Информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)"Глобализация цифровых систем современного общества неминуемо влияет на экономическую и правовую системы" <499>. В соответствии со ст. 21 Закона об МСП Москвы информационная поддержка субъектам МСП предоставляется органами исполнительной власти города Москвы в виде создания инфраструктуры для получения информации и обмена информацией, в том числе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, банков данных, и обеспечения ее функционирования, обеспечения возможности пользования этой инфраструктурой, организации и поддержки выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, публикации законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и справочных материалов, информационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в сфере межрегионального и международного сотрудничества, проведения других мероприятий.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)"Глобализация цифровых систем современного общества неминуемо влияет на экономическую и правовую системы" <499>. В соответствии со ст. 21 Закона об МСП Москвы информационная поддержка субъектам МСП предоставляется органами исполнительной власти города Москвы в виде создания инфраструктуры для получения информации и обмена информацией, в том числе информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, банков данных, и обеспечения ее функционирования, обеспечения возможности пользования этой инфраструктурой, организации и поддержки выпуска периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства, публикации законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и справочных материалов, информационного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в сфере межрегионального и международного сотрудничества, проведения других мероприятий.
Статья: Новые полномочия ФНС: оценка сведений о ФХД ЮЛ и ИП
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)Как сказано в пояснительной записке, в настоящее время ФНС является администратором государственных информационных систем, содержащих информацию о субъектах предпринимательской деятельности, а также обеспечивает существование аналитических баз данных, используемых в принятии решений различными органами власти и ведомствами. Поскольку оценка хозяйствующих субъектов прямо влияет на качество принятия решений, анализа и прогнозирования экономических показателей как государственными органами, так и самими экономическими субъектами, дальнейшее совершенствование регламентации полномочий ФНС представляется обоснованным и целесообразным.
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)Как сказано в пояснительной записке, в настоящее время ФНС является администратором государственных информационных систем, содержащих информацию о субъектах предпринимательской деятельности, а также обеспечивает существование аналитических баз данных, используемых в принятии решений различными органами власти и ведомствами. Поскольку оценка хозяйствующих субъектов прямо влияет на качество принятия решений, анализа и прогнозирования экономических показателей как государственными органами, так и самими экономическими субъектами, дальнейшее совершенствование регламентации полномочий ФНС представляется обоснованным и целесообразным.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491
(ред. от 06.01.1999)
"О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации"обеспечивать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставление субъектам малого предпринимательства полной информации об изданных нормативных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.
(ред. от 06.01.1999)
"О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации"обеспечивать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставление субъектам малого предпринимательства полной информации об изданных нормативных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Наряду с указанными мероприятиями обладатель информации, то есть субъект предпринимательской деятельности, а также оператор информационной системы обязаны обеспечить:
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Наряду с указанными мероприятиями обладатель информации, то есть субъект предпринимательской деятельности, а также оператор информационной системы обязаны обеспечить:
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает состав субъектов, задействованных в оказании информационной поддержки субъектам предпринимательской деятельности, и очерчивает общий подход к информационным технологиям, к которым они прибегают для обеспечения такой поддержки.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает состав субъектов, задействованных в оказании информационной поддержки субъектам предпринимательской деятельности, и очерчивает общий подход к информационным технологиям, к которым они прибегают для обеспечения такой поддержки.
Статья: Деятельность китайских резидентов индустриального парка "Великий камень" в Республике Беларусь: элементы патентной активности
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Государственная политика в области инновационной деятельности практически любой страны включает в себя задачу по созданию новых секторов экономики, производств и рабочих мест, развитие территорий в национальном и региональном масштабе, эффективное использование земельных ресурсов и их экономическое развитие. Республика Беларусь не является исключением, что закреплено в положениях (гл. 3 "Основные направления государственной инновационной политики" и гл. 4 "Развитие национальной инновационной системы") Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы (далее - Госпрограмма инновационного развития), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. N 348. В текущей Госпрограмме инновационного развития для ускоренного формирования инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности обеспечивается решение задачи по "развитию технопарков в области оказания содействия в создании на их базе субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере и осуществлении материально-технического, финансового, организационно-методического, информационного, консультационного и иного обеспечения деятельности этих субъектов" <1>.
(Маалуф Н.А.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)Государственная политика в области инновационной деятельности практически любой страны включает в себя задачу по созданию новых секторов экономики, производств и рабочих мест, развитие территорий в национальном и региональном масштабе, эффективное использование земельных ресурсов и их экономическое развитие. Республика Беларусь не является исключением, что закреплено в положениях (гл. 3 "Основные направления государственной инновационной политики" и гл. 4 "Развитие национальной инновационной системы") Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 годы (далее - Госпрограмма инновационного развития), утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. N 348. В текущей Госпрограмме инновационного развития для ускоренного формирования инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности обеспечивается решение задачи по "развитию технопарков в области оказания содействия в создании на их базе субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере и осуществлении материально-технического, финансового, организационно-методического, информационного, консультационного и иного обеспечения деятельности этих субъектов" <1>.
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<22> Следует отметить, что в названном нормативном правовом акте приведено значение некоторых употребляемых в нем терминов. В их числе термин "цифровая трансформация", под которым предлагается понимать совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность в следующих целях: а) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством; б) снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы; в) создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации; г) повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств; д) обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; е) устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<22> Следует отметить, что в названном нормативном правовом акте приведено значение некоторых употребляемых в нем терминов. В их числе термин "цифровая трансформация", под которым предлагается понимать совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность в следующих целях: а) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством; б) снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы; в) создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации; г) повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств; д) обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; е) устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзорной) деятельности.
Статья: Особенности информационно-правовых средств поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Сиразеев Р.Р.)
("Современное право", 2024, N 7)Статья посвящена раскрытию специфики информационных правовых средств, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Обосновывается необходимость широкого подхода к определению информационной поддержки с опорой на взаимодействие частноправовых и публично-правовых элементов правового инструментария. Демонстрируется дифференциация правовых средств поддержки в аспекте трансформации информационного общества и креативной экономики. Многообразие информационных правовых инструментов показывается через проявление информации как объекта правоотношений, содержание отношений, сферу предпринимательства, формы взаимодействия субъектов. Приводятся примеры информационно-правовых средств, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства. Отмечается недостаточность системного правового регулирования вопросов обеспечения информационной безопасности предпринимательской деятельности. Выделяются формы цифровых экосистем поддержки предпринимателей и демонстрируется степень их востребованности. Обозначается аксиологический аспект в построении и реализации информационно-правовых средств поддержки предпринимателей. С целью повышения уровня стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается изменение концептуального подхода к пониманию информационно-правовых средств поддержки. Выдвигается идея о необходимости развития информационной поддержки предпринимателей как саморегулируемой системы с разумной долей правовых ограничений, направленных на обеспечение информационной безопасности, конкуренции и охрану публичных интересов.
(Сиразеев Р.Р.)
("Современное право", 2024, N 7)Статья посвящена раскрытию специфики информационных правовых средств, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Обосновывается необходимость широкого подхода к определению информационной поддержки с опорой на взаимодействие частноправовых и публично-правовых элементов правового инструментария. Демонстрируется дифференциация правовых средств поддержки в аспекте трансформации информационного общества и креативной экономики. Многообразие информационных правовых инструментов показывается через проявление информации как объекта правоотношений, содержание отношений, сферу предпринимательства, формы взаимодействия субъектов. Приводятся примеры информационно-правовых средств, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства. Отмечается недостаточность системного правового регулирования вопросов обеспечения информационной безопасности предпринимательской деятельности. Выделяются формы цифровых экосистем поддержки предпринимателей и демонстрируется степень их востребованности. Обозначается аксиологический аспект в построении и реализации информационно-правовых средств поддержки предпринимателей. С целью повышения уровня стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается изменение концептуального подхода к пониманию информационно-правовых средств поддержки. Выдвигается идея о необходимости развития информационной поддержки предпринимателей как саморегулируемой системы с разумной долей правовых ограничений, направленных на обеспечение информационной безопасности, конкуренции и охрану публичных интересов.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Важно прежде всего обеспечить защиту гарантированных законодательством прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, сохранить конфиденциальность информации о проверяемой деятельности. В ином случае данной информацией могут воспользоваться недобросовестные конкуренты. Наряду с этим контролируемые лица должны иметь доступ к данным о своей деятельности, которые получены с использованием цифровых технологий. Такая возможность нужна не только в целях превенции, но и для корректировки недостоверной информации. Поэтому необходим поиск законодательного компромисса между возможностью доступа контрольных (надзорных) органов к компьютерной информации граждан и организаций, необходимой для целей мониторинга, и правом граждан и организаций на обеспечение конфиденциальности такой информации.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Важно прежде всего обеспечить защиту гарантированных законодательством прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, сохранить конфиденциальность информации о проверяемой деятельности. В ином случае данной информацией могут воспользоваться недобросовестные конкуренты. Наряду с этим контролируемые лица должны иметь доступ к данным о своей деятельности, которые получены с использованием цифровых технологий. Такая возможность нужна не только в целях превенции, но и для корректировки недостоверной информации. Поэтому необходим поиск законодательного компромисса между возможностью доступа контрольных (надзорных) органов к компьютерной информации граждан и организаций, необходимой для целей мониторинга, и правом граждан и организаций на обеспечение конфиденциальности такой информации.
Статья: Некоторые аспекты ведения предпринимательской деятельности несовершеннолетними
(Сердцева Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)В России создаются организации по поддержке молодежного предпринимательства, в том числе действует государственное учреждение "Российский центр содействия молодежному предпринимательству" - организация в составе Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Основными задачами Центра являются: формирование и разработка законодательных, правовых, нормативных инициатив и документов, направленных на решение проблем малого предпринимательства и создание условий самозанятости молодежи; организационное, финансовое и материально-техническое содействие в становлении и развитии соответствующих структур в субъектах РФ, формирование инфраструктуры и координация деятельности федеральной системы содействия молодежному предпринимательству в целом; информационное, методическое и консультационное обеспечение деятельности региональных структур; подготовка и переподготовка кадров для работы в сфере организации малого предпринимательства по общим и специализированным программам; изыскание и содействие в получении инвестиционных, бюджетных и кредитных ресурсов.
(Сердцева Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)В России создаются организации по поддержке молодежного предпринимательства, в том числе действует государственное учреждение "Российский центр содействия молодежному предпринимательству" - организация в составе Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Основными задачами Центра являются: формирование и разработка законодательных, правовых, нормативных инициатив и документов, направленных на решение проблем малого предпринимательства и создание условий самозанятости молодежи; организационное, финансовое и материально-техническое содействие в становлении и развитии соответствующих структур в субъектах РФ, формирование инфраструктуры и координация деятельности федеральной системы содействия молодежному предпринимательству в целом; информационное, методическое и консультационное обеспечение деятельности региональных структур; подготовка и переподготовка кадров для работы в сфере организации малого предпринимательства по общим и специализированным программам; изыскание и содействие в получении инвестиционных, бюджетных и кредитных ресурсов.
Статья: Конфиденциальность в частном расследовании: законодательство и актуальные вопросы информационной безопасности
(Осипов Д.Д.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Между тем эмпирические данные свидетельствуют о том, что защита интересов корпоративных структур и государственных институтов представляет собой критически значимый аспект функционирования режима профессиональной тайны. Данная закономерность находит убедительную иллюстрацию в контексте частной детективной деятельности, где режим конфиденциальности имплементирует не только механизмы обеспечения законности и поддержания правопорядка на государственном уровне, но и способствует повышению эффективности и обеспечению безопасности хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности посредством реализации комплексных мер защиты информационных активов <10>.
(Осипов Д.Д.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Между тем эмпирические данные свидетельствуют о том, что защита интересов корпоративных структур и государственных институтов представляет собой критически значимый аспект функционирования режима профессиональной тайны. Данная закономерность находит убедительную иллюстрацию в контексте частной детективной деятельности, где режим конфиденциальности имплементирует не только механизмы обеспечения законности и поддержания правопорядка на государственном уровне, но и способствует повышению эффективности и обеспечению безопасности хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности посредством реализации комплексных мер защиты информационных активов <10>.
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)2. Отступление от общих правил транспарентности. В Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. N 117-р, отмечена необходимость обеспечения дополнительных мер по защите информации относительно участия в отдельных закупках для государственных (муниципальных) нужд субъектов предпринимательской деятельности при сохранении возможности автоматизированного контроля в отношении таких закупок в условиях введенных рядом стран экономических секторальных санкций.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)2. Отступление от общих правил транспарентности. В Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. N 117-р, отмечена необходимость обеспечения дополнительных мер по защите информации относительно участия в отдельных закупках для государственных (муниципальных) нужд субъектов предпринимательской деятельности при сохранении возможности автоматизированного контроля в отношении таких закупок в условиях введенных рядом стран экономических секторальных санкций.