Информация о состоянии окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Информация о состоянии окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Учитывая, что истцом не опровергнут факт результатов химического анализа сточных вод, полученных в ходе контрольного мероприятия, проведенного ответчиком, суд пришел к выводу, что платежная база, сформированная на основе данных производственного экологического контроля без учета имеющихся результатов количественного химического анализа сточных вод, полученных по результатам контрольных мероприятий, не может являться полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Учитывая, что истцом не опровергнут факт результатов химического анализа сточных вод, полученных в ходе контрольного мероприятия, проведенного ответчиком, суд пришел к выводу, что платежная база, сформированная на основе данных производственного экологического контроля без учета имеющихся результатов количественного химического анализа сточных вод, полученных по результатам контрольных мероприятий, не может являться полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право на доступ к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Таким образом, действующее правовое регулирование содержит важное положение о том, что право на доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничено."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Определено, какие сведения о состоянии окружающей среды Росгидромет будет предоставлять бесплатно (10.09.2025)
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: актуальные проблемы обеспечения
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)К другим непосредственно связанным с правом на благоприятную окружающую среду правам человека можно отнести право на свободу передвижения, свободу выбора места проживания и жительства, право на жилище, право на отдых, реализация которых напрямую зависит от качества окружающей среды и степени ее благоприятности, а также закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды связано с правом на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими основные права и свободы, кроме того, с правом на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом <22>.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)К другим непосредственно связанным с правом на благоприятную окружающую среду правам человека можно отнести право на свободу передвижения, свободу выбора места проживания и жительства, право на жилище, право на отдых, реализация которых напрямую зависит от качества окружающей среды и степени ее благоприятности, а также закрепленное в ст. 42 Конституции Российской Федерации право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды связано с правом на ознакомление с документами и материалами, затрагивающими основные права и свободы, кроме того, с правом на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом <22>.
Статья: Сравнительно-правовое исследование конституционных экологических прав в Республике Армения и Республике Азербайджан: проблемы правового регулирования
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2024, N 10)Право на сбор информации о состоянии окружающей среды предполагает результативное получение сведений именно на момент подачи обращения гражданина или другого субъекта права, запроса органа государственной власти и т.д.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2024, N 10)Право на сбор информации о состоянии окружающей среды предполагает результативное получение сведений именно на момент подачи обращения гражданина или другого субъекта права, запроса органа государственной власти и т.д.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды, анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды, анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
Статья: Правовое основание применения данных дистанционного зондирования Земли для оценки качества атмосферного воздуха
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В статье рассматриваются вопросы реализации конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды благодаря использованию данных дистанционного зондирования Земли о состоянии атмосферного воздуха. Рассмотрено определение, цели, задачи и формы получения данных дистанционного зондирования Земли, уделено внимание практическим аспектам применения данной технологии в отношении изучения состояния атмосферного воздуха, рассмотрены актуальные проблемы, возникающие при реализации указанного метода.
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В статье рассматриваются вопросы реализации конституционного права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды благодаря использованию данных дистанционного зондирования Земли о состоянии атмосферного воздуха. Рассмотрено определение, цели, задачи и формы получения данных дистанционного зондирования Земли, уделено внимание практическим аспектам применения данной технологии в отношении изучения состояния атмосферного воздуха, рассмотрены актуальные проблемы, возникающие при реализации указанного метода.
Статья: Гражданско-правовые способы защиты экологических прав в Российской Федерации
(Фицай Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Способы защиты экологических прав фрагментированно регламентируются в специальном природоохранном законодательстве: в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) закреплены такие способы, как возмещение вреда, причиненного окружающей среде, обращение в суд с требованием о возмещении вреда окружающей среде, а также ограничение, приостановление или прекращение деятельности, нарушающей требования в области охраны окружающей среды. К числу способов защиты экологических прав также следует отнести обращения граждан в органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Круг вопросов, входящих в число обращений, может касаться получения информации о состоянии окружающей среды.
(Фицай Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Способы защиты экологических прав фрагментированно регламентируются в специальном природоохранном законодательстве: в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) закреплены такие способы, как возмещение вреда, причиненного окружающей среде, обращение в суд с требованием о возмещении вреда окружающей среде, а также ограничение, приостановление или прекращение деятельности, нарушающей требования в области охраны окружающей среды. К числу способов защиты экологических прав также следует отнести обращения граждан в органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Круг вопросов, входящих в число обращений, может касаться получения информации о состоянии окружающей среды.
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Есть основания предполагать, учитывая общие тенденции унификации информационных систем в сфере "общество - природа", что платформа "Водные данные", создаваемая как интегрированная государственная информационная система в сфере использования и охраны вод, в свою очередь должна стать частью Федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Создание этой системы имеет целью обеспечение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), сбора, обработки и анализа такой информации, а также оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов. В числе прочего эта информационная система должна будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и иных компонентов природной среды, о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду <25>.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Есть основания предполагать, учитывая общие тенденции унификации информационных систем в сфере "общество - природа", что платформа "Водные данные", создаваемая как интегрированная государственная информационная система в сфере использования и охраны вод, в свою очередь должна стать частью Федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды. Создание этой системы имеет целью обеспечение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций и населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), сбора, обработки и анализа такой информации, а также оценки состояния окружающей среды и прогнозирования его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов. В числе прочего эта информационная система должна будет содержать информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и иных компонентов природной среды, о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами производства и потребления, о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду <25>.
Статья: Виды гражданских прав, законных интересов физических и юридических лиц, реализуемых при участии нотариуса
(Каплунова Н.А.)
("Нотариус", 2024, N 2)Таким образом, в зависимости от необходимости участия нотариуса в реализации физическими и юридическими лицами гражданских прав и законных интересов следует выделять четыре соответствующие группы. Во-первых, права и интересы, реализуемые исключительно на основании нотариальных действий с обязательным участием нотариуса, - в случаях прямого указания на это в законе (например, право наследования). Во-вторых, права и интересы с необязательным (факультативным) участием нотариуса - у лица есть альтернативные возможности реализации того или иного права (например, право частной собственности возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, но закон не требует нотариальной формы такой сделки). В-третьих, права и интересы, частично реализуемые на основании нотариальных действий, дополняющих процедуру реализации того или иного права и интереса (например, интерес лица, направленный на ведение предпринимательской деятельности, может быть реализован после прохождения процедуры государственной регистрации. Нотариус подает документы на государственную регистрацию, но сама предпринимательская деятельность протекает без участия нотариуса). В-четвертых, права и интересы, при реализации которых участие нотариуса невозможно (например, право на пользование культурными учреждениями, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуются без применения нотариальных процедур). Разработанная классификация будет способствовать совершенствованию нотариального законодательства в части его систематизации и повышения эффективности применения. Данная классификация применима при научных исследованиях проблематики правового статуса нотариуса.
(Каплунова Н.А.)
("Нотариус", 2024, N 2)Таким образом, в зависимости от необходимости участия нотариуса в реализации физическими и юридическими лицами гражданских прав и законных интересов следует выделять четыре соответствующие группы. Во-первых, права и интересы, реализуемые исключительно на основании нотариальных действий с обязательным участием нотариуса, - в случаях прямого указания на это в законе (например, право наследования). Во-вторых, права и интересы с необязательным (факультативным) участием нотариуса - у лица есть альтернативные возможности реализации того или иного права (например, право частной собственности возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, но закон не требует нотариальной формы такой сделки). В-третьих, права и интересы, частично реализуемые на основании нотариальных действий, дополняющих процедуру реализации того или иного права и интереса (например, интерес лица, направленный на ведение предпринимательской деятельности, может быть реализован после прохождения процедуры государственной регистрации. Нотариус подает документы на государственную регистрацию, но сама предпринимательская деятельность протекает без участия нотариуса). В-четвертых, права и интересы, при реализации которых участие нотариуса невозможно (например, право на пользование культурными учреждениями, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуются без применения нотариальных процедур). Разработанная классификация будет способствовать совершенствованию нотариального законодательства в части его систематизации и повышения эффективности применения. Данная классификация применима при научных исследованиях проблематики правового статуса нотариуса.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Готовое решение: Что такое секрет производства (ноу-хау) и как он охраняется
(КонсультантПлюс, 2025)Не могут стать секретом производства сведения, к которым у третьих лиц есть доступ на законном основании. Речь идет о сведениях, которые вы обязаны раскрывать или к которым не вправе ограничивать доступ в силу закона или иного правового акта (п. 2 ст. 1465 ГК РФ). Например, это информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) (пп. 2 п. 4 ст. 8 Закона об информации).
(КонсультантПлюс, 2025)Не могут стать секретом производства сведения, к которым у третьих лиц есть доступ на законном основании. Речь идет о сведениях, которые вы обязаны раскрывать или к которым не вправе ограничивать доступ в силу закона или иного правового акта (п. 2 ст. 1465 ГК РФ). Например, это информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) (пп. 2 п. 4 ст. 8 Закона об информации).