Индексация пенсий в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Индексация пенсий в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 26.1 "Особенности выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществлявшим по состоянию на 31 декабря 2024 года работу и (или) иную деятельность" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, из приведенных выше положений прямо следует, что фонд, получив от общества сведения - отчет по форме СЗВ-М за январь 2021 года с типом "дополняющий" 29.04.2021, имел возможность только в мае 2021 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу и только с 01 июня 2021 года фактически прекратить соответствующую выплату.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях"Поскольку Проиндексированная пенсия была выплачена Пенсионеру излишне, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 27.06.2022 принял решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии, согласно которому Проиндексированная пенсия за период с 01.07.2021 по 31.05.2022 выплачена Пенсионеру необоснованно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прекаризация труда и занятости - "реквием по мечте" о социальной справедливости?
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Законопроекты о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам (всем или отдельным категориям) в 2021 - 2023 гг. вносились в Государственную Думу депутатами фракций КПРФ, ЛДПР, а также Законодательным собранием Ленобласти, но были отклонены. Данная мера предложена ФНПР в письме Президенту РФ от 2 июня 2021 г., а в 2024 г. с подобной инициативой выступило объединение "Деловая Россия" - редкий случай, когда стремление работодателя "вернуть в строй" пенсионеров совпало с интересами последних.
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Законопроекты о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам (всем или отдельным категориям) в 2021 - 2023 гг. вносились в Государственную Думу депутатами фракций КПРФ, ЛДПР, а также Законодательным собранием Ленобласти, но были отклонены. Данная мера предложена ФНПР в письме Президенту РФ от 2 июня 2021 г., а в 2024 г. с подобной инициативой выступило объединение "Деловая Россия" - редкий случай, когда стремление работодателя "вернуть в строй" пенсионеров совпало с интересами последних.
Ситуация: Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, прокурорам, сотрудникам Следственного комитета и членам их семей выплачивается ежемесячная надбавка к пенсии в размере доплаты за классный чин (специальное звание) с применением установленных коэффициентов (в размере 3 или 4 в зависимости от классного чина (специального звания)). При этом ежемесячная надбавка к пенсии подлежит индексации. Последняя такая индексация была произведена с 01.10.2021 (абз. 2, 3 п. 2 ст. 44 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 13.1, 13.2 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ; ч. 6 ст. 8 Закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ; п. 1 Указа Президента РФ от 24.01.2018 N 20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, прокурорам, сотрудникам Следственного комитета и членам их семей выплачивается ежемесячная надбавка к пенсии в размере доплаты за классный чин (специальное звание) с применением установленных коэффициентов (в размере 3 или 4 в зависимости от классного чина (специального звания)). При этом ежемесячная надбавка к пенсии подлежит индексации. Последняя такая индексация была произведена с 01.10.2021 (абз. 2, 3 п. 2 ст. 44 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 13.1, 13.2 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ; ч. 6 ст. 8 Закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ; п. 1 Указа Президента РФ от 24.01.2018 N 20).
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Проблемы защиты персональных данных работников на современном этапе
(Бережнов А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)На практике встречаются случаи, когда работодатели используют персональные данные в своих целях даже тогда, когда субъекты персональных данных не являются работниками данного работодателя. В частности, для создания видимости трудовой занятости пенсионеров и, вероятно, получения выплат работодателям, создающим рабочие места для пенсионеров, работодатель внес в сведения о трудовой деятельности запись о приеме на работу пенсионера, чьи персональные данные у него каким-то образом оказались. Пенсионер узнал об этом фактически случайно, поскольку пенсионные органы произвели в отношении его перерасчет пенсии с применением понижающего коэффициента индексации (для работающих пенсионеров). Пенсионер был вынужден обратиться в суд с иском о признании трудового договора незаключенным и взыскании компенсации морального вреда (решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 30 июня 2021 г. по делу N 2-1542/2021).
(Бережнов А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)На практике встречаются случаи, когда работодатели используют персональные данные в своих целях даже тогда, когда субъекты персональных данных не являются работниками данного работодателя. В частности, для создания видимости трудовой занятости пенсионеров и, вероятно, получения выплат работодателям, создающим рабочие места для пенсионеров, работодатель внес в сведения о трудовой деятельности запись о приеме на работу пенсионера, чьи персональные данные у него каким-то образом оказались. Пенсионер узнал об этом фактически случайно, поскольку пенсионные органы произвели в отношении его перерасчет пенсии с применением понижающего коэффициента индексации (для работающих пенсионеров). Пенсионер был вынужден обратиться в суд с иском о признании трудового договора незаключенным и взыскании компенсации морального вреда (решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 30 июня 2021 г. по делу N 2-1542/2021).
Статья: Конституционная реформа в России 2020 г.: позиции экспертного сообщества
(Берлявский Л.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Ряд экспертов высказали замечания по поводу юридической техники авторов обсуждаемого законопроекта: некоторые поправки вводят в законодательство новые термины, но никак не объясняют их. Так, судьи будут совершать "поступки" вместо "проступков" (ст. 83), Президент - "занимать" должность, а не замещать ее (ст. 81), а предшественником России является не РСФСР или СССР, а "Союз ССР" (ст. 67.1), - перечисляет член Общественной палаты Калининградской области А. Елаев. Пенсии с зарплатами ждет "индексация", а не "повышение" (ст. 75) <6>.
(Берлявский Л.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Ряд экспертов высказали замечания по поводу юридической техники авторов обсуждаемого законопроекта: некоторые поправки вводят в законодательство новые термины, но никак не объясняют их. Так, судьи будут совершать "поступки" вместо "проступков" (ст. 83), Президент - "занимать" должность, а не замещать ее (ст. 81), а предшественником России является не РСФСР или СССР, а "Союз ССР" (ст. 67.1), - перечисляет член Общественной палаты Калининградской области А. Елаев. Пенсии с зарплатами ждет "индексация", а не "повышение" (ст. 75) <6>.
Статья: Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)<4> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 854-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision394335.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)<4> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 г. N 854-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision394335.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
Статья: Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Позитивизация социальных гарантий на конституционном уровне коррелирует с определением в национальных конституциях мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения <4>. Так, согласно ст. 50 Конституции Испанского Королевства на органы публичной власти возложена обязанность индексации пенсий престарелым гражданам с целью гарантирования их достойного экономического существования. Статьей 38 Конституции Итальянской Республики устанавливается, что каждому гражданину, который не в состоянии трудиться и лишен необходимых средств к существованию, государством предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие его жизненным потребностям <5>.
(Ильин И.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Позитивизация социальных гарантий на конституционном уровне коррелирует с определением в национальных конституциях мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения <4>. Так, согласно ст. 50 Конституции Испанского Королевства на органы публичной власти возложена обязанность индексации пенсий престарелым гражданам с целью гарантирования их достойного экономического существования. Статьей 38 Конституции Итальянской Республики устанавливается, что каждому гражданину, который не в состоянии трудиться и лишен необходимых средств к существованию, государством предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие его жизненным потребностям <5>.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Сопоставляя показатели индексации страховых пенсий с динамикой роста заработных плат (табл. 1), можно отметить, что в целом рост заработных плат опережает показатели индексации страховых пенсий, за исключением двух посткризисных годов - 2015 и 2021 гг., когда размер индексации был значительным и превышал рост заработных плат. Таким образом, можно сделать вывод, что заработные платы в стране растут быстрее пенсий.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Сопоставляя показатели индексации страховых пенсий с динамикой роста заработных плат (табл. 1), можно отметить, что в целом рост заработных плат опережает показатели индексации страховых пенсий, за исключением двух посткризисных годов - 2015 и 2021 гг., когда размер индексации был значительным и превышал рост заработных плат. Таким образом, можно сделать вывод, что заработные платы в стране растут быстрее пенсий.
Статья: "Будет исполнено!": практика реагирования французского законодателя на решения Конституционного совета Франции
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<6> Ярким примером может служить Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О по жалобе гражданина Б.М. Тупицына. Конституционный Суд, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на отсутствие механизма индексации пенсий трудящимся пенсионерам, тем не менее указал, что федеральный законодатель обязан во исполнение новой конституционной гарантии об индексации пенсий (ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) "внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий". Более того, Суд даже предложил собственную модель механизма индексации, отметив, что допустимо "поэтапное введение такой индексации пенсий для лиц, продолжающих после назначения пенсии осуществлять работу и (или) иную деятельность" (абз. 1 и 5 п. 4 мотивировочной части).
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Диаграмма, представленная на рис. 2, позволяет видеть, что средний размер пенсии на протяжении последних четырех лет стабильно увеличивается: по итогам 2020 г. средняя пенсия увеличилась на 892,1 руб., по итогам 2021 г. - на 911,6 руб., а наиболее существенный прирост наблюдается по итогам 2022 г., когда средний размер пенсии увеличился на 1 294,8 руб. Последнее увеличение связано с тем, что в 2022 г. пенсию индексировали несколько раз, а также был проиндексирован размер единовременных выплат, что повлияло на общий размер пенсии граждан РФ. В 2023 г. пенсии также индексировали несколько раз (см. рис. 3).
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Диаграмма, представленная на рис. 2, позволяет видеть, что средний размер пенсии на протяжении последних четырех лет стабильно увеличивается: по итогам 2020 г. средняя пенсия увеличилась на 892,1 руб., по итогам 2021 г. - на 911,6 руб., а наиболее существенный прирост наблюдается по итогам 2022 г., когда средний размер пенсии увеличился на 1 294,8 руб. Последнее увеличение связано с тем, что в 2022 г. пенсию индексировали несколько раз, а также был проиндексирован размер единовременных выплат, что повлияло на общий размер пенсии граждан РФ. В 2023 г. пенсии также индексировали несколько раз (см. рис. 3).
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
Статья: Отдельные аспекты анализа государственного бюджета Российской Федерации
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Таким образом, сумма выделенных в 2021 г. средств только на нужды федеральных гражданских служащих составила 185 286 820,1 тыс. руб., что равно 20,92% от общего размера бюджетных ассигнований. Более того, интересен пункт "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации": в 2022 г. предполагается потратить примерно на 5 млн руб. меньше, чем в 2021 г., что вполне объяснимо (например, большая часть служащих прошла переподготовку годом ранее), но на 2023 г. запланировано увеличение расходов по этой статье более чем в 2 раза - с 92 млн руб. до почти 235 млн руб. Какой может быть причина такого завышения запланированных трат, причем в течение года? Кратное увеличение численности федеральных гражданских служащих? Удвоение профессиональных обязанностей на основе новых компетенций? Уровень инфляции в стране будет не на уровне запланированных 4%, а значительно выше? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как законодатель не дает никаких пояснений на этот счет. В любом случае на фоне минимальной индексации других видов расходов или отсутствия таковой указанный объем финансирования видится нецелесообразным и завышенным (для сравнения, величина прожиточного минимума для пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2021 г. составила 10 022 руб.) <6>.
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Таким образом, сумма выделенных в 2021 г. средств только на нужды федеральных гражданских служащих составила 185 286 820,1 тыс. руб., что равно 20,92% от общего размера бюджетных ассигнований. Более того, интересен пункт "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации": в 2022 г. предполагается потратить примерно на 5 млн руб. меньше, чем в 2021 г., что вполне объяснимо (например, большая часть служащих прошла переподготовку годом ранее), но на 2023 г. запланировано увеличение расходов по этой статье более чем в 2 раза - с 92 млн руб. до почти 235 млн руб. Какой может быть причина такого завышения запланированных трат, причем в течение года? Кратное увеличение численности федеральных гражданских служащих? Удвоение профессиональных обязанностей на основе новых компетенций? Уровень инфляции в стране будет не на уровне запланированных 4%, а значительно выше? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как законодатель не дает никаких пояснений на этот счет. В любом случае на фоне минимальной индексации других видов расходов или отсутствия таковой указанный объем финансирования видится нецелесообразным и завышенным (для сравнения, величина прожиточного минимума для пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2021 г. составила 10 022 руб.) <6>.
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<12> ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (ред. от 18.02.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)<12> ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (ред. от 18.02.2021) // СПС "КонсультантПлюс".