Информирование граждан о мерах социальной поддержки
Подборка наиболее важных документов по запросу Информирование граждан о мерах социальной поддержки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы и меры соцподдержки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона N 178-ФЗ; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона N 178-ФЗ; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Ситуация: В каком порядке осуществляется региональная ежемесячная выплата в связи с рождением третьего и последующих детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Нормативные акты
Приказ СФР от 03.03.2025 N 235
"Об утверждении Административного регламента Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Информирование из государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" граждан о предоставленных (предоставляемых) им мерах социальной защиты (поддержки)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2025 N 81727)Зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2025 г. N 81727
"Об утверждении Административного регламента Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Информирование из государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" граждан о предоставленных (предоставляемых) им мерах социальной защиты (поддержки)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2025 N 81727)Зарегистрировано в Минюсте России 2 апреля 2025 г. N 81727
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"Статья 5.2. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"Статья 5.2. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах
Ситуация: Кому положена ЕДВ и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Ситуация: Кто имеет право на льготы (компенсацию расходов) на проезд к месту лечения и обратно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Статья: Проблемы правового обеспечения социально значимых услуг в Российской Федерации в условиях цифровизации
(Громаков С.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Исходя из вышесказанного соответствующий уровень развития предоставления социально значимых услуг учитывает и организацию упрощенного доступа граждан к административным услугам. В Российской Федерации отдельные аспекты цифровизации системы предоставления социально значимых услуг указаны в Национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", рассчитанной до 2024 г. <17>. В 2019 г. было внесено дополнение в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <18> в виде ст. 5.2 "Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах", наделяющей граждан Российской Федерации правом получать информацию о таких мерах и услугах через портал Госуслуг посредством уведомлений. А в 2021 г. в Российской Федерации была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, на период до 2025 г., определяющая направления совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на базе цифровых технологий <19>. Несмотря на то что данные нормативно-правовые акты содержат нормы, которые регулируют одну сферу, между ними есть несогласованность между перечнем услуг, которые должны быть в первую очередь цифровизированы, и сроками ее осуществления. Это является следствием несогласованности государственной политики в данной сфере. Путаница на уровне программных документов может привести к замедлению внедрения мер в жизнь, сделать невозможным осуществление последовательной государственной политики в сфере электронного управления. Таким образом, на сегодняшний день является важным согласование нормативной базы, которая регламентирует предоставление электронных социально значимых услуг.
(Громаков С.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Исходя из вышесказанного соответствующий уровень развития предоставления социально значимых услуг учитывает и организацию упрощенного доступа граждан к административным услугам. В Российской Федерации отдельные аспекты цифровизации системы предоставления социально значимых услуг указаны в Национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", рассчитанной до 2024 г. <17>. В 2019 г. было внесено дополнение в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <18> в виде ст. 5.2 "Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах", наделяющей граждан Российской Федерации правом получать информацию о таких мерах и услугах через портал Госуслуг посредством уведомлений. А в 2021 г. в Российской Федерации была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, на период до 2025 г., определяющая направления совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на базе цифровых технологий <19>. Несмотря на то что данные нормативно-правовые акты содержат нормы, которые регулируют одну сферу, между ними есть несогласованность между перечнем услуг, которые должны быть в первую очередь цифровизированы, и сроками ее осуществления. Это является следствием несогласованности государственной политики в данной сфере. Путаница на уровне программных документов может привести к замедлению внедрения мер в жизнь, сделать невозможным осуществление последовательной государственной политики в сфере электронного управления. Таким образом, на сегодняшний день является важным согласование нормативной базы, которая регламентирует предоставление электронных социально значимых услуг.
Статья: Особенности взаимодействия Социального фонда России с обязанными субъектами в условиях цифровизации государственного управления
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Единая социальная цифровая платформа воплощает в себе идеи социального казначейства, что свидетельствует о системном подходе к модернизации государственной социально-правовой инфраструктуры, направленной на повышение эффективности и доступности социальных услуг для граждан. Говоря о "социальном казначействе", представители власти неоднократно в качестве его отличительной черты называли систему "одного окна", позволяющую получить услуги в одном месте, исключив обращение во множество органов <12>. Можно считать, что Единая социальная цифровая платформа - это один из определяющих инструментов системы "социального казначейства", которая будет применяться наряду с проактивным информированием о положенных гражданам мерах социальной поддержки.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)Единая социальная цифровая платформа воплощает в себе идеи социального казначейства, что свидетельствует о системном подходе к модернизации государственной социально-правовой инфраструктуры, направленной на повышение эффективности и доступности социальных услуг для граждан. Говоря о "социальном казначействе", представители власти неоднократно в качестве его отличительной черты называли систему "одного окна", позволяющую получить услуги в одном месте, исключив обращение во множество органов <12>. Можно считать, что Единая социальная цифровая платформа - это один из определяющих инструментов системы "социального казначейства", которая будет применяться наряду с проактивным информированием о положенных гражданам мерах социальной поддержки.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" ПФР (ИС ЕКЦ) - с 2021 г. ПФР наделен полномочиями оператора информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (ИС ЕКЦ) для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Внедрение ИС ЕКЦ даст возможность реализовать единые подходы проактивного информирования граждан в рамках жизненных ситуаций, осуществить подключение к ЕКЦ всех органов и организаций регионального и муниципального уровня, предоставляющих меры социальной поддержки.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" ПФР (ИС ЕКЦ) - с 2021 г. ПФР наделен полномочиями оператора информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" (ИС ЕКЦ) для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Внедрение ИС ЕКЦ даст возможность реализовать единые подходы проактивного информирования граждан в рамках жизненных ситуаций, осуществить подключение к ЕКЦ всех органов и организаций регионального и муниципального уровня, предоставляющих меры социальной поддержки.
Ситуация: Предоставляются ли социальные услуги получателям ежемесячной денежной выплаты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Ситуация: Какие существуют льготы по оплате проезда детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для больных сахарным диабетом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказ Минтруда России от 28.05.2019 N 360).
Ситуация: Предоставляются ли льготы для вдов ветеранов ВОВ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказы Минтруда России от 28.05.2019 N N 360 и 362).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. п. 1, 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1910; Приказы Минтруда России от 28.05.2019 N N 360 и 362).