Информационная безопасность на транспорте
Подборка наиболее важных документов по запросу Информационная безопасность на транспорте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Установив, что ООО "Яндекс. Такси", являясь правообладателем мобильного приложения и иных объектов интеллектуальной собственности, не имеет в собственности или в аренде автомобилей, не нанимает водителей на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, не получает доход от реализации услуг по перевозке легковым такси, при этом, ООО "Яндекс. Такси", являясь владельцем агрегатора информации об услугах или исполнителем услуг по перевозке, предоставляет пассажирам в мобильном приложении до начала поездки информацию, предусмотренную Законом о защите прав потребителей (информацию о водителе, транспортном средстве, наименовании партнера и его ИНН), с помощью которой потребитель может получить необходимую информацию о партнере, либо в машине у водителя перевозчика либо на публично доступном ресурсе сведений из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru) либо на сайте перевозчика и заключить договор либо отказаться от заключения договора перевозки, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что ответчиком ООО "Яндекс. Такси", были выполнены требования подпункта 1.2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно: посредством мобильного приложения перед началом поездки до истца Т.Е.В. была доведена информация о перевозчике ООО "Грин Маркет", о марке автомобиля, его государственном номере и водителе."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Высокоавтоматизированные транспортные средства: угрозы информационной системе безопасности и правовая ответственность
(Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Маликов С.В., Чучаев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12
(Грачева Ю.В., Коробеев А.И., Маликов С.В., Чучаев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 12
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р
(ред. от 04.07.2019)
<Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте>Направление 5. Создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство
(ред. от 04.07.2019)
<Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте>Направление 5. Создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство
Готовое решение: Как составить договор перевозки груза автомобильным транспортом
(КонсультантПлюс, 2025)Электронную транспортную накладную участники информационного взаимодействия подписывают УКЭП или УНЭП физлица (физического лица, действующего на основании доверенности). Во втором случае сертификат ключа проверки должен быть создан и использован в инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, предоставляющих госуслуги в электронной форме. При взаимодействии физлица с такой инфраструктурой должны применяться средства защиты информации, прошедшие процедуру оценки соответствия. Грузополучатель-физлицо может подписать электронную транспортную накладную своей простой ЭП, если ключ такой подписи получен при личной явке в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта).
(КонсультантПлюс, 2025)Электронную транспортную накладную участники информационного взаимодействия подписывают УКЭП или УНЭП физлица (физического лица, действующего на основании доверенности). Во втором случае сертификат ключа проверки должен быть создан и использован в инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, предоставляющих госуслуги в электронной форме. При взаимодействии физлица с такой инфраструктурой должны применяться средства защиты информации, прошедшие процедуру оценки соответствия. Грузополучатель-физлицо может подписать электронную транспортную накладную своей простой ЭП, если ключ такой подписи получен при личной явке в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Устава автомобильного транспорта).
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Стремительный рост в современном мире техногенных катастроф и различных природных катаклизмов обусловливает повышение роли и значения выработки технических норм и нормативов в законодательстве различных стран. Так, в настоящее время резко возрастает значение технических норм в сфере строительства, эксплуатации технических объектов, реконструкции зданий, сооружений, норм в области транспорта, связи, в сфере информационной безопасности, в иных сферах. Особенно остро стоят проблемы своевременного формирования адекватных, соответствующих возникающим вызовам и угрозам технических норм и нормативов в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Стремительный рост в современном мире техногенных катастроф и различных природных катаклизмов обусловливает повышение роли и значения выработки технических норм и нормативов в законодательстве различных стран. Так, в настоящее время резко возрастает значение технических норм в сфере строительства, эксплуатации технических объектов, реконструкции зданий, сооружений, норм в области транспорта, связи, в сфере информационной безопасности, в иных сферах. Особенно остро стоят проблемы своевременного формирования адекватных, соответствующих возникающим вызовам и угрозам технических норм и нормативов в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Работодатель обеспечивает <...> работника необходимыми для выполнения им трудовой функции инструментами, транспортом, оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации, а также иными средствами и материалами.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Работодатель обеспечивает <...> работника необходимыми для выполнения им трудовой функции инструментами, транспортом, оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации, а также иными средствами и материалами.
Статья: Доктринальные подходы к регулированию отношений в сфере правового обеспечения транспортной безопасности в защиту интересов Российской Федерации и Республики Беларусь
(Хотько О.А.)
("Транспортное право", 2025, N 1)Но в Российской Федерации правовое регулирование в данной области общественных отношений превосходит уровень законодательного обеспечения, который установлен в Республике Беларусь. 25 марта 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Однако в связи с вызовами геополитической повестки, ростом рынка беспилотных авиационных систем и интенсивным использованием беспилотных летательных аппаратов требуется обеспечение информационной и инфраструктурной безопасности воздушного транспорта и, соответственно, модернизация и применение мер охраны наземного транспорта. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р утверждены Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. (далее - Стратегия), а также план мероприятий по ее реализации. Тем самым создана правовая основа для функционирования беспилотной авиации. Данный акт включает множество аспектов, в том числе ставит вопросы о развитии современной инфраструктуры, серийном производстве таких авиационных систем и развитии перспективных исследований. На сферы применения указывает Н.А. Бутакова, отмечая множество сложных задач, которые способны выполнять беспилотные летательные аппараты как в военных, так и гражданских целях, включая наземные беспилотные транспортные средства, что осложняется рядом внешних факторов <17>. Однако вызовом развития такого рынка высокотехнологичных воздушных судов является несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей их применение, включая риски их неправомерного использования и результатов, которые могут быть получены с их помощью. Дискуссионные вопросы правового регулирования использования беспилотных воздушных судов рассматривались задолго до разработки вышеуказанной Стратегии учеными различных отраслевых юридических наук. Ученые А.П. Анисимов и Ж.Б. Иванова предложили признать их разновидностью источников повышенной опасности <18>. Более того, с учетом ключевых направлений Стратегии утвержден План мероприятий по подготовке кадров для сферы беспилотной авиации, включая специальность оператора беспилотных авиационных систем, равно как и перечень фундаментальных научных исследований в данной сфере.
(Хотько О.А.)
("Транспортное право", 2025, N 1)Но в Российской Федерации правовое регулирование в данной области общественных отношений превосходит уровень законодательного обеспечения, который установлен в Республике Беларусь. 25 марта 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 724-р утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Однако в связи с вызовами геополитической повестки, ростом рынка беспилотных авиационных систем и интенсивным использованием беспилотных летательных аппаратов требуется обеспечение информационной и инфраструктурной безопасности воздушного транспорта и, соответственно, модернизация и применение мер охраны наземного транспорта. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р утверждены Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. (далее - Стратегия), а также план мероприятий по ее реализации. Тем самым создана правовая основа для функционирования беспилотной авиации. Данный акт включает множество аспектов, в том числе ставит вопросы о развитии современной инфраструктуры, серийном производстве таких авиационных систем и развитии перспективных исследований. На сферы применения указывает Н.А. Бутакова, отмечая множество сложных задач, которые способны выполнять беспилотные летательные аппараты как в военных, так и гражданских целях, включая наземные беспилотные транспортные средства, что осложняется рядом внешних факторов <17>. Однако вызовом развития такого рынка высокотехнологичных воздушных судов является несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей их применение, включая риски их неправомерного использования и результатов, которые могут быть получены с их помощью. Дискуссионные вопросы правового регулирования использования беспилотных воздушных судов рассматривались задолго до разработки вышеуказанной Стратегии учеными различных отраслевых юридических наук. Ученые А.П. Анисимов и Ж.Б. Иванова предложили признать их разновидностью источников повышенной опасности <18>. Более того, с учетом ключевых направлений Стратегии утвержден План мероприятий по подготовке кадров для сферы беспилотной авиации, включая специальность оператора беспилотных авиационных систем, равно как и перечень фундаментальных научных исследований в данной сфере.
Статья: Правовое обеспечение транспортной безопасности в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Активное внедрение цифровых сквозных технологий в различных областях свидетельствует о необходимости модернизации законодательства таким образом, чтобы оно соответствовало современным реалиям. Одним из важных аспектов, требующих качественной проработки с точки зрения правового регулирования, является сфера транспортной безопасности. В статье рассматриваются основные направления, связанные с совершенствованием понятийного аппарата, информационной безопасностью на транспорте, а также определением ответственности за нарушение требований транспортной безопасности в условиях цифровизации.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Активное внедрение цифровых сквозных технологий в различных областях свидетельствует о необходимости модернизации законодательства таким образом, чтобы оно соответствовало современным реалиям. Одним из важных аспектов, требующих качественной проработки с точки зрения правового регулирования, является сфера транспортной безопасности. В статье рассматриваются основные направления, связанные с совершенствованием понятийного аппарата, информационной безопасностью на транспорте, а также определением ответственности за нарушение требований транспортной безопасности в условиях цифровизации.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Летом 2021 г. Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство общественной безопасности и Министерство транспорта совместно выпустили Технические требования к управлению дорожными испытаниями и демонстрационным применением "умных автомобилей" (Management Specification For Road Testing And Demonstration Application Of Intelligent Connected Vehicles (Trial Implementation)) [156]. Этот документ стандартизирует и унифицирует правила проведения испытаний ВАТС в специальных "пилотных зонах", а также обеспечивает более высокий уровень признания результатов испытаний. В документе также присутствует глава "Нарушения правил дорожного движения и порядок действий при авариях", в которой разъясняются основания для дорожно-транспортных происшествий, нарушения и определение ответственности за аварию, а также устанавливаются требования к субъектам дорожных испытаний.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Летом 2021 г. Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство общественной безопасности и Министерство транспорта совместно выпустили Технические требования к управлению дорожными испытаниями и демонстрационным применением "умных автомобилей" (Management Specification For Road Testing And Demonstration Application Of Intelligent Connected Vehicles (Trial Implementation)) [156]. Этот документ стандартизирует и унифицирует правила проведения испытаний ВАТС в специальных "пилотных зонах", а также обеспечивает более высокий уровень признания результатов испытаний. В документе также присутствует глава "Нарушения правил дорожного движения и порядок действий при авариях", в которой разъясняются основания для дорожно-транспортных происшествий, нарушения и определение ответственности за аварию, а также устанавливаются требования к субъектам дорожных испытаний.