Индивидуальная профилактическая работа
Подборка наиболее важных документов по запросу Индивидуальная профилактическая работа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах установленное судом апелляционной инстанцией единственное административное ограничение в виде одной обязательной явки в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации не соответствует задачам административного надзора, не является соразмерным и достаточным для защиты государственных и общественных интересов, не способно с учетом личности М. и обстоятельств совершенного им преступления обеспечить возможность осуществления органами, осуществляющими административный надзор, эффективной индивидуальной профилактической работы для предупреждения совершения им повторных преступлений и других правонарушений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что такое индивидуальная профилактическая работа и в отношении кого она может осуществляться?
("Официальный сайт Росмолодежи", 2020)"Официальный сайт Росмолодежи fadm.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Росмолодежи", 2020)"Официальный сайт Росмолодежи fadm.gov.ru", 2020
Статья: Методы деятельности органов внутренних дел в индивидуальной профилактике правонарушений
(Лихачев С.В., Ракша Н.С., Киреева А.Ф.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Конкретные методы и меры воспитательного воздействия разработаны в педагогике <8>. Следует подчеркнуть, что должностные лица органов внутренних дел, осуществляя профилактическое воздействие на индивидов, как правило, достигают наибольшей эффективности, когда они в полной мере используют возможности коллективов и неформальных групп, которые являются авторитетными для профилактируемого лица. Это обусловливает необходимость разработки специальной тактики и методики использования возможностей таких коллективов как союзников и помощников должностных лиц в их индивидуально-профилактической работе.
(Лихачев С.В., Ракша Н.С., Киреева А.Ф.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Конкретные методы и меры воспитательного воздействия разработаны в педагогике <8>. Следует подчеркнуть, что должностные лица органов внутренних дел, осуществляя профилактическое воздействие на индивидов, как правило, достигают наибольшей эффективности, когда они в полной мере используют возможности коллективов и неформальных групп, которые являются авторитетными для профилактируемого лица. Это обусловливает необходимость разработки специальной тактики и методики использования возможностей таких коллективов как союзников и помощников должностных лиц в их индивидуально-профилактической работе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы
Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)V. Проведение индивидуальной профилактической работы
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)V. Проведение индивидуальной профилактической работы
Статья: Наставник в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2025, N 6)Закон предусматривает формирование реестра наставников, которых назначает комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав с согласия несовершеннолетнего и его родителей. Отмечено, что наставник осуществляет индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетнего, содействия получению им образования и обеспечению его досуга.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Компетенция центров временного содержания определена ст. 22 Федерального закона N 120-ФЗ, согласно которой указанные учреждения обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения; доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Компетенция центров временного содержания определена ст. 22 Федерального закона N 120-ФЗ, согласно которой указанные учреждения обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения; доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КДН с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей назначает наставника из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и (или) организацию из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 11 ст. 8.2 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КДН с согласия несовершеннолетнего и его родителей или иных законных представителей назначает наставника из числа граждан, включенных в реестр наставников, привлекаемых для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и (или) организацию из числа организаций, включенных в реестр организаций, участвующих в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 11 ст. 8.2 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 данного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в ст. 5 данного Закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Статья: О консолидации норм, регулирующих противодействие семейному насилию
(Равнюшкин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Следует отметить, что в данном Законе отсутствуют положения, которые вызывают резкую критику большей части населения нашей страны. Если в проекте закона "О профилактике семейно-бытового насилия" <13> "некоммерческим организациям при профилактике семейно-бытового насилия предоставляется право не только принимать участие в выявлении причин и условий совершения семейно-бытового насилия и их устранении" (п. 1 ст. 16), "но и принимать участие в индивидуальной профилактической работе с нарушителями посредством применения форм профилактического воздействия" (п. 4 ст. 16), то в рассматриваемом Законе их нет.
(Равнюшкин А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Следует отметить, что в данном Законе отсутствуют положения, которые вызывают резкую критику большей части населения нашей страны. Если в проекте закона "О профилактике семейно-бытового насилия" <13> "некоммерческим организациям при профилактике семейно-бытового насилия предоставляется право не только принимать участие в выявлении причин и условий совершения семейно-бытового насилия и их устранении" (п. 1 ст. 16), "но и принимать участие в индивидуальной профилактической работе с нарушителями посредством применения форм профилактического воздействия" (п. 4 ст. 16), то в рассматриваемом Законе их нет.
Статья: Профилактика правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно ст. 1 Закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.