Индексация страховой пенсии работающим пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация страховой пенсии работающим пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях""Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсионный орган, располагая сведениями о том, что на 1 число месяца, следующего за месяцем прекращения работы (1 ноября 2022 г.) истец уже вновь работала, не имел правовых оснований для индексации (перерасчета) пенсии истцу как неработающему, прекратившему трудовую деятельность пенсионеру по смыслу положений ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме того истец являлась работающим пенсионером не только на 1 число месяца, предшествующего увольнению, но и на дату принятия пенсионным органом решения (в следующем месяце после увольнения), а также на установленный законом срок выплаты пенсии с перерасчетом (в следующем месяце после принятия решения), тогда как в силу приведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, при этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что Непродолжительный период увольнения истца на 4 дня с последующим трудоустройством к прежнему работодателю свидетельствует о том, что причиной увольнения истца являлось формальное получение статуса неработающего пенсионера с исключительным намерением получить индексацию пенсии, после чего вновь продолжить трудовую деятельность, что свидетельствует о формальном прекращении трудовых отношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Соцфонд проиндексирует пенсии работающим пенсионерам в феврале
("Официальный сайт СФР", 2024)Индексация страховых пенсий, которые получают работающие пенсионеры, с 2025 года будет проводиться в два этапа - в феврале и апреле текущего года. Рассказываем подробнее, как будет организовано повышение пенсий.
("Официальный сайт СФР", 2024)Индексация страховых пенсий, которые получают работающие пенсионеры, с 2025 года будет проводиться в два этапа - в феврале и апреле текущего года. Рассказываем подробнее, как будет организовано повышение пенсий.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<12> Более подробно и комплексно о проблеме индексации страховых пенсий работающих пенсионеров см.: Воронин Ю.В. Еще раз о правовой природе страховой пенсии по инвалидности и связанных с нею проблемах (Поучительный рассказ о том, как можно по-разному прочитать один и тот же документ) // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 7 - 21 (примечание редакции).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<12> Более подробно и комплексно о проблеме индексации страховых пенсий работающих пенсионеров см.: Воронин Ю.В. Еще раз о правовой природе страховой пенсии по инвалидности и связанных с нею проблемах (Поучительный рассказ о том, как можно по-разному прочитать один и тот же документ) // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 7 - 21 (примечание редакции).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Правительством РФ дополнительно проиндексированы страховые пенсии для работающих и неработающих пенсионеров (27.01.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Правительством РФ дополнительно проиндексированы страховые пенсии для работающих и неработающих пенсионеров (27.01.2025)
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- повышение уровня пенсионного обеспечения не ниже фактически складывающейся инфляции, индексация страховых пенсий как работающих, так и неработающих пенсионеров в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации;
(разработаны Минфином России)- повышение уровня пенсионного обеспечения не ниже фактически складывающейся инфляции, индексация страховых пенсий как работающих, так и неработающих пенсионеров в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации;
Статья: Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
(Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)В то же время созданный институт социального обеспечения унаследовал от предшественников их главный недостаток: отсутствие автономности и независимости в вопросах выработки государственной социальной политики. Несмотря на свои внушительные объемы, он по-прежнему не наделен должным правовым статусом и функциями по выработке политики в сфере государственного социального обеспечения. Эти функции находятся в компетенции Минтруда России. По сути, являясь финансовым гигантом в нашей стране, он является "карликом" в социальной политике. К примеру, согласно законодательству, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти и наделен функциями разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики <2>. В отношении СФР такой подход применен не был, в результате он не может отстаивать интересы своих застрахованных лиц перед другими органами власти. Как итог, все последние изменения в пенсионном законодательстве реализуются в интересах Минфина и Минэкономразвития, которые зачастую идут вразрез с интересами граждан и ущемляют их пенсионные права. Например, отмена индексации страховой пенсии работающим пенсионерам, повышение пенсионного возраста, введение моратория на формирование пенсионных прав на накопительную пенсию.
Статья: Юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Например, порядок формирования индивидуального пенсионного коэффициента из страховых взносов при осуществлении застрахованным лицом работы или иной деятельности указан в ст. 15 Закона о страховых пенсиях. Часть 19 данной статьи Закона содержит ограничение в размере ежегодного ИПК, который не может превышать величину 10. В то же время, если пенсионер является работающим пенсионером, т.е. продолжающим свою трудовую деятельность, то ч. 4 ст. 18 Закона о страховых пенсиях позволяет ему сформировать ежегодный ИПК не выше 3. Это является не совсем справедливым, поскольку заработная плата или иной доход работающего пенсионера облагаются страховыми взносами по общим основаниям. Равный размер страховых взносов должен обеспечить и равные пенсионные права, но закон в этом случае подходит дифференцированно к субъектам обязательного пенсионного страхования, устанавливая для работающих пенсионеров менее благоприятные условия формирования индивидуального пенсионного коэффициента. В связи с этим снижается заинтересованность пенсионера в продолжении трудовой деятельности, но остаются трудовые мотивы, связанные с возможностью получения вознаграждения. Этот существенный мотив с учетом невысокого уровня страховых пенсий в нашей стране <30> обеспечивает достаточно понятное желание и интерес пенсионеров продолжать трудовую деятельность как можно дольше. В качестве контрмотиватора продолжения трудовой пенсии можно указать и отсутствие индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров. Таким образом, создается впечатление, что законодателем постепенно формируется система, мотивирующая застрахованных лиц - пенсионеров на прекращение трудовой деятельности. Тем не менее, несмотря на это, интерес пенсионеров к продолжению работы после выхода на страховую пенсию не утрачивается. Существенным в обязательном пенсионном страховании является то обстоятельство, что право на страховую пенсию может быть сформировано не только в трудовых, но и в отношениях, именуемых предпринимательскими, которые имеют особенности, отражающиеся и на мотивационном воздействии.
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Например, порядок формирования индивидуального пенсионного коэффициента из страховых взносов при осуществлении застрахованным лицом работы или иной деятельности указан в ст. 15 Закона о страховых пенсиях. Часть 19 данной статьи Закона содержит ограничение в размере ежегодного ИПК, который не может превышать величину 10. В то же время, если пенсионер является работающим пенсионером, т.е. продолжающим свою трудовую деятельность, то ч. 4 ст. 18 Закона о страховых пенсиях позволяет ему сформировать ежегодный ИПК не выше 3. Это является не совсем справедливым, поскольку заработная плата или иной доход работающего пенсионера облагаются страховыми взносами по общим основаниям. Равный размер страховых взносов должен обеспечить и равные пенсионные права, но закон в этом случае подходит дифференцированно к субъектам обязательного пенсионного страхования, устанавливая для работающих пенсионеров менее благоприятные условия формирования индивидуального пенсионного коэффициента. В связи с этим снижается заинтересованность пенсионера в продолжении трудовой деятельности, но остаются трудовые мотивы, связанные с возможностью получения вознаграждения. Этот существенный мотив с учетом невысокого уровня страховых пенсий в нашей стране <30> обеспечивает достаточно понятное желание и интерес пенсионеров продолжать трудовую деятельность как можно дольше. В качестве контрмотиватора продолжения трудовой пенсии можно указать и отсутствие индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров. Таким образом, создается впечатление, что законодателем постепенно формируется система, мотивирующая застрахованных лиц - пенсионеров на прекращение трудовой деятельности. Тем не менее, несмотря на это, интерес пенсионеров к продолжению работы после выхода на страховую пенсию не утрачивается. Существенным в обязательном пенсионном страховании является то обстоятельство, что право на страховую пенсию может быть сформировано не только в трудовых, но и в отношениях, именуемых предпринимательскими, которые имеют особенности, отражающиеся и на мотивационном воздействии.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Запланированы расходы на индексацию страховых пенсий, в том числе и работающим пенсионерам, которую поручил провести глава государства.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Запланированы расходы на индексацию страховых пенсий, в том числе и работающим пенсионерам, которую поручил провести глава государства.
Статья: В Госдуму внесли законопроект о поддержке работающих пенсионеров
(Дученко О.)
("Трудовое право", 2022, N 8)В любом случае наметился интересный тренд на вывод работающих пенсионеров "из тени". Помимо продвижения идеи о пенсионном социальном налоговом возврате, на рассмотрении Госдумы сейчас находится еще и иной законопроект - о возврате индексации страховых пенсий работающих пенсионеров. Его инициатор, депутат Госдумы О.Г. Дмитриева, отмечает, что работающие пенсионеры уже седьмой год получают неполный размер пенсии. При одинаковом порядке индексации с пенсиями неработающих пенсионеров ежемесячная пенсия работающих увеличилась бы в среднем на 6 189 рублей. Предлагается ликвидировать дискриминацию работающих пенсионеров и выплачивать им такой же размер пенсии, какой они бы получали, если бы относились к категории неработающих пенсионеров. Такой подход представляется справедливым.
(Дученко О.)
("Трудовое право", 2022, N 8)В любом случае наметился интересный тренд на вывод работающих пенсионеров "из тени". Помимо продвижения идеи о пенсионном социальном налоговом возврате, на рассмотрении Госдумы сейчас находится еще и иной законопроект - о возврате индексации страховых пенсий работающих пенсионеров. Его инициатор, депутат Госдумы О.Г. Дмитриева, отмечает, что работающие пенсионеры уже седьмой год получают неполный размер пенсии. При одинаковом порядке индексации с пенсиями неработающих пенсионеров ежемесячная пенсия работающих увеличилась бы в среднем на 6 189 рублей. Предлагается ликвидировать дискриминацию работающих пенсионеров и выплачивать им такой же размер пенсии, какой они бы получали, если бы относились к категории неработающих пенсионеров. Такой подход представляется справедливым.
Статья: Изменения и судебная практика за июль 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Подписан Закон о возобновлении индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 2025 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Подписан Закон о возобновлении индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 2025 года
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<8> Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/350655-8 (дата обращения: 05.05.2023).
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<8> Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (в части установления справедливого порядка перерасчета и возобновления индексации страховых пенсий работающим пенсионерам). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/350655-8 (дата обращения: 05.05.2023).
Статья: Категория социального риска и риск-ориентированный подход к правовому регулированию социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)Оценка степени социального риска, которому подвергаются те или иные категории граждан, при внесении в законодательство о социальной защите изменений и дополнений, направленных на усиление адресности социальной поддержки, также может рассматриваться как применение риск-ориентированного подхода. В ряду подобных примеров могут быть названы введение условий о продолжительности проживания в зонах радиоактивного загрязнения для предоставления мер социальной поддержки, связанных с чернобыльской катастрофой; установление специальных правил индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров; определение случаев прекращения права на материнский (семейный) капитал и т.д.