение вопросов местного значения <17>.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Однако именно в этой стране в ходе проведенного эксперимента по внедрению электронного голосования выявлены существенные недостатки такого волеизъявления. На муниципальных выборах в 2006 г. один кандидат набрал 181 голос на одном избирательном участке, в то же время на всех остальных в сумме он получил только одиннадцать голосов. Окружной прокурор в этой связи был вынужден вызвать для дачи показаний всех избирателей, проголосовавших на данном избирательном участке. В результате выяснилось, что подозреваемый кандидат набрал лишь незначительное число голосов. В марте 2007 г. инициативная группа граждан подала иск об отмене решения о сертификации аппаратов фирмы "Недап". В ходе эксперимента в прямом эфире телевидения одному немецкому хакеру удалось взломать одну из избирательных машин и установить на нее вредоносное программное обеспечение при помощи электронного ключа, купленного за 1,5 долл. Всего за 5 минут можно заменить карты памяти на этих машинах с целью изменения итогов голосования. Также было установлено, что даже с расстояния 40 метров можно осуществить удаленный несанкционированный доступ к базам данных избирательной машины марки SDU для слежки за волеизъявлением граждан при помощи радиоэмиссии. По результатам рассмотрения иска 1 октября 2007 г. окружной суд Амстердама отменил решение о сертификации всех аппаратов для голосования фирмы "Недап" (всего 1 187 штук). В силу этого Нидерланды вернулись с 2008 г. к голосованию посредством бумажных бюллетеней.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Однако именно в этой стране в ходе проведенного эксперимента по внедрению электронного голосования выявлены существенные недостатки такого волеизъявления. На муниципальных выборах в 2006 г. один кандидат набрал 181 голос на одном избирательном участке, в то же время на всех остальных в сумме он получил только одиннадцать голосов. Окружной прокурор в этой связи был вынужден вызвать для дачи показаний всех избирателей, проголосовавших на данном избирательном участке. В результате выяснилось, что подозреваемый кандидат набрал лишь незначительное число голосов. В марте 2007 г. инициативная группа граждан подала иск об отмене решения о сертификации аппаратов фирмы "Недап". В ходе эксперимента в прямом эфире телевидения одному немецкому хакеру удалось взломать одну из избирательных машин и установить на нее вредоносное программное обеспечение при помощи электронного ключа, купленного за 1,5 долл. Всего за 5 минут можно заменить карты памяти на этих машинах с целью изменения итогов голосования. Также было установлено, что даже с расстояния 40 метров можно осуществить удаленный несанкционированный доступ к базам данных избирательной машины марки SDU для слежки за волеизъявлением граждан при помощи радиоэмиссии. По результатам рассмотрения иска 1 октября 2007 г. окружной суд Амстердама отменил решение о сертификации всех аппаратов для голосования фирмы "Недап" (всего 1 187 штук). В силу этого Нидерланды вернулись с 2008 г. к голосованию посредством бумажных бюллетеней.
Статья: Муниципальные процессуальные отношения и их виды
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Кроме указанного критерия, разграничение материальных и процессуальных правоотношений можно провести по статусу их участников. Таковыми являются только субъекты, наделенные соответствующим полномочием, которое закреплено в законодательном или ином нормативном правовом акте и названные в нем как носители соответствующего полномочия. Применительно к нашему примеру субъектами обоих видов муниципальных правовых отношений являются население в лице соответствующей инициативной группы граждан, представительный орган муниципального образования и глава муниципального образования.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Кроме указанного критерия, разграничение материальных и процессуальных правоотношений можно провести по статусу их участников. Таковыми являются только субъекты, наделенные соответствующим полномочием, которое закреплено в законодательном или ином нормативном правовом акте и названные в нем как носители соответствующего полномочия. Применительно к нашему примеру субъектами обоих видов муниципальных правовых отношений являются население в лице соответствующей инициативной группы граждан, представительный орган муниципального образования и глава муниципального образования.
Статья: Цифровые технологии в правотворческой деятельности
(Антонова Е.Г., Лавелина В.С.)
("Право и цифровая экономика", 2020, N 4)Действующее законодательство предусматривает возможность инициировать разработку нормативных актов по вопросам местного значения. В частности, с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Размещение проектов нормативных правовых актов на соответствующей цифровой платформе позволяет систематизировать информацию по вопросам обсуждения законопроекта, создает дополнительные гарантии реализации права граждан на местное самоуправление.
(Антонова Е.Г., Лавелина В.С.)
("Право и цифровая экономика", 2020, N 4)Действующее законодательство предусматривает возможность инициировать разработку нормативных актов по вопросам местного значения. В частности, с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Размещение проектов нормативных правовых актов на соответствующей цифровой платформе позволяет систематизировать информацию по вопросам обсуждения законопроекта, создает дополнительные гарантии реализации права граждан на местное самоуправление.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, достигших возраста 18 лет, численностью не выше 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Субъекты инициативного проекта: 1) группа не менее 10 граждан, которые должны отвечать критериям достижения возраста 16 лет и проживать на территории соответствующего муниципального образования; 2) органы территориального общественного самоуправления; 3) староста населенного пункта. Представительный орган муниципального образования вправе принять нормативный правовой акт, которым расширить круг инициаторов за счет иных лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, достигших возраста 18 лет, численностью не выше 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Субъекты инициативного проекта: 1) группа не менее 10 граждан, которые должны отвечать критериям достижения возраста 16 лет и проживать на территории соответствующего муниципального образования; 2) органы территориального общественного самоуправления; 3) староста населенного пункта. Представительный орган муниципального образования вправе принять нормативный правовой акт, которым расширить круг инициаторов за счет иных лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Согласно ст. 26 Закона 2003 г. с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается таким актом и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Согласно ст. 26 Закона 2003 г. с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается таким актом и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности субъектов общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 3)Считаем, что в ч. 1 и 3 ст. 102 ФЗ N 44 законодателю необходимо установить исчерпывающий перечень независимых от органов государственной власти и местного самоуправления субъектов общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. К таким субъектам следует отнести граждан, инициативные группы граждан в рамках контроля в сфере муниципальных закупок, общественные палаты, общественные движения, общественные фонды, общественные организации, политические партии и объединения юридических лиц. Это предложение основывается на анализе данных о количестве зарегистрированных в России общественных объединений <2>.
(Петелин А.Л.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 3)Считаем, что в ч. 1 и 3 ст. 102 ФЗ N 44 законодателю необходимо установить исчерпывающий перечень независимых от органов государственной власти и местного самоуправления субъектов общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. К таким субъектам следует отнести граждан, инициативные группы граждан в рамках контроля в сфере муниципальных закупок, общественные палаты, общественные движения, общественные фонды, общественные организации, политические партии и объединения юридических лиц. Это предложение основывается на анализе данных о количестве зарегистрированных в России общественных объединений <2>.