Информационное общество
Подборка наиболее важных документов по запросу Информационное общество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФ"Как прямо следует из положений статьи 20.3.3 КоАП Российской Федерации, противоправными и наказуемыми признаются действия, которые носят публичный характер и направлены на дискредитацию указанной в них деятельности. Понятие "публичный характер" является в определенной степени оценочным с учетом многообразия форм придания действиям публичного характера в современном информационном обществе, однако, согласно неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции (определения от 25 сентября 2014 года N 2055-О, от 28 марта 2017 года N 665-О, от 28 ноября 2019 года N 3245-О и др.), это не препятствует квалификации конкретных действий в таком качестве. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не определяет специальным образом понятие дискредитации для целей его статьи 20.3.3, и, соответственно, данному понятию не придается какого-то особого, отличного от общепринятого значения дискредитации, под которой понимается подрыв доверия отдельных граждан и общества в целом к кому-либо, к чьим-либо действиям (деятельности). Объективное многообразие форм действий, направленных на такой подрыв доверия (лингвистических, визуальных и других), позволяет законодателю в данном случае не конкретизировать понятие дискредитации, поскольку направленность носящих публичный характер действий именно на таковую подлежит установлению при рассмотрении дела о соответствующем административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные гарантии свободы слова в информационном обществе в условиях цифровизации
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6
(Свиридова Н.В., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6
Статья: Права человека в информационном обществе
(Фомина С.Е.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)"Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12
(Фомина С.Е.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)"Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12
Нормативные акты
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<10> См.: Южаков В.Н., Ефремов А.А. Выявление системных правовых ограничений цифровизации государственного управления: текущее состояние и перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2020. N 3 (42). С. 156 - 166; Ефремов А.А., Южаков В.Н. Механизмы выявления правовых ограничений цифровизации государственного управления // Информационное общество. 2020. N 4. С. 80 - 88; Ефремов А.А. К формированию механизма выявления и устранения системных правовых ограничений цифровизации государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. N 4. С. 59 - 83.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<10> См.: Южаков В.Н., Ефремов А.А. Выявление системных правовых ограничений цифровизации государственного управления: текущее состояние и перспективы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2020. N 3 (42). С. 156 - 166; Ефремов А.А., Южаков В.Н. Механизмы выявления правовых ограничений цифровизации государственного управления // Информационное общество. 2020. N 4. С. 80 - 88; Ефремов А.А. К формированию механизма выявления и устранения системных правовых ограничений цифровизации государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. N 4. С. 59 - 83.
Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)1. В современном информационном обществе, где СМИ, блогеры играют огромную роль в формировании общественного мнения, обеспечение информационной изоляции присяжных заседателей становится одной из важнейших задач. Присяжные заседатели, не обладающие юридическим образованием, могут испытывать обоснованные трудности в понимании сложных юридических вопросов, связанных с квалификацией преступления, оценкой доказательств и применением норм права. Результаты проведенного В.А. Фалилеевым исследования, основанного на интервьюировании присяжных заседателей, свидетельствуют о выраженной тенденции к гипертрофированному восприятию принципа презумпции невиновности. Данная тенденция проявляется в том, что присяжные заседатели, руководствуясь принципом "лучше оправдать виновного, чем осудить невиновного", склонны выносить оправдательные вердикты даже в ситуациях, когда представленные доказательства оставляют у них определенные сомнения в виновности подсудимого <16>.
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)1. В современном информационном обществе, где СМИ, блогеры играют огромную роль в формировании общественного мнения, обеспечение информационной изоляции присяжных заседателей становится одной из важнейших задач. Присяжные заседатели, не обладающие юридическим образованием, могут испытывать обоснованные трудности в понимании сложных юридических вопросов, связанных с квалификацией преступления, оценкой доказательств и применением норм права. Результаты проведенного В.А. Фалилеевым исследования, основанного на интервьюировании присяжных заседателей, свидетельствуют о выраженной тенденции к гипертрофированному восприятию принципа презумпции невиновности. Данная тенденция проявляется в том, что присяжные заседатели, руководствуясь принципом "лучше оправдать виновного, чем осудить невиновного", склонны выносить оправдательные вердикты даже в ситуациях, когда представленные доказательства оставляют у них определенные сомнения в виновности подсудимого <16>.
Статья: Гражданско-правовое значение разметки данных
(Калятин В.О.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)Подводя итог этому небольшому анализу разметки данных, можно признать, что в изменившихся технологических условиях она выступает в роли не просто аннотации (в традиционном ее понимании) к соответствующим материалам. Разметка становится важным элементом базы данных, обеспечивающим новые возможности ее использования и создающим условия для разработки эффективных моделей искусственного интеллекта. Право должно прореагировать на эти изменения, обеспечив разметке данных место, соответствующее ее роли в современном информационном обществе.
(Калятин В.О.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)Подводя итог этому небольшому анализу разметки данных, можно признать, что в изменившихся технологических условиях она выступает в роли не просто аннотации (в традиционном ее понимании) к соответствующим материалам. Разметка становится важным элементом базы данных, обеспечивающим новые возможности ее использования и создающим условия для разработки эффективных моделей искусственного интеллекта. Право должно прореагировать на эти изменения, обеспечив разметке данных место, соответствующее ее роли в современном информационном обществе.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 384-ФЗ, он направлен на обеспечение возможности заявителя по своему выбору подать документы и получить результат предоставления услуги вне зависимости от места его постоянной и (или) временной регистрации и тем самым на создание условий для реализации положений таких актов, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 384-ФЗ, он направлен на обеспечение возможности заявителя по своему выбору подать документы и получить результат предоставления услуги вне зависимости от места его постоянной и (или) временной регистрации и тем самым на создание условий для реализации положений таких актов, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)<*> Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема N FZNF-2023-0004 "Цифровизация и формирование современного информационного общества: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты").
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)<*> Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема N FZNF-2023-0004 "Цифровизация и формирование современного информационного общества: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты").
Статья: К вопросу об основных принципах правового регулирования отрасли машиностроения в условиях развития информационного общества и перехода к обществу знаний
(Лескина Э.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11
(Лескина Э.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11
Статья: Применение правил мягкого права при построении цифровой экономики
(Федоров П.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Международное поле выступило основой формирования мягкого права и обусловило появление термина "международное мягкое право" <4>. С течением времени проявилась тенденция переноса мягкоправового регулирования на национальный уровень. Примером тому может служить Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <5>, в которой дана ссылка на Окинавскую хартию Глобального информационного общества (2000 г.) <6>, Декларацию принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 г.) <7>, Тунисскую программу информационного общества (2005 г.) <8>. Все указанные документы являются актами мягкого права.
(Федоров П.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Международное поле выступило основой формирования мягкого права и обусловило появление термина "международное мягкое право" <4>. С течением времени проявилась тенденция переноса мягкоправового регулирования на национальный уровень. Примером тому может служить Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <5>, в которой дана ссылка на Окинавскую хартию Глобального информационного общества (2000 г.) <6>, Декларацию принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 г.) <7>, Тунисскую программу информационного общества (2005 г.) <8>. Все указанные документы являются актами мягкого права.